Луковицы

Раффер пишет251, что «между пеленами и в гробах мумий XXI и даже еще XIII династии нередко встречаются луковицы». «Луковой шелухой,— добавляет он, — иногда покрывали глаза покойников». Эллиот Смит также находил с мумиями луковицы (чаще — две, но иногда только одну), в семи случаях — в области таза, в пяти случаях — в грудной клетке, в одном случае — в ушных раковинах и в одном случае — на глазах252. По его словам, «лук широко применялся в бальзамировании» в эпоху ХХ-ХХП династий253.

Пальмовое вино

Мы уже говорили о пальмовом вине в разделе об алкогольных напитках254, но Геродот и Диодор утверждают, что оно применялось в процессе бальзамирования для промывания внутренних полостей тела и внутренностей вообще. Это сообщение приходится принять на веру, так как это вино, конечно, не могло сохраниться до нашего времени и поэтому пробы на него бесполезны. Правда, Даусон замечает255, что наличие алкоголя в некоторых тканях тела подтверждает слова Геродота о том, что для обмывания покойника употреблялось пальмовое [485] вино. Однако он не приводит никаких доказательств присутствия алкоголя, и здесь, несомненно, произошла ошибка, так как немыслимо предположить, что такое летучее вещество, как алкоголь, могло сохраниться до наших дней. Ретте пишет256, что в исследованных им тканях некоторых мумий, вероятно, было вино, так как он обнаружил в них признаки присутствия небольшого количества сахара. Однако это требует дополнительного подтверждения, так как реакция, на которую полагался Ретте (восстановление раствора Фелинга), не является специфической для одного сахара, но характерна и для многих других веществ.

Смолы

В настоящее время смолы не добываются в Египте, и сомнительно, что они когда-нибудь там добывались. Они встречаются как естественный продукт севернее Египта — в странах восточного Средиземноморья, южнее — в Судане, Абиссинии и Сомали, а также на востоке — в Аравии. Вероятно, большинство этих стран и поставляло смолы в Древний Египет.

Как мы уже указывали в главе о косметических и ароматических средствах257, смолы клали в могилы задолго до введения бальзамирования, и предполагается, что это были смолы, употреблявшиеся в то время для благовонных курений. Но и тогда, когда бальзамирование получило широкое распространение (а оно сопровождалось значительным расходом смол), смолы все еще продолжали класть в гробницы. Вероятно, отчасти это были все те же благовонные курения, но если судить по находкам в гробнице Тутанхамона, где смола в одном случае была смешана с содой, она имела, по-видимому, и какую-то связь с процессом бальзамирования. Кроме, того, в названной гробнице были найдены личные украшения и другие предметы, сделанные из смолы. Смола употреблялась также в качестве лака и как связующий материал. В этой же гробнице, которая (не следует забывать) была царской, благовонные курения представляли собою уже [486] не смолы из Азии, но гораздо более пахучие и, нужно полагать, более редкие и дорогие камеди с юга258.

251 A. Ruffer, Food in Egypt, in Mem. de l'Inst. d'Egypte, I (1919), p. 76.

G. Elliot Smith, A Contribution to the Study of Mummification in Egypt, in Mem. de l'Inst. Egyptien, V (1906), fasc. I, pp. 28, 31.

53 G. Elliot Smith, The Royal Mummies, p. 64.

54 См. стр. [64].

55 W. R. Dawson, Journal of Egyptian Archaeology, XIII (1927), p. 49.

56 L. Reutter, De Fembaumement avant et apres Jesus-Christ, pp. 38, 50.

57 См. стр. [173].

258 A. Lucas, in The Tomb of Tut-ankh-Amen, Howard Carter, II, pp. 183-184, III, pp. 181-182.


Поскольку в настоящий момент мы занимаемся проблемами бальзамирования, мы будем говорить лишь о тех смолах, которые имеют прямое отношение к мумиям, и исключим из поля нашего зрения все смолы бадарийского, додинастического и раннединастического периодов.

В египтологической литературе можно встретить немало решительных утверждений о характере употреблявшихся в Древнем Египте смол, особенно это касается смол, применявшихся при бальзамировании; однако многие из этих утверждений являются просто догадками, поскольку природа этих смол мало изучена и очень немногие из них точно определены. Единственными сравнительно недавними серьезными попытками изучить характер этих смолистых веществ, результаты которых опубликованы и доступны интересующимся лицам, являются один анализ, сделанный лионским профессором Флорансом259, шесть анализов, произведенных Луи Ретте260, несколько анализов, принадлежащих Э. М. Холмсу261, и мои исследования

Флоранс в результате проделанной им работы пришел к заключению, что исследованная им смола из недатированной могилы обезьяны была какой-то разновидностью сосновой смолы, но не мог точно указать вид сосны.

Ретте исследовал шесть образцов материалов от египетских мумий260, в том числе три от мумий людей (одна — XIII династии и две недатированные); один от мумии ибиса; один (состоявший из свертка пелен) от мумии птицы (недатированной) и один из канопы (недатированной). Признавая всю важность его работы и отнюдь не желая обесценить ее или поставить под сомнение точность анализов, я все же должен сказать, что считаю, что некоторые его толкования могут быть [487] ошибочными. Прежде всего удивляет сравнительно большое количество разных веществ, обнаруженных в каждом исследованном образце. Так, в одной пробе Ретте нашел стиракс, алеппскую смолу, смолу мастикового дерева, кедровую смолу, несколько видов смолы, которые ему не удалось опознать, битум и сахар; во второй — несколько неопознанных им смол, камедь или камеде-смолы, стиракс, древесный вар, битум, иллурийский, или меккский, бальзам и сахар; в третьем — битум, сахар, древесный вар, смолу, гурджунский бальзам и, возможно, иллурийский, или меккский, бальзам; в четвертом — битум, мирру, алоэ и, вероятно, иудейский бальзам; в пятом — битум, кедровую смолу, смолу дерева Pistacia terebinthus и сахар. Эти результаты анализов резко противоречат моему личному опыту. Среди очень большого количества исследованных мною различных образцов смолистых веществ всех периодов подавляющее большинство оказалось однородными по составу смолами или камеде-смолами ясно выраженного типа, лишь в немногих случаях они были в смеси, и то лишь с жировыми веществами263. Мы уже сделали критический разбор реакций, на которые полагался Ретте в определении битума264, и сахара265; пробы на стиракс и древесный вар следует признать удовлетворительными. Что касается других веществ, то Ретте пользовался в большинстве случаев так называемым «полным элементарным анализом», опытным путем определяя углерод и водород и вычисляя по разности кислород (обычный метод). На основе полученных результатов он определял процентное соотношение всех трех наличных элементов и строил формулу, исследуемого материала, сопоставляя ее с формулами других уже известных веществ. Однако здесь нужно учесть, что Ретте оперировал очень малыми пробами вещества (от 0,02 до 0,22 г), а это не позволяло брать две навески, из которых одна была бы контрольной. Результаты подвергались проверке вычислением — умножением и делением, но тут нужно учесть некоторые факты, которые станут ясными из нескольких

259 Цитировано Лорте и Гайяром (Lortet et Gaillard, in La faune momifiee de l'ancienne Egypte, I (1905),
pp. 319-321).

260 Ссылки см. на стр. [466].

261 E. M. Holmes, Pharmaceutical. Journal, XIX (1888-1889), pp. 387-389.

262 A. Lucas, Preservative Materials Used by the Ancient Egyptians in Embalming, 1911.

263 Ibid.

264 См. стр. [466].

265 См. стр. [486].


примеров. Так, если у Ретте 77,42 % углерода и 10,43 % водорода представляют одно [488] вещество (гурджунский бальзам), то 77,3 % углерода и 10,2 % водорода представляют совершенно другое вещество (смолу мастикового дерева). С другой стороны, если 71,5 % углерода и 8,6 % водорода у Ретте в одном случае и 71,19 % углерода и 8,64 % водорода — в другом представляют одно и то же вещество (мирру), 71,0 % углерода и 8,79 % водорода представляют совершенно другое (неопознанное) вещество, а 71,6% углерода и 8,05% водорода — еще одно неопознанное вещество, то мне кажется извинительным, если у человека невольно возникает мысль о возможности ошибок при определении того или иного вещества. В нескольких случаях Ретте основывается в своем определении на одном лишь запахе или пользуется методом исключения, то есть решает, что, если проба на какую-нибудь определенную смолу дает отрицательный результат, эта смола отсутствует, а вместо нее должна присутствовать другая смола, которая, по его мнению, могла быть в употреблении.

Я исследовал очень большое количество образцов смолистых веществ от мумий Рассмотрим результаты моих анализов. Ретте, критикуя мою работу, говорит, что я должен был произвести «полный элементарный анализ», но, к сожалению, как я уже объяснял, в то время это было невозможно, отчасти из-за малой величины проб, отчасти из-за недостатка времени и ввиду неблагоприятных условий. К тому же в тех случаях, когда вещество было загрязнено содой или жировыми и другими продуктами разложения тела или было намеренно смешано с жировым веществом (таких случаев насчитывалось немало), «полный элементарный анализ» был бы бесполезен и мог только привести к ложным выводам. Со времени опубликования моей первой работы я произвел более подробный анализ некоторых старых образцов и исследовал ряд новых. Эти смолистые вещества могут быть разбиты на две основные группы, а именно: истинные смолы и гумми-смолы, к рассмотрению которых мы и перейдем.

Истинные смолы

Ботанические источники применявшихся при бальзамировании истинных смол (в отличие от гумми-смол), [489] так же как и смол, найденных в додинастических и раннединастических могилах (то есть относящихся ко времени до введения бальзамирования), не известны, а поскольку этот вопрос имеет существенное значение, дадим краткую его характеристику на сегодняшний день.

Как результаты практических опытов, так и упоминания в древнеегипетских текстах не оставляют никакого сомнения в том, что интересующие нас смолы ввозились из стран восточного Средиземноморья. Основными смолоносами этого района являются хвойные деревья, главные из которых — кедр, кипарис, ель, можжевельник, лиственница, сосна, пихта и тис. Тис не дает смолы; обычно не дают смолы и кипарис и можжевельник; таким образом, эти три вида могут быть сброшены со счета. Кроме того, поскольку многие из смол, о которых идет речь, попадали в Египет еще в додинастический период, наиболее вероятным источником их в восточном Средиземноморье была Сирия и южное побережье Малой Азии. В таком случае основными смолоносными растениями, которые нам остается рассмотреть, являются кедр (Cedrus Libani) с ливанских и сирийских гор и гор Тавра в Малой Азии; киликийская ель (Abies cilicica) и алеппская сосна (Pinus halepensis), обе из Северной Сирии и Малой Азии; каменная, или зонтичная, сосна (Pinus Pinea) из Сирии и восточная ель (Picea orientalis) из Малой Азии. Нужно, однако, заметить, что, хотя надрезанный кедр и дает смолу, смола из него выходит с трудом и в небольшом количестве, и, насколько мне известно, он никогда не использовался в качестве источника смолы, если не считать

266 A. Lucas, op. cit.

267 A. Lucas, «Cedar» — tree Products in Mummification, Journal of Egyptian Archaeology, XVII (1931),
pp. 13-21. Когда я писал эту работу, я не учел, что с практической точки зрения можжевельник не является
смолоносной породой дерева.


возможного использования его для этой цели в Древнем Египте; поэтому я считаю, что кедровая смола и в этом случае может быть исключена.

Поскольку природа хвойных пород дерева из Сирии и Малой Азии (главным образом из Сирии), применявшихся в Древнем Египте, может помочь определению видов самих деревьев и тем самым способствовать разрешению вопроса о происхождении смол, напомним, что такими породами являются кедр, кипарис, ель, можжевельник, сосна и тис, которые мы рассмотрим подробнее [490] в главе о древесине. Если исключить кипарис, можжевельник и тис как несмолоносные деревья, остаются только кедр, ель и сосна. Кедр был ливанским кедром, ель, по-видимому, киликийской, а сосна, вероятно, алеппской.

В древнеегипетских текстах упоминается высоко ценившееся дерево «аш». Его получали из Сирии, смола же его использовалась при бальзамировании.

Учитывая 1) цвет древесины дерева «аш», который, судя по изображениям на стенах памятников, был светло-желтым, 2) толщину, высоту и прямизну ствола, обусловленную применением этого дерева (для изготовления дверей храмов, священной ладьи Амона, мачт для судов и храмовых пилонов), 3) место, откуда привозилась древесина (Ливанские горы), и 4) то обстоятельство, что дерево давало смолу, Лоре268 приходит к заключению, что деревом аш египтяне называли киликийскую ель (Abies cilicica), хотя обычным рыночным аш могла быть сосна, вероятно Pinus Pinea; но он предполагает также, что слово аш употреблялось как общий термин для обозначения известного сорта леса, доставляемого из Сирии. Жакемэн поддерживает гипотезу Лоре о том, что дерево аш было киликийской елью269. Глэнвилль соглашается с Лоре270, что в некоторых случаях слово аш «обозначает не столько название дерева, сколько тип древесины различных хвойных пород — сосны, ели, но в особенности Pinus Pinea. Если дерево аш было киликийской елью, то и смола аш должна быть смолою того же дерева».

К стенкам маленькой пустой алебастровой вазы из гробницы Тутанхамона с надписью «смола аш» пристал крошечный кусочек вещества. Я отобрал пробу, подверг ее анализу и убедился, что это была истинная смола в отличие от камеде-смолы, и поэтому, вероятно, смола хвойного дерева. Цвет ее варьировал от светло- до темно-коричневого; она на 90 % растворялась в спирте, совершенно не растворялась в скипидаре и петролейном эфире и оставляла довольно много золы, которая, однако, состояла из карбоната кальция и образовалась, по-видимому, [491] от сгорания попавшего в смолу вещества самой вазы. Проба при воздействии уксусным ангидридом и серной кислотой не дала положительной цветовой реакции на канифоль. К сожалению, в моем распоряжении было слишком мало вещества; это препятствовало проведению более детального анализа, и точное определение материала оказалось невозможным.

По просьбе Рейснера я исследовал образец вещества из гробницы № b 2140 в Гизэ (царствование Хуфу), которое он называл «высохшим кедровым маслом». Это было смолообразное, очень хрупкое вещество с раковистым изломом; оно выглядело почти черным, хотя края при рассмотрении под лупой имели красный оттенок и просвечивали; в истолченном же виде все вещество превращалось в красновато-коричневый порошок. Оно горело дымным пламенем, при горении издавало очень сильный аромат и оставляло 6 % золы, на 88 % было растворимо в горячем спирте, совсем не растворялось в петролейном эфире и на 12 % растворялось в скипидаре. Таким образом, это была, несомненно, настоящая смола хвойного дерева, и, возможно, смола «аш».

В гробнице везира Рехмира (XVIII династия) в Фивах изображена и названа в прилагаемой подписи смола «аш»: она имеет вид маленьких округлых комочков красного цвета271.

268 V. Loret, Annales du Service, XVI (1916), pp. 33-51.

269 M. Jaquemin, Kemi, IV (1933), pp. 115-118.

270

S. R. K. Glanville, Records of a Royal Dockyard of the Time of Tuthmosis III; Papyrus British Museum 10056, Zeitschriftfur Agyptische Sprache, 68 (1932), pp. 8-9.

271 G. А. Ноskins, Travels in Ethiopia, 1855. Таблица между стр. [334] и [335].


Обратимся теперь к смолам, применявшимся в связи с бальзамированием. Большая часть их по внешнему виду и общим свойствам очень напоминает смолы хвойных деревьев, за исключением того, что они почти не растворялись в скипидаре, тогда как смолы хвойных пород обычно растворяются в нем. Из двадцати образцов додинастических и раннединастических смол, испытанных на растворимость в скипидаре, 90 % оказалось нерастворимыми и 10 % частично растворимыми, а из двадцати двух более поздних образцов династического и греко-римского периодов 86 % совсем не растворилось и 14 % частично растворилось в скипидаре.

Конечно, легче всего предположить, что древние смолы утратили способность растворяться в скипидаре ввиду своего возраста и в результате воздействия воздуха; так, [492] например, доказано, что канифоль с течением времени становится менее растворимой

1 272

в петролейном эфире272, но древнеегипетские смолы все еще хорошо растворяются в спирте и в некоторых других растворителях. И, наконец, один образчик древней смолы, приблизительно двухтысячелетней давности, который, как мне кажется, представляет собою

„ 273

хиосский скипидар273, и поныне еще почти так же легко растворяется в скипидаре, как свежий материал.

Однако, принимая во внимание все разнообразные факты, связанные с этим вопросом, и допуская, что есть еще много такого, чего мы в настоящее время не в состоянии понять, мы склоняемся к мысли, что большая часть древнеегипетских истинных смол в отличие от гумми-смол добывалась, по всей вероятности, из хвойных деревьев (елей и сосен), и скорее всего из киликийской ели, алеппской сосны и каменной, или зонтичной, сосны.

Остается упомянуть еще одну смолу хвойного дерева, а именно смолу сандарака274, дерева Tetraolinis articulata (Callitris quadrivalis), растущего в северо-западной Африке. Однако нет свидетельств и трудно даже предполагать, чтобы вообще в древности оттуда могли ввозить в Египет смолу; к тому же ни одна из древних смол не похожа по внешнему виду на смолу сандарака.

Можно упомянуть также две смолы нехвойных деревьев из стран восточного Средиземноморья: хиосский скипидар и смолу мастикового дерева. Обе являются продуктами двух различных видов Pistacia, одна — Pistacia terebinthus, а другая — Pistacia lentiscus. При раскопках древнеегипетских памятников был найден один образец хиосского скипидара; образцов смолы мастикового дерева не обнаружено. Один вид дерева Pistacia, вероятно P. terebinthus, встречается кое-где на Синае275; вообще P. terebinthus распространена на холмах Палестины к северу от Беершебы275. Еще один вид Pistacia, P. Khinjuk, встречается в округе Галала (Суэцкий залив) в Египте276. [493]

Одной из наиболее характерных особенностей истинных смол является большое разнообразие их окрасок. Некоторые из них красноватого цвета (почти оранжевые, в истолченном состоянии принимают вид желтого порошка); другие — черные, напоминают по внешнему виду вар; известна одна смола аспидного цвета; остальные — коричневые.

Из одиннадцати исследованных образчиков красноватого вещества от мумий семь было взято из черепных коробок, три — из глазных орбит, один — из носа. Четыре относились к эпохе XXI династии, другие же не были датированы, но, по-видимому, принадлежали к позднему времени. Ботанический источник этой смолы установить не удалось. В гробнице Тутанхамона была обнаружена смола почти такого же вида, как одиннадцать упомянутых образцов, и обладающая почти такой же растворимостью в разных растворителях. Она была найдена в вазе, поставленной рядом с другой вазой, в которой находилась сода, и это дает основание думать, что она имела прямое отношение к бальзамированию.

72 К. Dieteriсh, The Analysis of Resins, Balsams and Gum Resins, 1920, p. 161.

73 См. стр. [497].

74 Часто неправильно называемую «можжевеловой камедью».

75 Из частного письма Г. У. Муррея.

76 R. Muschler, A Manual Flora of Egypt, 1912,I, p. 611.


Было исследовано одиннадцать образцов черного смолистого вещества: пять — от мумий людей (один — XVIII династии; один — XXI династии и три — Птолемеевского периода); один — от мумии крокодила (недатированной) и пять из могил (все Птолемеевского периода), причем относительно последних образцов не известно, были ли они взяты от мумий или нет. По данным Шпильмана, четыре образца содержат битум, но, поскольку два из них не содержат одного или двух из характерных спутников битума (ванадия, никеля и молибдена), это кажется сомнительным, и я считаю, что присутствие битума и в двух других образцах также еще не доказано277. Ботанический источник этих черных смол также остается невыясненным.

Не удалось также установить и причину черной окраски и даже определить, было ли это вещество черным от природы или почернело со временем. Но один из образцов, хотя в основном черный, блестящий и очень напоминающий вар, оказался частично темно-коричневым, а в одном углу почти рубиново-красным, из чего можно заключить, что первоначально нечерная смола может со временем почернеть. Из одиннадцати упомянутых образцов [494] пять содержали жировые вещества, и мы уже высказывали мысль, что некоторые смолы могли почернеть под воздействием жирных кислот, выделявшихся из самого тела278. Не исключено также, что черный цвет смолы является результатом обугливания при нагревании, к которому, вероятно, прибегали, чтобы сделать смолу достаточно жидкой для заливки тела и его внутренних полостей.

Я обследовал двух набальзамированных крокодилов279. Оба они были черными и выглядели так, словно подверглись обработке битумом. Я не нашел ни в одном из них ничего, кроме высохших и почерневших мышечных тканей, и лишь в одном случае было немного жирового вещества.

Другие черные вещества мумий мы разбираем в разделах об умащениях и о древесном дегте280.

Коричневые образцы и единственный образец аспидного цвета были обычными смолообразными веществами, ботаническое происхождение которых установить не удалось.

Гумми-смолы

Я исследовал девять образчиков веществ, оказавшихся гумми-смолами. Все они были взяты от мумий, пять же из них от царских мумий (две XVIII, одна XIX, две XX, три XXI династий и одна эпохи Птолемеев). Это был бделлий или мирра (обе эти смолы

родственны и очень похожи друг на друга), Но вероятнее все же мирра281.

Как Геродот, так и Диодор упоминают о применении мирры в бальзамировании. Петигрю пишет282: «Грэнвилль нашел... два или три маленьких кусочка мирры в естественном состоянии» — и далее: «Верней говорит, что ему удалось опознать мирру среди различных применявшихся для бальзамирования веществ». Думаю, что оба эти [495] определения скорее всего относятся к разряду догадок. Ретте обнаружил мирру в двух исследованных им образчиках вещества от мумий, из которых один был взят с человеческих позвонков, а другой — с руки (оба недатированные)283. Мы уже говорили о мирре в связи

с благовонными курениями

277 См. стр. [467-469].

278 A. Lucas, op. cit., p. 46.

279 Один находится в Каирском музее (№ J. 29630); другой найден при раскопках, производившихся
Мичиганским университетом в Фаюме.

280 См. стр. [478-499].

281 Я отделил часть одного из этих образцов и передал ее М. Р. Пфистеру. Проф. Лонуа получил на этой
пробе реакцию, которая, по его мнению, подтверждает, что это вещество действительно является миррой
(R. Pfister, Nouveaux textiles de Palmyre, 1937, p. 10).

282 T. J. Pettigrew, op. cit., p. 60 n.

283 L. Reutter, De la Momie ou Mumia, in Bull. des Sciences Pharmacologiques, Paris, pp. 49, 58 (год издания
не указан).

284 См. стр. [168].


Различные другие смолы

Перейдем к рассмотрению других смол. В одном из образцов материалов от мумий, исследованном Ретте, оказались маленькие кусочки полупрозрачной желтовато-коричневой смолы с запахом скипидара. Ретте отделил ее и подверг анализу, на основании которого сделал вывод, что это, вероятно, был хиосский скипидар285. Однако слабая растворимость в спирте, высокий коэффициент омыления и высокая точка плавления не оправдывают этого вывода. Холмс также признал хиосским скипидаром образчик смолистого вещества, найденного Петри в кувшине из Навкратиса, отнесенном приблизительно к VI веку до н. э. Хиосский скипидар представляет собою жирную смолу, получаемую из куста или небольшого дерева Pistacia terebinthus, растущего в Южной Европе, Малой Азии, Сирии и Северной Африке; благодаря большому количеству добываемой из него жирной смолы (скипидара) его часто называют «скипидарным деревом»; возможно, что именно продукт этого дерева и получил впервые название скипидара, а поскольку одно время большая часть [496] этого товара поставлялась на рынки с острова Хиоса в Греческом архипелаге, его стали называть хиосским скипидаром. По словам Петри288, хиосским скипидаром были залиты три вставленных один в другой деревянных гроба XXVI династии после того, как они были помещены в каменный саркофаг. Однако Петри не дает никаких обоснований своего определения этого смолистого вещества. Холмс исследовал образчик смолистого вещества из найденного в Хавара саркофага, относящегося ко II веку н. э.289, но, ввиду того что он располагал очень небольшим количеством вещества, он смог проделать только несколько проб, в результате которых определил, что это был стиракс, или, что более вероятно, бензоин290. Однако нет сомнения, что это было то или другое из двух упомянутых веществ, поскольку вещество при нагревании выделило бензойную кислоту. Хотя бензоин привозят с Дальнего Востока (Сиам, Суматра, Борнео и Ява), вполне возможно, что он уже мог достигать Египта в такую позднюю эпоху, ведь бензоин широко распространен на Востоке как благовонное курение и в наши дни.

Но смола употреблялась также и там, где она не имела никакого практического применения. В этих случаях она, вероятно, имела ритуальное значение. Так, например, в одной гробнице XXVI династии в Матариэ близ Каира291 большое количество смолы (более 50 кг) было обнаружено между саркофагом (сделанным из широко применявшегося в то время светлого голубовато-серого сланца из Вади-Хаммамат) и стенками большого, выдолбленного внутри монолитного известнякового «футляра», в который саркофаг плотно входил. Анализы смолы, опубликованные в другой моей работе292, говорят, что это был хиосский скипидар. Мне известны еще четыре примера аналогичного употребления смолы, а именно292: а) небольшие пятна похожей по виду смолы на боковых стенках [497] такого же саркофага, находящегося в Британском музее293 и относящегося к тому же периоду; b) смесь

285 L. Reutter, De l'embaumement avant et apres Jesus-Christ, pp. 35, 36, 48.

286 E. M. Holmes, The Pharmaceutical Journal, XIX (1888-1889), pp. 387-389.

287 Первоначально жирно-смолистые выделения Pistacia terebinthus, так же как и выделения сосны и
некоторых других хвойных деревьев, называли скипидаром. Лишь сравнительно недавно сокращенное название
«скипидар» было присвоено добываемому из этих смол маслу, которое до этого называли скипидарным, или
терпентинным, маслом; в научной терминологии до сих пор принято называть скипидаром также и
естественный продукт. Вот почему на языке торговли некоторые сорта таких смол до сих пор называют
скипидарами, например хиосский скипидар, венецианский скипидар и страсбургский скипидар.

288 W. М. F. Petrie, Kahun, Gurob and Hawara, pp. 10, 19.

289 В отчете Петри о Хавара мы не находим никаких сообщений о таком саркофаге. Возможно, что
Холмс ошибся и на самом деле имел в виду саркофаг XXVI династии.

290 Е. М. Holmes, op. cit., pp. 387-389.

291 Гробница № 6, описанная Готье. (Н. Gauthier, Decouvertes recentes dans la necropole Saite d'Heliopolis,
inAnnales du Service, XXXIII (1933), pp. 27-53; Pl. VI).

292 A. Lucas, Resin from a Tomb of the Saite Period, inAnnales du Service, XXXIII (1933), pp. 187-189.

293 Известный под названием «большой базальтовый гроб Иах-Аб-Ра»; найден, как утверждают,
в гробнице, раскопанной Кэмпбелом (Giza, № 1384).


смолы и толченого известняка, заполняющая пространство между саркофагом и внутренним гробом XXVI династии из Саккара294; с) смесь смолы и дробленой кварцевой гальки, заполняющая пространство между гранитным и деревянным гробами поздней эпохи из Саккара295; d) смесь смолы и толченого алебастра в виде мелких кусочков и тонкого порошка, использованная в качестве шпаклевки на алебастровом саркофаге III династии из Саккара296. Толченый известняк, кварцевая галька и дробленый алебастр примешивались, вероятно, для экономии смолы.

Опилки

В работе Эллиота Смита297 и в его совместной работе с Даусоном298 говорится, что во внутренних полостях тела мумий они находили опилки как в чистом виде, так и в смеси со смолой и что в одном случае кожа была посыпана истолченным в порошок ароматным деревом или опилками. Эллиот Смит нашел опилки в грудной полости мумии Сенебтиси (XII династия)299. Верней обнаружил в обследованной им канопе «смесь порошка

о/л/л

из древесины кедра с содой»300. Уинлок несколько раз находил опилки среди отходов материалов для бальзамирования в Дейр-эль-Бахри301, один из образцов которых (из гробницы Ипи, XI династии) я подверг анализу. В другом случае найденное Уинлоком в одной гробнице XII династии в Дейр-эль-Бахри завернутое в тряпочку вещество оказалось смесью мелких опилок и кварцевого песка302; среди отходов материалов для бальзамирования из гробницы Юи и Туи (XVIII династия) был обнаружен большой кувшин со смесью смолы и опилок303. Некоторые исследованные мной образцы опилок обладали приятным запахом и потому могли быть опилками можжевелового дерева. Смит также упоминает душистые (ароматические) опилки304, а Уилкинсон пишет, что в Фивах в глиняных кувшинах были найдены опилки в полотняных мешочках305. Среди отходов материалов для бальзамирования встречается также рубленая солома306.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: