Можжевеловые ягоды

Ягоды можжевельника, обычно Juniperus phoenicea, но иногда и J. drupacea, часто встречаются в древнеегипетских могилах. Древнейшей такой находкой является ягода, сохранившаяся с додинастического периода, ботанический вид которой не определен Скиапарелли нашел можжевеловые ягоды в одной гробнице XVIII династии221. Я определил, что ягоды, найденные в большом количестве в гробнице Тутанхамона, были можжевеловыми. Они наполняли четыре корзины, причем в двух были более крупные, а в двух — более мелкие ягоды. Кунт обнаружил можжевеловые ягоды в коллекции Пассалаква222, Лоре упоминает о таких же ягодах из двух гробниц в Фивах; Ньюберри обнаружил «несколько веток... на которых еще держались ягоды», в мумиях крокодилов, найденных Петри в Хавара224; Эллиот Смит и Вуд Джонс в своем описании найденных в Нубии покойников христианской эпохи упоминают «маленькие круглые ягоды»225. Я тогда же видел эти ягоды и считаю их можжевеловыми. В своем сообщении относительно некоторых найденных в этих же раскопках веществ я писал226: «В Нубии, в одном могильнике, датируемом приблизительно V веком н. э., покойники... были засыпаны большим количеством соли, смешанной в некоторых случаях с уже упоминавшимися маленькими [476] круглыми плодами или ягодами». Эти слова относятся к переданному мне Смитом другому образцу предохраняющего от разложения вещества от одной коптской «мумии» V века н. э. из Наг-эль-Дейра. Оно «состояло из смеси поваренной соли с маленькими круглыми плодами или ягодами величиной с горошину»227. В своем описании

коптского монастыря св. Епифания в Фивах Уинлок говорит: «После этого покойника клали на первый погребальный покров и между его ногами, и по всему телу, а также с внутренней и наружной сторон непосредственно прилегающих к телу пелен пригоршнями сыпали каменную соль и можжевеловые ягоды», и далее: «ягод Juniperus phoenicea хватало для применения их в большом количестве как средства для бальзамирования».

В Каирском музее хранятся можжевеловые семена и ягоды эпохи XX династии из обнаруженного в Дейр-эль-Бахри «тайника» с царскими мумиями, а также можжевеловые ягоды времен XXVI династии из Курны.

Ясно, что можжевеловые ягоды клали на тело или на основании каких-то приписываемых им воображаемых противогнилостных свойств, или из каких-то ритуальных соображений. Но если бы им приписывали бальзамирующие свойства, их не ставили бы, как мы это иногда видим, в корзинах и сосудах в гробницы, поэтому вероятнее предполагать, что они всегда имели символическое значение. Я считаю, что эти ягоды непосредственно связаны с кедровым деревом, употреблявшимся для изготовления гробов и ковчегов, и с «кедровым маслом», применявшимся для умащения тел усопших; и то и другое играло важную роль при погребении царей и знатных лиц. Дело в том, что, как я указывал в одной

219 L. Borchardt, Gebrauch von Henna im Alten Reiche, Zeitschrift fur Agypticshe Sprache, XXXV (1897), p. 168.

220 G. Brunton, Mostagedda, p. 91.

221 E. Schiaparelli, La Tomba dell'Architetto Cha, p. 164, fig. 148; p. 165, fig. 150; O. Mattirolo, in Atti della
Reale Accademia delle Scienze di Torino, LXI (1926). См. также R. Maсramallah, Un cimetriere archaique...
a Saqqarah, 1940, p. 76.

222 С.Кunth, in Cat. des antiquites decouvertes enEgypte, J. Passalacqua, p. 228.

223 V. Loret, La Flore Pharaonique, 2nd ed., p. 41.

224 P. E. Newberry, in Hawara, Biahmu and Arsinoe, pp. 48, 52.

225 G. Elliot Smith and F. Wood Jones, Report on the Human Remains, in Arch. Survey of Nubia, Report
for 1907-1908, p. 218.

226 A. Lucas, Preservative Materials Used by the Ancient Egyptians in Embalming, p. 20.

227 Ibid.

228 H. E. Winlock and W. E. Сrum, The Monastery of Epiphanius at Thebes, pp. 48, 61.


229 г

моей статье229, «кедровое масло», по-видимому, добывалось вовсе не из кедра, а представляло собою летучее можжевеловое масло, извлекавшееся из ягод путем замачивания их в каком-нибудь обычном эфирном масле; вероятно, и самая древесина кедра заменялась иногда можжевеловым деревом и древесиной других хвойных пород. [477]

Хотя можжевельник и распространен по всему остальному Средиземноморью, он не растет в Египте. Однако большое количество можжевеловых ягод, встречающихся в египетских гробницах, привело к возникновению теории, что когда-то это дерево в изобилии росло в Египте, хотя никаких подтверждающих это данных не имеется. Если придерживаться этого взгляда, то следует считать, что можжевельник был особенно распространен в раннехристианскую эпоху в Верхнем Египте (поскольку ягоды его больше всего употреблялись в Верхнем Египте и в очень позднее время), а это уже совсем невероятно. Значительно вернее предполагать, что и можжевеловые ягоды и можжевеловое дерево ввозились из Западной Азии. Как я слышал, еще в 1943 году на склонах Джебель-Телле (к северу от Некля) на Синае росло около сотни небольших можжевеловых деревьев, неизвестно какой разновидности, высотой до восьми метров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: