Происхождение и хронология употребления стекла

Ввиду очень близкого родства между глазурью и стеклом можно предполагать, что открытие стекла было тесно связано с открытием глазури.

Мы не знаем точно, когда в Египте начали впервые изготовлять предметы из стекла, но, во всяком случае, в начале XVIII династии мы находим там широкое и налаженное стекольное производство, а к середине этой эпохи техника изготовления стекла достигает уже высокого совершенства.

Поскольку производство стекла в Египте до XVIII династии имеет большое значение для изучения истории применения этого материала, мы приведем все существующие по этому вопросу данные.

Древнейшие стеклянные предметы делятся на две группы: (а) бусы и мелкие амулеты и (b) другие предметы, которые будут рассмотрены отдельно. [289]

Бусы и мелкие амулеты

Додинастический период. Мне известны следующие находки: а) Стеклянная бусина, найденная Петри в Негаде1, о которой Бек говорит2: «Судя по фотоснимку найденных вместе с ней других бус, едва ли она может относиться к столь раннему периоду, как додинастический период... Одна из этих бусин относится, по-видимому, к VI династии или к I промежуточному периоду... Я полагаю, что и эту бусину следует также датировать VI династией». b) Ожерелье из зеленых, синих и желтых стеклянных бус, найденное Макивером и Мейсом в Абидосе3. Бек пишет4: «Я не решаюсь отнести их к додинастическому периоду без дополнительных доказательств». Я также сомневаюсь, чтобы это ожерелье могло относиться к додинастическому периоду, так как считаю, что присутствие в нем желтых бус делает это предположение маловероятным, поскольку желтый цвет в фаянсе и стекле известен как более позднее открытие. Итак, датирование этих бус додинастическим периодом требует дополнительного подтверждения. Но поскольку глазурь, которая является тем же стеклом, только нанесенным на другой материал, была известна в додинастический период, то не было бы ничего удивительного, если бы несколько мелких предметов, например бусы, оказались сделанными из стекла, так как случайно упавшая на пол капля глазури может при застывании сохранить более или менее шарообразную форму, и, если ее просверлить, из нее получится стеклянная бусина.

1 (a) A. Sсharff, Die Alterfflmer der Vor- und Friihzeit Agyptens, Berlin, 1929, 108, № 165, Tafel 25;
(b) F. Rathgen, Uber Ton und Glas in alter und uralter Zeit, Berlin, 1918, 18; (с) В. Neumann und G. Коtуga, Antike
Glaser, ihre Zusammensetzung und Farbung, Zeits. f. angewandte Chem., 38 (1925), 776.

2 H. С. Beck, Glass before 1500 b. c, Ancient Egypt and the East, 1934, № 2, p. 9.

3 D. R. MacIver and А. С. Масe, El Amrah and Abydos, p. 54.

4 H. С. Beck, op. cit., № 3, pp. 9-10.


V династия. Примерами служат бусы и небольшие амулеты, найденные Скиапарелли
в Гебелейне и хранящиеся в Каирском музее5. Имеется две нитки бус — а) и b) — и, кроме
того, еще нитка бус и мелких [290] амулетов. Нитка а) состоит приблизительно из 320
чередующихся маленьких черных и синих бусинок из непрозрачного стекла. Нет никакого
сомнения в том, что эти бусы должны быть сделаны либо из стекла, либо из фаянса.
Я убедился, что они не имеют внутри сердцевины из другого материала, и делаю на этом
основании вывод, что они стеклянные. Однако трудно сказать, было ли это стекло
изготовлено намеренно или получилось случайно, поскольку, как сказал Рейснер
в отношении крошечных кольцеобразных фаянсовых бусинок из Керма6, «возможно, что
вследствие их малых размеров сердцевины их подвергались большему воздействию огня и
оплавлялись во время обжига с глазурью, чего не происходит с большими бусами». Брайтон
дает аналогичное описание нескольким найденным им бусинам7. Это объяснение настолько
убедительно, что почти не вызывает сомнений. Нитка b) состоит из нескольких сот
маленьких похожих на бусы предметов, настолько грязных, что трудно определить их
природу. Очистить их нелегко, но, по-видимому, они представляют собой крошечные
нанизанные на нитку шарики. Кроме того, мы имеем около двадцати маленьких зеленых
амулетов, из которых несколько сломано. Поскольку в них тоже нет сердцевины, их следует
считать стеклянными, хотя возможно, что их изготовляли как фаянсовые.

VI династия. Примерами служат а) бусинка, исследованная Беком, который говорит8:
«Нет никаких оснований сомневаться ни в материале, ни в датировке этого образца»;
b) около двадцати семи маленьких стеклянных бусинок синего, темно-зеленого и
зеленоватого цвета, найденных Брантоном и исследованных мной. Синие и темно-зеленые
бусинки происходят из Матмара.

Древнее царство. Мейерс нашел в Арманте стеклянные бусы, относящиеся, по-видимому, к эпохе Древнего царства9.

/ промежуточный период, а) Бек описывает пять стеклянных бусин, из которых две зеленого цвета, одна — синеватая, одна — красная, прозрачного стекла; цвет [291] пятой бусины не указан10. Нашедший их Брайтон предполагает, что красная бусина, возможно, относится к более позднему времени. b) Более семидесяти миниатюрных синих амулетов, найденных Брайтоном, который называет их «ажурной синей глазурью с растворенной в глазури сердцевиной»10, из чего следует, что вместо фаянсовых получились стеклянные бусы, с) Около шестисот бусин различных цветов (синие, черные, зеленоватые), найденных Брайтоном (частью в Матмаре) и обследованных мной. У них нет сердцевинок; следовательно, они стеклянные.

Среднее царство. Примерами являются а) синие стеклянные бусы XI династии, найденные Уинлоком в Дейр-эль-Бахри11; b) одна синяя стеклянная бусина XII династии, датированная Беком; с) около шести стеклянных бусин XII династии, цвет которых не отмечен, и три бусины того же периода (непрозрачные зеленые с одним желтым концом), найденные Брайтоном и исследованные мной.

// промежуточный период. От этого периода до нас сохранилось около 550 стеклянных бусин различных цветов (черные, красные, зеленые и желтые), найденных Брайтоном и исследованных мной.

Таким образом, нет никакого сомнения в том, что стеклянные бусы и миниатюрные стеклянные амулеты изготовлялись уже в эпоху V династии. Весьма вероятно, что все они — египетского производства и явились результатом применения стекла в качестве глазури

5 Каирский музей, № J. 64816.

6 G. Reisner, Kerma, pp. 91-92.

7 G. Brunton, Qau and Badari, I, p. 33.

8 H. С. Beck, op. cit., № 22, p. 16.

9 R. Mond and О. Н. Myers, Cemeteries of Armant, I, pp.21, 72, 83.

10 Н. С. Beck, op. cit., №№ 12-15, p. 14.

11 H. E. Winlосk, Bull. Met. Mus. of Art, New York, Egyptian Exped., 1921, p. 52.

12 H. С. Beck, op. cit., № 22, p. 16.


для стеатита и кварца (как целого, так и толченого). Некоторые из этих ранних бусин не являются стеклом в полном смысле этого слова, а представляют собою материал, который я назвал выше «неполноценным стеклом»13 а Рейснер и Брайтон называют фаянсом со сплавившейся или растворившейся в глазури сердцевиной. Но это не фаянс, так как фаянс есть не что иное, как глазурованный толченый кварц, а мы имеем здесь дело с насквозь однородным материалом без всякой глазурной облицовки и поэтому классифицируем его как стекло. Это [292] неполноценное стекло состоит из стекловидного связующего вещества, в котором вкраплено значительное количество несвязанного кварца.

Древнейшие стеклянные бусы бывают черного, синего и зеленого цвета. Желтые и красные бусы появляются позднее.

Другие стеклянные предметы

В их число входят: а) Голова Хатхор, которую Петри относит к додинастическому периоду и считает не египетским, а привозным изделием14. Однако Петри не видел этот предмет на месте его находки, и хотя он пишет, что «гробница легко датируется по восьми типам найденной в ней керамики», тем не менее возможно, что голова Хатхор была найдена в другом месте и лишь на время положена нашедшим ее рабочим для лучшей сохранности или удобства перевозки (во всяком случае, без всякой задней мысли) в ту маленькую вазу, в которой, Петри впервые ее увидел. b) Несколько маленьких; кусочков инкрустации эпохи I династии на фрагменте деревянного ящика, найденного Амелино в Абидосе15 и хранящегося в Музее Эшмоля в Оксфорде. Амелино называет материал эмалью, что, конечно, является ошибкой. Бек пишет16, что д-р Лидс и Гарден тщательно обследовали эти образцы и пришли к твердому заключению, что это не стекло, а фаянс. Лидс любезно разрешил мне обследовать эту инкрустацию, насчитывающую всего около десяти кусочков, среди которых большинство черных, преимущественно черных с мелкими зелеными пятнышками, один синевато-зеленый и три зеленых, в том числе один очень темный. Толщина всех кусочков приблизительно 1 мм. Я думаю, что они сделаны из фаянса, а не из стекла, и можно предполагать, что первоначально все они были синего цвета. Гарден сообщил мне, что один из кусков, вынутый для более подробного исследования, результаты которого тогда еще не были известны, состоял с задней стороны из какого-то кремнистого вещества, из чего, по-видимому, [293] можно заключить, что это был фаянс. В связи с этим можно привести слова Петри, относящиеся к тому же памятнику: «Странный кусок инкрустации, по-видимому, из зеленого стекла, частично разложившегося, с проходящей внутри него темной полоской»17; с) два глаза «уджат» X династии, окрашенные в черный и белый цвет, найденные Брайтоном в Седменте18, материал и датировка которых не вызывают сомнений; d) «глаз» из прозрачного вещества и осколок желтого стекла, полученные Пароди от Масперо, оба из гробницы царевны Хнумит в Дашуре. Пароди подверг их анализу и пришел к выводу, что оба они стеклянные19. Этот «глаз», по-видимому, есть не что иное, как недостающая роговица одного из инкрустированных глаз на маске царевны Хнумит. В Каирском музее имеется три пары очень похожих друг на друга инкрустированных глаз эпохи XII династии из Дашура, в одном из которых недостает роговицы20. Остальные пять роговиц сделаны из горного хрусталя, а не из стекла. В своем определении я исхожу как из внешнего вида материала при рассмотрении его сквозь лупу, так и из того факта, что одна из роговиц, слабо державшаяся в гнезде, оказалась способной царапать стекло. Однако

13 См. стр. [267].

14 W. M. F. Petrie, Prehistoric Egypt, p. 43.

15 Amelineau, Les nouvelles families d'Abydos, 1895-1896, pp. 128, 306. Pl. XXXI.

16 H. С. Beck, op, cit.,p. 10.

17 W. M. F. Petrie, The Royal Tombs, I, p. 38.

18 W. M. F. Petrie and G. В run ton, Sedment, I, p. 6.

H. D. Parоdi, La verrerie enEgypte, pp. 29-30. 20 См. стр. [185].


результаты анализа Пароди говорят в пользу стекла. Другой образец из той же гробницы, исследованный Пароди, состоит, по его утверждению, из двух видов стекла — желтого и «прозрачного», из которых анализу был, по-видимому, подвергнут только первый. Сомнительно, чтобы этот кусочек действительно относился к эпохе XII династии, поскольку мы не имеем никаких аналогий, относящихся к этому времени, е) Хорошо известная мозаика Аменемхета III из черного и белого стекла, находящаяся в настоящее время в Берлинском музее, о которой Ньюберри говорит21: «Не может быть сомнений в том, что мозаика современна царю, имя которого она носит». Однако Биссинг относит ее к римской эпохе22. Я исследовал [294] эту мозаику и пришел к выводу, что это, несомненно, стекло, но датировать ее я затрудняюсь. Не следует, однако, забывать, что Аменемхет был обожествлен в греко-римскую эпоху, если не раньше, и поэтому предметы, носившие его имя, могли быть изготовлены именно в это время. Хотя начало изготовления стеклянной мозаики часто относят к римскому периоду, в действительности она появляется впервые по меньшей мере на несколько сот лет раньше, о чем свидетельствуют гиероглифы из стеклянной мозаики на гробе Петосириса, относящемся к началу птолемеевского периода, и стеклянные мозаичные фигурки на позолоченной маске эпохи Птолемеев (оба эти предмета находятся в Каирском музее)23. Не следует забывать и того, что полихромные стеклянные вазы, из которых некоторые датируются началом XVIII династии, по существу, являются стеклянной мозаикой. f) Синяя стеклянная ваза XVII династии, найденная Брайтоном в Кау24.

Помимо только что указанных ошибок, имеется ряд других неправильных определений древнейшего стекла. Например, зеленовато-синий материал браслетов I династии, найденных Петри в Абидосе, который Вернье определяет как стекло25, в действительности является бирюзой, как это первоначально и отметил Петри. Вернье подвергает также сомнению подобный же материал в ювелирных изделиях XII династии26. Медальон из Дашура, представляющий собой маленькую подвеску с фигуркой (быка на светло-синем фоне, который часто приводили как пример стеклянной мозаики, как теперь известно, является образцом живописи на фоне мельчайших кусочков синего вещества, вставленных в белое основание27. Медальон покрыт сверху горным хрусталем, [295] а не плавиковым и не исландским шпатом, как считали раньше (нашедший медальон де Морган называет это вещество spath28).

Многим известен рассказ Плиния об изобретении стекла29. По его словам, один корабль, нагруженный кристаллической содой (вероятно, из Египта), пришвартовался в каком-то месте на побережье Финикии. «Купцы стали готовить себе еду на берегу моря. Не найдя камней, чтобы подложить их под котлы, они принесли для этой цели несколько кусков соды с корабля». Жар от костра оплавил соду с песком, и получилось стекло. Хотя эта история, конечно, мало достоверна в отношении времени и места, тем не менее метод случайного получения небольшого количества стекла вполне реален и отнюдь не фантастичен, как считают многие критикующие этот рассказ, исходя из неверного представления, что песок обязательно должен быть весь кварцевым, в результате чего мог получиться только силикат натрия, а не стекло. Но весьма вероятно, что песок на финикийском побережье был кварцевым с примесью карбоната кальция, как большая часть песка на северном побережье Египта. В этом случае песок при сплавлении с содой дает

21 P. E. Newberrу, Journal of Egyptian Archaeology, VI (1920), p. 159.

22 F. von Вissing, Sur l'histoire du verre enEgypte, Revue archeologique, XI (1908), p. 213.

23 (a) A. Lucas, Glass Figures, Annales du Service, XXXIX (1939), pp. 227-235; (b) Ch. Piсаrd, Les influences
etrangeres au tombeau de Petosiris: Grece ou Perse?, Bull, de l'inst. franc. d'arch. orientale, XXX (1931), pp. 201-227;
(c) G. Rоеder, Die Baugeschichte des Grabes des Pet-Osiris, Annales du Service, XXXIX (1939), pp. 739-743.

24 G. Вrunton, Qau and Badari, III, p. 8.

5 E. Vernier, Bijoux et orfevreries, pp. 10-11, 13-14.

6 E. Vernier, pp. 88, 298, 299, 307, 336.

7 A. Lucas and G. Вruntоn, The Medallion of Dahshur, Annales du Service, XXXVI (1936), pp. 197-200.

8 J. de Morgan, Fouilles a Dahchour, p. 67.

9 Plin., Nat. Hist., XXXVI, 65.


силикат натрия и кальция, то есть настоящее стекло.

В Египте найдены остатки нескольких стекольных заводов. Древнейшие из них находятся в Фивах и относятся к эпохе царствования Аменхотепа III (конец XVIII династии)30. Три или четыре мастерских эпохи царствования Эхнатона находятся в Эль-Амарне31, остальные (XX династия) — в Лиште ' и Меншие32. Стекольные заводы, время возникновения которых не установлено, имеются в Вади-Натрун34, к югу и к [296] юго-западу от озера Мареотис, и в Гуробе35 и один, Птолемеевской эпохи, в Небеше36.

Александрия была одним из крупнейших центров производства стекла в античном мире. Страбон (I век до н. э. — I век н. э.) пишет37, что он «слышал в Александрии от стекольных мастеров, что в Египте имеется какая-то стекловидная глина, без которой нельзя выполнять дорогие работы из стекла...» В литературе римского периода имеется ряд ссылок на египетское стекло. При императоре Аврелиане существовала даже пошлина на ввоз в Рим египетского стекла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: