Дистиллированный спирт

Перегонкой называется процесс превращения летучей жидкости в пар путем нагревания и обратной конденсации ее путем охлаждения в жидкость. Дистиллированным, или перегнанным, спиртом называются имеющие особый привкус растворы спирта в воде, полученные путем перегонки некоторых ферментированных жидкостей.

Хотя древние египтяне приготовляли пиво и вино, оба содержащие алкоголь, они не были знакомы с искусством перегонки и поэтому не знали дистиллированного спирта. Нет никаких данных, свидетельствующих о том, когда и где был впервые открыт процесс перегонки. Первое упоминание о нем мы находим у Аристотеля [IV век до н. э.]. Аристотель


J. L. Burckhardt, op. cit., p. 143. Oriс Вates, op. cit., p. 26. 132 Plin., XIII, 10.

Theophr., Historia plantarum, IV, 2, 10.

P. E. Newberry, inHawara, Biahmu and Arsinoe, W. M. F. Petrie, pp. 48, 53. N. de G. Davies, The Rock Tombs of Sheikh Said, p. 4. 136 №86/1913.

1 47

A. S. Hunt, The Oxyrhynchus Papyri, VIII, p. 241. 138 R. W. Т. Gunther, The Greek Herbal of Dioscorides, V, 34.

H. F. Lutz, op. cit., p. 9.

T. E. Peet, Liverpool Annals of Archaeology and Anthropology, X (1923), p. 53.



описывает образование тумана и дождя141 (в результате естественных процессов испарения и конденсации); в другом месте он говорит142: «Когда соленая вода превращается в пар, пар делается [67] пресным, а когда он сгущается и превращается в воду, она уже не соленая. Это я знаю по своим опытам. То же самое верно во всех случаях подобного рода: вино и все жидкости после испарения и обратной конденсации в жидкость становятся водой. Все они являются водой, несколько измененной некоторыми примесями, характер которых сообщает им вкус». Очевидно, Аристотель, перегонявший вино и получавший слаборазведенный спирт, не увидел в нем ничего, кроме воды, «измененной некоторыми примесями», которые и сообщали ей свой вкус. Феофраст (IV— III века до н. э.) знал кое-что о способе сухой перегонки для получения древесного дегтя, описание которого он и дает143. Плиний (I век

\ 144 /~"

н. э.)144 тоже был знаком с этим методом, так же как и с примитивным методом получения скипидара путем перегонки145.

Зосима, древнейший автор, занимавшийся вопросами алхимии, сочинения которого сохранились до нас в подлинниках146, описывает и дает в иллюстрациях большое количество реторт и другой посуды, доказывая этим, что в его время (конец III или начало IV века н. э.) перегонка была уже хорошо известна; но он нигде не упоминает алкоголя, и весьма вероятно, что алкоголь не был известен до средних веков и что вначале он употреблялся не как напиток, а как лекарство.

САХАР

В связи с пивом и вином уместно рассмотреть вопрос об употреблении сахара в Древнем Египте, поскольку алкоголь, сообщавший этим двум напиткам возбуждающие и опьяняющие свойства, получался из сахара. Что касается пива, то сахар, как мы уже говорили, образовывался в ходе предварительного процесса перед варкой пива из имевшегося в зерне крахмала. С вином дело обстояло иначе — сахар содержался в готовом виде в винограде, пальмовом соке, финиках и других продуктах, применявшихся для изготовления вина.

Хотя сахар широко распространен в природе и содержится в меде, в молоке, в некоторых деревьях, растениях, [68] корнях, цветах и плодах, в древности он был известен лишь в форме меда. Тростниковый сахар появился сравнительно поздно, а свекловичный — совсем недавно.

Тростниковый сахар

Сахарный тростник ведет свое происхождение с Дальнего Востока. Возделывать его начали, по-видимому, в Индии, а в римскую эпоху во времена Плиния тростниковый сахар стал еще едва только известен, да и то лишь в качестве лекарства147. К этому времени (I век н. э.) относится письменное сообщение о сахаре, или «меде из тростника под названием

«сахари», отправленном на корабле из Индии к Сомалийскому побережью148. Диоскурид (также I век н. э.) рассказывает149 о сорте «твердого» меда, называемом сахаром, который добывается в Индии и Аравии из тростника; при этом он указывает, что «по твердости он


141

Aristot., Meteorologica, I, 9, 11. 142 Ibid., II, 3.

Theophr., op. cit., IX, 3, 1-3. i лл

Plin., XVI, 21-22.

145 Ibid., XV, 7.

E. J. Hоlmуard, Makers of Chemistry, p. 35.

1 47

Plin., XII, 17. 148 W. H. Sсhоff. The Periplus of the Erithraean Sea, pp. 27, 90, 285.

Q

R. T. Gunther, The Greek Herbal of Dioscorides, II, 104.



напоминает соль и хрустит на зубах, как соль». В Греции самый факт существования сахарного тростника и способ извлечения из него сахара был, по-видимому, известен еще за несколько веков до этого. Так, Страбон (I век до н. э. — I век н. э.)150 приводит слова Неарха (IV век до н. э.) о том, что «тростник дает мед без всяких пчел»; он говорит также о «дереве, из плодов которого получают мед...», но, к сожалению, не называет это дерево. Плиний пишет, что Аравия, так же как и Индия, производила сахар.

Насколько нам известно, тростниковый сахар не упоминается ни в одном древнеегипетском документе и даже в поздних греческих папирусах. Единственными доступными источниками сладкого вещества были мед и такие плоды, как финики и виноград. В повседневной жизни роль нашего сахара играл тогда мед. Сахарный тростник, который в изобилии разводят в современном Египте, появился там сравнительно поздно. Марко Поло в XIII веке отмечал, что некоторые египтяне обучали жителей [69] Унгуэна (Китай) способу очистки сахара при помощи древесной золы

Мед152

Среди второстепенных промыслов Древнего Египта одним из важнейших было пчеловодство. Мед часто упоминается в древних текстах '. Первое известное нам упоминание относится ко времени VI династии155,156. В эпоху XVIII династии мед упоминается среди различных погребальных жертвоприношений157. В эту же эпоху мед привозили в качестве дани из Джахи158 и из Речену159 в Азии, а во времена XIX династии мед упоминается как часть рациона царского курьера и знаменосца160. Мед упоминается как в хирургическом папирусе Эдвина Смита (XVII век до н. э.)161, так и в папирусе Эберса (около 1500 года до н. э.)162 как обычный ингредиент в лекарственных составах; на одном изображении, относящемся к Среднему царству, находящемся сейчас в Берлинском музее, представлена выемка меда163. В гробнице Рехмира в Фивах (XVIII династия) изображены кувшины для меда с надписью, что в них находится мед164, а в гробнице Пабаса в Фивах (Саисский период) изображена сцена из практики пчеловодства165. В Птоломеевский [70] период «существовали как царские, так и частные пасеки»

Я исследовал два небольших глиняных кувшина XVIII династии из гробницы Тутанхамона с надписями гиератическим письмом — «мед хорошего качества». Они были пусты, если не считать следов сухого вещества, приставшего к внутренним стенкам. В одном из двух случаев я взял пробу, подверг ее химическому анализу (насколько это было возможно при таком ничтожном количестве вещества) и получил отрицательный результат.

150 Strabo, XV, I, 20.

Marco Polo, Travels, p. 316 (Everyman's Library) (Марко Поло, Путешествие, Ленинград, 1940).

См. библиографию L. Armbruster, Die Biene im Orient I. Der tiber 5000 Jahre alte Bienenstand Aegyptens (Archiv fur Bienenkunde, 1931).

153 J. H. Breasted, op. cit., V (Index), p. 132.

A. Erman, The Literature of the Ancient Egyptians.

J. H. Вreasted, op. cit., I, 266.

Папирус в Каирском музее, № J. 15000.

157 J. H. Breasted, op. cit., II, 571.

158 Ibid., II, 462.

159 Ibid., II, 518.

160 Ibid., III, 208.

J. H. Breasted, The Edwin Smith Surgical Papyrus, Index, p. 583. 162 С. Р. Bryan, The Papyrus Ebers.

L. Klebs, Die Reliefs und Malereien des Mittleren Reiches, pp. 83-84, Fig. 57.

164 P. E. Newberry, The Life of Rekhmara, pp. 29-33, 35; Pls. XIII, XIV.

165 A. Lansing, The Egyptian Expedition, 1916-1919, in Bull. Met. Mus. of Art, New York, II (1920), pp. 21-22.
Е. Bеvаn, A History of Egypt under the Ptolemaic Dynasty, 149.


Единственным показателем присутствия сахара был легкий запах, напоминавший запах карамели (жженого сахара), появившийся при соприкосновении с горячей водой, в которой растворилось 26% взятого образца. Другой образчик эпохи Нового царства, присланный д-ром Кеймером для анализа на мед, оказался совершенно нерастворимым в воде и не дал никакой реакции на сахар. Однако отрицательный результат анализов отнюдь не означает, что эти пробы никогда не были медом, ибо вещество могло так измениться, что перестало реагировать на обычные испытания.

Вещество, найденное в значительном количестве в большом алебастровом кувшине из гробницы Тутанхамона167, было черного цвета и напоминало по виду смолу; вся его поверхность была покрыта хитиновыми покровами множества мелких жуков; судя по некоторым признакам, вещество это было когда-то вязким и текучим; вся эта черная масса была пронизана множеством маленьких полупрозрачных светло-коричневых кристаллов. Вещество в целом определить не удалось, кристаллы же имели сладкий вкус, растворялись в воде и дали положительную химическую реакцию на сахар. Без сомнения, это и был сахар. Сказать точно, что представляло собою это вещество, нельзя, но можно предполагать, что это был мед или фруктовый сок, вроде виноградного или финикового экстракта.

Утверждают, что египтяне иногда сохраняли трупы [71] покойников в меду168. Если это и бывало, то только как исключение. В качестве примера приводят тело Александра Македонского168; но если оно и было бальзамировано таким способом, то, по всей вероятности, эта операция была совершена в Вавилоне, где он умер, а не в Египте, куда тело его было привезено уже после бальзамирования.

Финиковый экстракт

Мы уже высказывали предположение, что этот экстракт мог употребляться для подслащивания пива, но никаких данных об использовании его для этой или для какой-нибудь другой цели не имеется.

Виноградный сок

О том, что египтяне пользовались для подслащивания вина неперебродившим виноградным соком, вероятно выпаренным до состояния сиропа, свидетельствует найденный в гробнице Тутанхамона фрагмент глиняного кувшина (такой же величины и такой же формы, как и все другие винные кувшины из этой гробницы) с надписью гиератическим письмом о том, что в кувшин был налит неперебродивший виноградный сок весьма хорошего качества из храма Атона169. Виноградный сироп упоминается в одном позднем папирусе170. В Сирии, где его называют дибс, он широко употребляется и в наши дни. Я произвел анализы двух образчиков блестящего черного смолообразного вещества эпохи XVIII династии, найденного Брюйером в Дейр-эль-Медине, и обнаружил, что они содержали: один — 17%, а другой — 24,4% глюкозы; очевидно, они представляли собой либо мед, как их определил Брюйер171, либо виноградный сироп. Вероятно, то же самое можно сказать и о найденном в том же месте и относящемся к тому же времени третьем образчике — черном аморфном веществе, содержавшем мельчайшие белые кристаллы (которые не были определены). [72] На стене одной гробницы XII династии в Бени-Хасане непосредственно рядом со сценой уборки винограда изображен человек, помешивающий

A. Lucas, Appendix II, p. 183, in The Tomb of Tut-ankh-Amen, II, Howard Carter.
168 Е. A. Wаllis Вudge, The Mummy, 2-nd edition (1925), p. 208.

Каирский музей, № J. 62324.

С. С. Еdgar, Zenon Papyri in the University of Michigan Collection, 1931, № 65.

B. Bruyere, Les fouilles de Deir el Medineh (1934-1935); La necropole de l'est, 1937, p. 109.


в стоящем на огне горшке какую-то жидкость. Тут же изображено процеживание жидкости сквозь кусок ткани172. Несколько исследователей высказало мысль, что эти сцены

1 "71

изображают приготовление виноградного сиропа173. В первом веке н. э. из Диосполя вывозили сок кислого винограда174, который Диоскурид называет omphacion175, а Плиний — omphacium176. [73]

172 P. E. Newberry, Beni Hasan, II, Pl. VI.

R. Dageet A. Aribaud, Le vin sous les pharaons, 1932, p. 50; A. Neuburger, The Technical Arts and Sciences of the Ancients, 1930, Fig. 170.

W. H. Sсhоff, The Periplus of the Erithraean Sea, pp. 25, 75. R. T. Gunther, The Greek Herbal of Dioscorides, V, 6. 176 Plin., XII, 60; XXIII, 4.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: