Глава III материалы животного происхождения

В этой главе мы объединили для удобства различные материалы животного происхождения, как-то: кость, перо, кишки, волос, рог, слоновую кость, кожу, перламутр, скорлупу страусовых яиц, пергамент, панцирь черепахи, морские и пресноводные раковины. Перейдем к рассмотрению каждого из этих материалов в отдельности.

Кость

Кость была одним из самых обычных материалов, которыми пользовался первобытный человек. Костей было много, их легко было расщепить и заострить (у некоторых рыб кости заострены от природы), поэтому из них можно было изготовлять такие небольшие орудия для прокалывания, как шилья и иглы. Кроме того, кость была материалом, пригодным для резьбы,

В Древнем Египте кости животных использовались в качестве сырья еще во времена неолита1,2, а также на протяжении всех последующих периодов. Из костей делали различные мелкие предметы, главным образом амулеты, наконечники для стрел, шилья, бусы, браслеты, гребни, кольца, наконечники гарпунов, иглы и булавки. Рыбьи позвонки употреблялись иногда в виде бус3, а острые рыбьи кости шли на изготовление иголок4 и шильев5. [74]

В дело шли кости не только современных животных, но иногда и ископаемых. Известна, например, ручка от зеркала, сделанная из этого материала6.

Перо

В большинстве стран перо использовалось уже во времена глубокой древности. В Египте, не составлявшем в этом отношении исключения, употребление перьев известно еще в тасийском7 и в бадарийском8 периодах. Употреблялись главным образом страусовые перья. Однако, кроме них, в гробницах были найдены перья, по-видимому, ночной цапли9,

10 11 12 г

вороны или ворона ' и какой-то водоплавающей птицы12, а в одном случае — голубиные перья13.

Страусовые перья шли главным образом на изготовление вееров, а также головных украшений. Так, например, мы читаем, что Пианхи (XXV династия) принял выражение покорности от «всех вождей, носивших перья»14 (вероятно, страусовые); богиня Маат, различные другие боги и запряженные в колесницы лошади часто изображаются со страусовыми перьями на голове. В египетcкой колонии в Керма (Судан) в эпоху Среднего царства из страусовых перьев делали веера и ковры15. Упомянутые выше перья водоплавающей птицы и голубей шли на набивку подушек.

1 G. Сatоn-Тhоmpsоn, The Neolithic Industry of the Northern Fayum Desert, in Journal, Royal Anthrop. Inst.,
LVI (1926), pp. 310, 312.

2 H. Junker, Merimde-Benisalame, 1929, p. 237; 1930, p. 71-72.

3 G. A. Wainwright, Balabish, p. 21.

4 T. E. Peet and С L. Wооlleу, The City of Akhenaten, I, p. 17.

5 G. Вrunton, Mostagedda, pp. 58, 90.
6D. E. Derry, Map, 1937, 134.

7 G. Brunton, Mostagedda, p. 29.

8 G. Brunton and G. Caton-Thompson, The Badarian Civilisation, pp. 28, 38.

9 G. Brunton, Mostagedda, p. 58.

10 G. A. Wainwright, op. cit., p. 12.

11 С. M. Firth, Arch. Survey of Nubia, Report for 1908-1909, p. 58.

12 British Museum, A. Guide to the Fourth, Fifth and Sixth Egyptian Rooms, 1922, p. 87.

13 J. E. Quibell, The Tomb of Yuua and Thuiu, p. 52.

14 J. H. Вreasted, op. cit., IV, 873.

15 G. A. Reisner, Excavations atKerma, IV-V, pp. 300-301, 315.


Хотя в настоящее время страусы в Египте не водятся, сравнительно недавно они были довольно широко распространены как в восточной, так и в западной пустыне. В эпоху XVIII династии страусы водились, по-видимому, даже под Гелиополем, о чем свидетельствует ручка веера из гробницы Тутанхамона, на которой [75] изображен царь, охотящийся на страусов с луком и стрелами. Надпись сообщает, что «охота происходит в восточной пустыне близ Гелиополя»16. На другой стороне ручки веера изображен царь с пучком страусовых перьев под мышкой и двое слуг, несущих убитых страусов. На одном из вееров, найденных в этой гробнице, перья сохранились до сих пор.

Однако местных страусов было, по-видимому, не так много, чтобы полностью удовлетворить спрос на перья; поэтому страусовые перья были также предметом ввоза. На стене, соединяющей два пилона Хоремхеба в Карнаке, изображен привоз страусовых перьев из Пунта17, а на одной из стен храма Бейт-эль-Вали в Нубии изображен Рамзес II,

г " 18

принимающий от нубийцев дань, в которую входят и страусовые перья18.

Страусовые перья изображены в нескольких гробницах XVIII династии в Фивах19,20,21,22.

Кишки

Кишки, ничем не отличающиеся от современных, шли в Древнем Египте на выделку струн для музыкальных инструментов и на тетивы для луков.

Древнейший пример использования кишок относится к бадарийскому периоду; находка зарегистрирована как «ремешок животного происхождения (кишка)»23. Следующим в хронологическом порядке примером является найденный в ступенчатой пирамиде в Саккара обрывок кишки, относящийся ко времени III династии. Он состоит из двух перевитых кусков, один длиною около 5 см, а другой — около 10 см, которые, вероятно, составляли раньше одно целое, поскольку оба они одинаковой [76] толщины (1,5 мм)24. Далее следует образчик, сохранившийся до нас от II промежуточного периода, представляющий собою, согласно описанию, «тонкую перекрученную кишку, возможно служившую тетивой лука»25. Следующие образцы относятся к XVIII династии; эти находки состоят из: а) части тетивы, прикрепленной к сложному луку из Курна; b) нескольких перевитых кусков тетивы различной толщины (от 1,5 до 3,5 мм), все из гробницы Тутанхамона (где был найден также образец льняной тетивы); с) обрывков трех перевитых струн на лютне из Дейр-эль-Бахри27.

Волос

Человеческая природа в основном неизменна, везде и всюду и во все времена; поэтому нет ничего удивительного в том, что женщины Древнего Египта, по крайней мере во времена I династии, пользовались искусственными локонами из человеческих волос, чтобы скрыть недостаток своих собственных поредевших с возрастом волос или чтобы

16 Howard Carter, The Tomb of Tut-ankh-Amen, II, p. 46.

17 J. H. Breasted, op. cit., III, 37.

18 Ibid., III, 475.

19 J. G. Wilkinsоn, The Ancient Egyptians, 1890, II, p. 54.

20 A. E. P. Weigall, A Guide to the Antiquities of Upper Egypt, 1913, p. 126.

Nina de G. Davies and Norman de G. Davies, The Tombs of Menkheperrasonb Amenmose and Another, Pl. IX. 22 N. de G. Davies, The Tomb of Puyemre at Thebes, I, pp. 87, 103. 1 G. Brunton, Mostagedda, p. 60.

1В настоящее время находится в Каирском музее, № J. 69624. 25 G. Brunton, op. cit., p. 128.

G. Daressy, Recueil de travaux, XX (1898), p. 73; Каирский музей, № J. 31389. В момент находки, по-видимому, была целой. См. также G. Brunton, Annales du Service, XXXVIII (1938), pp. 251-252.

A. Lancing and W. С Hayes, Bull. Met. Mas. of Art, New York, Egyptian Exped. 1935-1936, p. 8. Каирский музей № J. 66248.


не отстать от моды. Человеческие волосы шли также на изготовление париков, хотя парики иногда делались также из растительного волокна. В египтологической литературе имеются мнения, что для этой цели употреблялся конский волос или шерсть, но доказательств этому нет28. Я исследовал под микроскопом волокно всех (пятнадцати) париков, хранящихся в Каирском музее, и опубликовал результаты по четырнадцати из них28.

Семь из них являются большими парадными париками жрецов XXI династии. Они покрыты массой мелких штопорообразных завитков, сзади же волосы свисают длинными узкими косами. Считалось, что они сделаны [77] из конского волоса. В действительности же все они сделаны из человеческих волос, оказавшихся после чистки коричневого или темно-коричневого цвета, хотя до чистки они казались черными; эти парики (очевидно, из экономии) подбиты волокном того красновато-коричневого, напоминающего ткань вещества, которое растет у основания ветвей финиковой пальмы.

Следующий парик, согласно описи, происходит из того же источника, что и предыдущие семь. Он гораздо меньше, состоит из маленьких светло-коричневых завитков и не имеет ни кос, ни подбивки. Он также сделан из человеческих волос. Далее мы имеем очень похожую на этот парик, но более темного цвета волосяную массу (недатированную), которая, вероятно, тоже была париком и тоже состоит из человеческих волос.

Два больших парика (тоже недатированные) очень похожи на семь упомянутых выше; разница лишь в отсутствии подбивки; сделаны они из темно-коричневых человеческих волос.

Парик царицы Исимхеб (XXI династия), о котором говорили29, что он «сделан из волос, смешанных с шерстью черной овцы», очень большой величины, покрыт мелкими кудряшками, имеет длинные узкие косы сзади, но ничем не подбит. Он состоит целиком из человеческих волос, большей частью темно-коричневого цвета.

«Парадный парик Юи (XVIII династия), о котором сказано, что он «сделан из шерсти»29, напоминает парик царицы Исимхеб и состоит целиком из человеческих волос очень темного коричневого цвета.

Два следующих парика, вероятно римской эпохи, состоящие из мелких штопорообразных локонов на плетеном основании, сделаны из растительного волокна; один — из волокна финиковой пальмы, а другой — вероятно, из травы.

На всех без исключения волосяных париках и на одном парике из растительного волокна я обнаружил пчелиный воск, часть которого я снял при помощи растворителя и таким образом мог определить его природу, судя главным образом по точке плавления. Тусклый цвет многих локонов и кос объясняется тем, что к воску [78] пристало много пыли и грязи. Поскольку воск является в высшей степени подходящим материалом для сохранения завивки, нет никакого сомнения, что в данном случае он был применен именно для этой цели, а не для смазывания, так как смазывание можно было бы производить только жидким маслом или твердым жиром, который либо разогревался бы перед употреблением до жидкого состояния, либо принимал бы жидкую форму при температуре человеческого тела или помещения, в котором носили парик. Точка плавления пчелиного воска, превышающая 60° по Цельсию (140° по Фаренгейту), слишком высока, чтобы он мог растаять и потечь по парику, если бы он был нанесен в твердом состоянии; поэтому можно не сомневаться, что его подогревали и в таком виде втирали в волосы.

В Древнем Египте волосы в виде небольших заплетенных прядей сохраняли иногда как память, точно так же как это нередко делают в наши дни; такая прядь волос царицы Тии была найдена в гробнице Тутанхамона30. Тии была бабушкой жены Тутанхамона и, вероятно, принадлежала к числу предков самого фараона.

Брантон нашел в могилах додинастического периода три парика, сделанных

28 Ссылки см. в статье A. Lucas, Ancient Egyptian Wigs; Annales du Service, XXX (1930), pp. 190-196.

29 Там же.

30 Howard-Carter, The Tomb of Tut-ankh-Amen, III, p. 87.


из человеческих волос31, а в гробницах VII и VIII династий — два свернутых пучка человеческих волос; один из них имел форму подушечки и служил для нанесения красной пудры, возможно, на лицо, а другой был найден вместе с краской для подведения глаз и для лица32.

Волосы иногда употреблялись для нанизывания бус. Известны, например, такие браслеты додинастического периода33 и времен I династии34. Еще один браслет, относящийся ко времени I династии, состоял частью из волос, «вероятно, от бычьего хвоста»35. От периода с IV по X династию до нашего времени сохранились браслеты из волокна и волоса36, а также целиком волосяные браслеты из «чашеобразных» могил. Какой волос был использован [79] в этих случаях — не установлено. Были найдены бусы бадарийского периода, нанизанные на волос какого-то животного37. Из волос делали и различные другие вещи: например, четыре предмета из гробницы Тутанхамона, которые нашедший их Картер называет

то

«опахалами, чтобы отгонять мух»38, представляют собою пучки длинных волос, приделанных к золоченым деревянным ручкам в форме голов животных. Возможно, что это как раз те самые предметы, которые мы часто видим в росписи висящими по бокам запряженных в колесницы лошадей и которые изображены на нескольких золотых украшениях из той же гробницы, являющихся частью конской сбруи. После того как Нельсон высказал мне свое предположение, я думаю, что эти предметы могли быть сделаны из какого-то растительного волокна, поскольку иногда они изображены волнистыми, чтобы показать, как они развеваются по ветру. Волос, из которого сделаны «опахала», настолько разложился, что при рассматривании его под микроскопом невозможно было точно определить его природу, однако скорее всего это была верблюжья или ослиная шерсть. Подобные же «опахала», сделанные из волос хвоста жирафа, возможно, с небольшой примесью козьего волоса, были обнаружены Рейснером в могилах Среднего царства в египетской колонии Керма в Судане39. Там же было найдено несколько запястий, сплетенных из такого же волоса. Уэйнрайт нашел в Балабише мешок-сетку из волоса от хвоста жирафа или слона40, а Ферт при раскопках в Нубии нашел запястье из волоса от слонового хвоста41. Брайтон обнаружил кусок волосяной ткани, по-видимому из козьего

волоса, птолемеевского или ранне-римского периода42 и волосяную циновку римского или коптского периода43. Уинлок нашел в Фивах волосяные веревки и кусок очень грубой волосяной ткани VII века [80] н. э.44, но в его отчете не говорится, что это был за волос. Известен кусок веревки из верблюжьего волоса, относящийся к III или началу IV династии45. Имеется упоминание о куске ткани из козьего волоса, датированном 185 годом до н. э..

31 G. Brunton, Mostagedda, p. 90.

32 G. Brunton. Gau and Badari, I, pp. 36, 55.

33 G. Brunton, Mostagedda, p. 85.

34 W. M. F. Petrie, The Royal Tombs, II, p. 19.

35 W. M. F. Petrie, op. cit, p. 18.

36 G. Brunton, Mostagedda, pp. 110, 130.

37 G. Brunton and G. Caton-Thompson, The Badarian Civilisation, p. 57.

38 Howard Carter, The Tomb of Tut-ankh-Amen, II, p. 224; Pl. XLIII (c).

39 G. A. Reisner, Excavations at Kerma, IV-V, pp. 313-315.

40 G. A. Wainwright, Balabish, pp. 12, 32, 46.

41 С. М. Firth, Archaeological Survey of Nubia, Report for 1910-1911, p. 84.

42 G. Brunton, Mostagedda, p. 139.

43 Ibid., p. 145.

44 Н. Е. Winlосk and W. Е. Сrum, The Monastery of Epiphanius at Thebes, pp. 71-72.

45 G. Caton-Thompson and E. Gardner, The Desert Fayum, pp. 88, 119, 123.

46 A. S. Hunt and J. G. Smуlу, The Tebtunis Papyri III (Part I), № 796.


Рог

Рог в Египте употреблялся с древнейших времен. Изделия из рога нередко попадаются в могилах. От додинастического периода до нас сохранились браслеты47,48,

г 46 47 47 46

гребни46, наконечники гарпунов47, печати47, вазы или чашки46, а также резной рог,

г " 49 т 50 51

употреблявшийся в качестве сосуда; от I династии — луки50, игральные фишки51 и резной рог49 и от более поздних эпох самые разные предметы, в том числе, возможно, стригили52, рога-сосуды и роговые ручки для инструментов и оружия. Во времена XVIII династии рог употреблялся как одна из частей составного лука.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: