Производство стекла

Как уже указывалось, основными материалами для изготовления стекла до позднего времени служили кварцевый песок, карбонат кальция, природная сода или растительная зола и небольшое количество окрашивающего вещества. Можно почти не сомневаться, что карбонат кальция первоначально не добавлялся и его присутствие было неизвестно. Его употребление не было преднамеренным, он попадал как примесь в песке, поскольку практика показала, что для получения желательных результатов следует пользоваться песком из определенных мест, то есть кварцевым песком, содержащим естественную примесь карбоната кальция. Такого песка в Египте довольно много.

Все составные части помещались в глиняные тигли и сильно нагревались в специальной печи до их полного сплавления и соединения и до тех пор, пока основная масса образующегося в результате этого стекла не становилась однородной и светлой. Искусный, опытный мастер мог определить этот момент на глаз, в некоторых случаях


59 В. Neumann and G. Коtуga, op. cit., p. 863.

60 H. D. Parоdi, op. cit., pp. 34, 45, 73.

61 H. D. Parоdi, op. cit., pp. 36, 69.

62 B. Neumann and G. Kotyga, op. cit., pp. 863-864.

63 -

M. Farnsworth and P. D. Ritchie, op. cit., pp. 165, 166, 172.

 

Каирский музей, № J. 31380. A. Lucas, Glass Figures, Annales du Service, XXXIX (1939), p. 234.


небольшое количество сплавившейся массы брали щипчиками для пробы65. По окончании плавки стекло разливали в формы или отливали небольшими порциями и скатывали в тонкие круглые прутья, которые затем раскатывали в полоски и разрезали на маленькие кусочки для инкрустаций. Часто стеклянной массе давали остыть в тигле, который затем обламывался, так же как верхний пенистый слой (образовавшийся в результате улетучивания углекислого газа и кристаллизационной воды) и грязный нижний слой (от осевших на дно примесей); после этого стекло переплавляли и по мере надобности пускали в дело. Петри нашел в Эль-Амарне маленькие тигли, имевшие от 5 до 7,5 см в глубину и в диаметре65, но, судя [305] по величине сохранившихся до нас стеклянных сосудов, иногда должны были применяться тигли гораздо больших размеров. В Нью-Йорке хранится глыба стекла66 такой величины, что тигель для ее выплавки должен был иметь вместимость не меньше 5000 куб. см. На большей части так называемых стекольных заводов в Каире, очень маленьких и очень примитивных, в которых не варят новое стекло, а лишь переплавляют старые бутылки, вновь используя полученный таким образом материал, вообще нет отдельных тиглей, а котлы, в которых плавится стекло, с самого начала вмонтированы в печь, составляя с нею одно целое, причем на каждую печь приходится по три котла, за каждым из которых наблюдает один из трех рабочих. Не лишено вероятности, что эта практика сохранилась с древних времен. Если так, то отдельные тигли, в тех случаях когда ими пользовались, очевидно, всегда были небольшими, так как употреблялись только для особых целей.

До позднего периода бусы изготовлялись вручную, поштучно: тонкую стеклянную нить обвивали вокруг медной проволоки, обламывая нить после каждой готовой бусины67. В коптский период применялся другой способ: вытягивали стеклянную трубку нужного диаметра и затем разрезали ее на отдельные бусины67.

Вазы формовались на шишке из песчанистой глины, обернутой и завязанной в кусок ткани и насаженной на медный или деревянный прут, игравший роль рукоятки. Формовочную шишку окунали в расплавленное стекло и быстро повертывали несколько раз для более равномерного распределения стеклянной массы. Однако этот прием несовершенен, так как стенки готовых сосудов никогда не бывают равномерной толщины. Очевидно, шишку с обволакивающей ее вязкой стекольной массой вращали недолго, судя по тому, что пузырьки воздуха в стекле обычно имеют сферическую форму, а не удлиненную, которую они получили бы, если бы шишку вращали много раз. Если нужно было получить орнамент, вазу, пока стекло было еще мягким, обвивали снаружи [306] тонкими прутками цветного стекла причем при выполнении весьма распространенного волнистого рисунка пруток накладывали не прямо, а волнообразно или зигзагом. После этого вазу прокатывали, вероятно, на каменной плите, чтобы выровнять ее поверхность. Бортик, ручки и поддон в случае надобности приделывались отдельно, после чего прут вытаскивали и шишку удаляли.

Маленькие фигурки и такие предметы, как более крупные и сложные детали

Тт

инкрустаций, могли изготовляться только отливкой68,69. Дутое стекло стало известно только с римского периода, по словам Гардена — приблизительно с начала нашей эры69,70.

Стеклянную мозаику часто называют эмалью, пастой или стеклянной пастой. Конечно, это не эмаль, которая, хотя и является стекловидным материалом, применяется в толченом виде и вплавляется в назначенное ей место на жару, тогда как древнеегипетское стекло для мозаики всегда резали или формовали и закрепляли на месте при помощи какого-нибудь связующего вещества. Термины «паста» и «стеклянная паста» неудовлетворительны

65 W. M. F. Petrie, (a) Tell el Amarna, pp. 26-27; (b) The Arts and Crafts of Ancient Egypt, pp. 120-125.

66 The Metropolitan Museum of Art, New York, Glass (1936), p. 2.

67 См. стр. [100].

68 Гриффитс нашел известняковые и глиняные формы для стекла, относящиеся к периоду Птолемеев
(F. Ll. Griffith, Nebesheh and Defenneh; W. M. F. Petrie, p. 42).

69 D. B. Harden, The Glass of the Greeks and Romans, Greece and Rome, III, p. 140-149.

70 P. Fоssing, Glass Vessels before Glass-blowing, Copenhagen, 1940, pp. 5-23.


потому, что они бессмысленны; они употребляются нередко весьма свободно, иногда даже умышленно, во избежание излишней ответственности. К тому же термин «паста» в применении к стеклу имеет весьма определенное техническое значение и обозначает стекло с высоким коэффициентом преломления и особым блеском. Паста изготовляется для имитации некоторых современных драгоценных камней, в особенности бриллиантов, и этот термин неправильно применять к тому мягкому без блеска и искристости стеклу, которое выделывали древние египтяне для имитации драгоценных или полудрагоценных камней. Нам кажется поэтому, что термины «паста» и «стеклянная паста» должны быть забракованы и что материал, о котором идет речь, должен называться тем, чем он является на самом деле, то есть стеклом. [307]


ГЛАВА XI МЕТАЛЛЫ И СПЛАВЫ. МИНЕРАЛЫ

Основными металлами, употреблявшимися в Древнем Египте, были медь, золото, железо, свинец, серебро и олово. Известен также один случай применения сурьмы и один — платины.

Кроме того, египтянам были известны три сплава: бронза, представляющая собою в основном сплав меди и олова, электрон — сплав золота и серебра и в очень позднюю эпоху — латунь, являющаяся сплавом меди и цинка. Помимо этих металлов и сплавов, египтяне пользовались также некоторыми рудами и минералами.

Перейдем к описанию этих материалов.

Сурьма

Ввиду множества ошибочных утверждений о широком употреблении в Древнем Египте сурьмы мы вынуждены прежде всего твердо установить, что она собою представляет. Сурьма — блестящий, серебристо-белый хрупкий металл, часто имеющий кристаллическую структуру. В наши дни она применяется преимущественно при изготовлении некоторых сплавов, например металла для типографского шрифта (гарт), «британского металла»1 и антифрикционного сплава. В чистом виде сурьма в природе встречается редко и всегда в очень небольших количествах. Для промышленных нужд она добывается из некоторых естественных рудных соединений. Насколько известно, ни сурьма, ни сурьмяная руда [308] в Египте не встречаются, но, хотя положительных сообщений об этом и нет, тем не менее следы соединений сурьмы, по всей вероятности, имеются в местных медных и свинцовых рудах. Следы сурьмы найдены в никелевой руде с острова Сент-Джон в Красном море2.

Сурьмяные руды встречаются во многих странах мира, не имевших никаких связей с Древним Египтом, но есть они и в странах, с которыми древние египтяне поддерживали те или иные отношения. Например, их много в Малой Азии, они встречаются в Иране и — в небольших количествах — на некоторых греческих островах: на Лесбосе (близ Митилены) и на Хиосе.

Мы знаем только один случай применения металлической сурьмы в Древнем Египте и очень немного случаев употребления ее соединений. Сурьма как металл была применена для изготовления нескольких маленьких бусин XXII династии (945-745 годы до н. э.), найденных Петри в Эль-Лахуне3. Так как совершенно невероятно предположить, что сурьма в ту эпоху могла быть выплавлена из руды (процесс выплавки сурьмы стал известен в XV или XVI веках н. э.), нет сомнения, что бусы были сделаны из самородного металла, но, был ли этот металл привезен в Египет в виде сырья или в виде готовых бус, мы, конечно, не знаем.

Кроме упомянутого случая, мы знаем еще только два примера употребления металлической сурьмы во всем древнем мире. Данные об этом приводятся в статье Глэдстона4 который говорит: «Опперт нашел в Хорсабаде табличку из металлической сурьмы, а М. Сарзек в Телло — фрагмент вазы из чистой сурьмы». Ваза из Телло и есть та самая «халдейская ваза», о которой говорит Вертело5. [309]

Известны следующие случаи употребления в Древнем Египте соединений сурьмы:

1 Сплав олова, меди и сурьмы в разных пропорциях, иногда с примесью цинка и висмута. — Прим. ред.

2 F. W. Moon, Prelim. Geol. Rpt. on Saint John's Island, p. 16.

3 W. M. F. Petrie, Illahun, Kahun and Gurob, p. 25; Pl. XXIX (56). J. H. Gladstone, On Metallic Copper, Tin
and Antimony from Ancient Egypt, inProc. Bibl. Arch., XXIV (1891-1892), pp. 223-227.

4 J. H. Gladstone, On Metallic Copper, Tin and Antimony from Ancient Egypt, in Proc. Bibl. Arch., XXIV
(1891-1892), pp. 223-227.

5 Comptes rendus, CIV (1887), p. 265; цитировано Г. и Л. Гувер, в их переводе Agricola, De re Metallica,
p. 429, n. 57. J. W. Mellоr, Inorganic and Theoretical Chemistry, IX, p. 339.


a) краска для подведения глаз, периода XIX династии, состоящая из трехсернистой сурьмы6;

b) краска для подведения глаз (неизвестной даты), состоящая из сернистого свинца и
трехсернистой сурьмы7; соотношение двух сульфидов не установлено, но весьма вероятно,
что вещество в основном является свинцовым блеском (сернистый свинец), содержащим
лишь небольшой процент трехсернистой сурьмы как естественной примеси, и с) три
образчика краски для подведения глаз, содержавшие следы какого-то соединения сурьмы как
случайной примеси8. Таким образом, общераспространенное мнение о том, что египетская
краска для подведения глаз (кроме красок, состоявших из зеленого малахита) приготовлялась
из сурьмы или соединения сурьмы, является заблуждением, и нет никакого основания
называть ее сурьмой, стибием (stibium — старое название сульфида сурьмы, перенесенное
позднее на металл), трехсернистой сурьмой или каким-нибудь другим названием,
подразумевающим подобный состав. Это недоразумение возникло, вероятно, потому, что

9 10

греки9 и римляне10 пользовались соединением сурьмы как лекарством для глаз. Древнеегипетские краски для подведения глаз, помимо малахита, состояли из свинцового блеска (сернистого свинца), в котором иногда присутствовали как естественные примеси

следы трехсернистой сурьмы наряду с такими же случайными примесями черной окиси

«и меди, черной окиси железа и черной окиси марганца11.

Не считая чрезвычайно редкого употребления соединения сурьмы в качестве краски для подведения глаз (известен только один, самое большее — два случая такого употребления), соединение сурьмы и свинца присутствует как окрашивающее вещество в желтом стекле, относящемся к XIX династии, персидскому и арабскому [310] периодам; следы сурьмы встречаются в некоторых древнеегипетских медных и бронзовых предметах, где она является примесью, попавшей из медной руды.

Для возможного предотвращения повторения подобных ошибок, а также во избежание упреков в невнимании к нескольким недавно опубликованным работам, настаивающим на употреблении в Древнем Египте сурьмы, я без всякого желания с моей стороны вынужден объяснить, почему я не включаю упоминающиеся там случаи в число перечисленных примеров. Перехожу к критическому разбору трех самых новейших утверждений:

1. Говард Картер, ссылаясь на надписи на крышках трех ларцов из гробницы Тутанхамона, говорит, что в этих надписях, представляющих собою перечни содержимого ларцов (уже отсутствовавшего когда они были открыты), упоминается сурьма, и затем добавляет: «Мы нашли... порошок сурьмы... рассыпанный по полу камеры»13.

Надписи сделаны гиератическими знаками, и лишь две из них могли быть прочтены в момент находки. Одна из надписей в настоящее время закрыта защитным слоем парафина14. Из двух остающихся надписей в одной упоминается только благовонное курение и гумми (вероятно, имеется в виду ароматная гумми-смола), в другой же перечислен ряд предметов, среди которых фигурируют два приспособления «для наложения «msdmt»15 а это слово обозначает краску для подведения глаз и обычно переводится как сурьма. Я беру на себя смелость утверждать, что оно не обозначает сурьму, и я сильно сомневаюсь в том, чтобы египтяне в тот период (да и вообще когда-либо) имели специальное слово

6 A. Wiedemann, Varieties of Ancient Kohl, in Medum, W. M. F. Petrie, p. 43.

7 J. Barthoux, Les fards, pommades et couleurs dans l'antiquite, in Congres int. de geogr., Le Caire, 1925, IV
(1926), p. 254.

8 См. стр. [151].

9 R. T. Gunther. The Greek Herbal of Dioscorides, V, 90.

10 Plin., Nat. Hist., XXXIII, 33, 34.
11См. стр. [151].

12 См. стр. [304].

13 Howard Carter, The Tomb of Tut-ankh-Amen, III, p. 119.

14 Эту надпись, вероятно, можно было бы прочесть либо удалив парафин, либо путем фотосъемки при
помощи ультрафиолетовых или инфракрасных лучей.

15 Перевод д-ра Черни.


для обозначения металлической сурьмы, которая до сравнительно недавнего времени была очень редким металлом. В самородном состоянии она встречается настолько редко, что она не могла быть широко известна до тех пор, пока ее не научились [311] искусственно добывать из руды, а это произошло не ранее XV века н. э. Но даже если допустить, что «msdmt» обозначает не металлическую сурьму, а какое-то соединение сурьмы, то и тогда, в свете того, что было доказано относительно состава египетских красок для подведения глаз, маловероятно, чтобы это слово имело такое значение.

«Порошок сурьмы», якобы найденный в гробнице Тутанхамона — если принимать это определение буквально, — должен представлять собою металлическую сурьму в виде мельчайших частиц. Но, поскольку металлическая сурьма была в древности большой редкостью, находка такого вещества настолько маловероятна, что убедить нас в этом может только химический анализ. Кроме того, необходимо сказать, что блестящее светло-серое жесткое вещество, каким является истолченная в порошок металлическая сурьма, было бы совсем неподходящим материалом в качестве краски для подведения глаз. Даже в том случае, если слово «сурьма» употреблено неточно, в широком смысле, и обозначает какое-либо соединение сурьмы, например трехсернистую сурьму или окись, которые могли быть известны в древности, внешний вид их настолько малохарактерен, что установить их природу без химического анализа невозможно. Я позволю себе предположить, что Картер принял за трехсернистую сурьму сернистый свинец (свинцовый блеск), который в Древнем Египте употреблялся преимущественно в качестве краски для подведения глаз. (В гробнице Тутанхамона были как раз найдены маленькие кусочки свинцового блеска, хранящиеся теперь в Каирском музее.)16 Нелишне упомянуть, что я сам проработал с Картером на раскопках в Луксоре восемь сезонов и видел и держал в руках большинство предметов, найденных в этой гробнице. Как химик, я прекрасно знаком с внешним видом металлической сурьмы и знаю все пробы на сурьму и ее соединения, но никаких веществ, сколько-нибудь похожих на сурьму или на ее соединения, мне на глаза не попадалось. [312]

2. В своей недавно вышедшей книге по истории Египта Готье пишет по поводу одной
сцены в гробнице Среднего царства в Бени-Хасане: «...особенно нужно отметить порошок
сурьмы, который египтяне очень ценили... в качестве краски для подведения глаз»17. Здесь
речь опять идет не о веществе, природу которого можно установить путем химического
анализа, а о переводе. Поэтому все вышесказанное применимо и к этому случаю.

3. Финк и Копп утверждают, что покрытие металлов сурьмой было известно в Египте

1 Я.

приблизительно в эпоху V или VI династии18. В качестве доказательства они приводят медный кувшин и таз этой эпохи. На первом из этих предметов выделяются гладкие блестящие участки «значительной величины», напоминающие серебро, а на втором — видны маленькие разбросанные пятнышки, также похожие на серебряные. Химический анализ показал, что пятна представляли собой тонкий слой металлической сурьмы. Авторы подробно описывают примененные ими пробы, и, по-видимому, нет сомнения в том, что белый металл действительно является сурьмой.

Финк и Копп анализируют возможность выделения сурьмы из меди и отвергают ее потому, что, во-первых, им не удалось обнаружить сурьму в меди, во-вторых, они никогда не слышали ни об одном случае декупрификации поверхности медно-сурьмяного сплава, и, в-третьих, если бы такая декупрификация имела место, она никак не могла бы дать такой гладкий, блестящий слой сурьмы. На основании этих соображений они приходят к выводу, что слой сурьмы был нанесен намеренно, как имитация серебра. Они предполагают, что это могло быть сделано двумя способами: путем применения трехсернистой сурьмы с содой или

16 Гарстанг (J. Garstang, Burial Customs of Ancient Egypt, p. 114) делает, по всей вероятности, ту же
ошибку, говоря о «найденных кусочках сурьмяной руды».

17 Н. Gauthier, L'Egypte pharaonique, in Precis de l'histoire d'Egypte, I, p. 100.

18 С. G. Fink and A. H. Kopp, Ancient Egyptian Antimony Plating on Copper Objects, in Metropolitan
Museum Studies,
IV (1933), pp. 163-167. С G. Fink, Chemistry and Art, in (a) Industrial and Engineering Chemistry,
26 (1964), p. 236, (b) Chemistry and Industry, 53 (1934), pp. 216-220.


при помощи окиси сурьмы, пятипроцентной уксусной кислоты (то есть уксуса) и полосок железа — материалов, которые, [313] по их словам, «как известно, были доступны в Древнем Египте». Рассмотрим по порядку всю эту аргументацию.

1) Финк и Копп говорят, что медь, из которой были сделаны эти предметы,
не содержала сурьмы. К сожалению, они не сообщают, ни сколько образчиков меди было
подвергнуто анализу, ни каким методом анализа они пользовались. Естественно, что им
приходилось принимать всевозможные предосторожности, чтобы не испортить предметы.
Поэтому они не могли отбирать крупные пробы. Но если не было отобрано достаточного
количества проб с разных участков предметов и если они не были подвергнуты тончайшему
анализу, например с помощью спектроскопа, то ничтожные доли сурьмы могли ускользнуть
от внимания исследователей.

Сурьма не так уж редко встречается в качестве примеси в древнеегипетских изделиях из меди, и если ее не находили чаще, это объясняется главным образом тем, что ее и не искали. Однако в настоящее время известно, что следы ее найдены в топоре среднего додинастического периода19, в двух медных предметах IV династии20, в одном медном предмете XII династии (0,2 %)21 и в другом медном предмете, возможно, того же периода (0,7 %)22. Следы сурьмы были также обнаружены в одном недатированном, но, вероятно, тоже раннем медном предмете23.

2) Финк и Копп считают декупрификацию поверхности медно-сурьмяного сплава
маловероятной. Если под этим иметь в виду выржавление меди из подвергнувшегося
коррозии поверхностного слоя предмета, содержавшего сурьму, причем так, чтобы осталась
чистая сурьма, то действительно невероятно, чтобы сурьма осталась в виде тонкого
блестящего металлического слоя.

О том, что кувшин и таз подверглись коррозии и, вероятно, даже в значительной степени, свидетельствует то, что их пришлось очищать, причем потребовалось [314] применение химического, механического и электролитического методов чистки. Последствиями такой коррозии должно было явиться разрушение первоначальной поверхности с образованием обычных продуктов, встречающихся на корродированных медных предметах из Египта, а именно главным образом окиси меди и основного карбоната с каким-либо основным хлоридом, и если допустить, что медь содержала в качестве естественной примеси небольшое количество сурьмы, что вполне возможно и вероятно, то последняя могла превратиться в окись. Далее предметы были подвергнуты чистке. Как пишут Финк и Копп, она была произведена с помощью нескольких ванн слабых щелочных и кислотных растворов, причем отходившее вещество удалялось деревянными инструментами или щетками. Упоминается также применение электролитического щелочного метода. Но если, как мы уже говорили, корродированная поверхность содержала окись сурьмы, а электролитическая обработка была, что весьма вероятно, проведена по методу, разработанному Финком и Элдриджем24, то для этой цели должны были быть применены железные аноды. Таким образом, создавались все условия для получения тонкого слоя сурьмы на поверхности меди. Слой обнаруженной Финком и Коппом сурьмы отложился именно тем путем, который и предполагали оба ученых, то есть при помощи железа (за исключением того, что реакция проходила не в кислой, а в щелочной среде). Только это произошло не в древности. Предположение, что египтяне умели покрывать металлы сурьмой, настолько маловероятно, особенно для столь раннего периода, к которому относятся упомянутые кувшин и таз, что для подтверждения его необходимы гораздо более

19 Н. С. Н. Carpenter, in Nature, 130 (1932), pp. 625-626.

20 J. H. Gladstone, On Metallic Copper, Tin and Antimony from Ancient Egypt, in Proc. Soc. Bibt. Arch., XIV
(1892), pp. 223-227.

21 J. H. Gladstone, On Copper and Bronze of Ancient Egypt and Assyria, in Proc. Soc. Bibt. Arch., XII (1890),
pp. 227-234.

22 G. B. Phillips, The Composition of some Ancient Bronzes in Ancient Egypt, 1924, p. 89.

23 M. Вerthelоt, in Recherches sur les origines de l'Egypte; J. de Mоrgan, I, pp. 223-229.

24 С. G. Fink and С. Н. Еldridge, The Restoration of Ancient Bronzes and other Alloys, pp. 15-17.


убедительные доказательства. Я полагаю, что как более крупные участки, так и небольшие пятнышки на сосудах могли быть следствием чистки и что они являются результатом восстановления сурьмы из окиси или какого-нибудь другого соединения этого металла, присутствовавшего на корродированной поверхности меди25. [315]

«Трехсернистая сурьма, — говорят Финк и Копп, — была обнаружена в древних образчиках коля, а из этого соединения можно легко путем обжига получить окись». Насколько мне известно, найден только один образчик коля (и тот на 1000-1500 лет моложе кувшина и таза), состоявший из трехсернистой сурьмы; другой образец мог содержать значительную долю трехсернистой сурьмы, но более вероятно, что процент сурьмы в нем был весьма мал. В нескольких же других образцах, в которых зарегистрировано присутствие сурьмы, количество ее было ничтожно. Но если бы даже несколько образцов коля соответствующей даты и состояли из трехсернистой сурьмы (что за отсутствием конкретных данных весьма маловероятно), то необходимо еще много фактических свидетельств, чтобы доказать, что часть этого коля была превращена путем обжига в окись сурьмы и что полученная таким образом окись была употреблена на покрытие кувшина и таза. Также в высшей степени невероятно, чтобы в эпоху V или VI династии могли применяться полоски железа. Даже если бы железо в этот период было уже хорошо известно (чего на самом деле не было), то маловероятно, чтобы его могли использовать подобным образом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: