Конституционно-правовые основы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации

N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (1999 г) Государственная власть в РФ делится на уровни и ветви.

По вертикали: федеральный уровень и уровень субъекта РФ.

Конституционные ветви: законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

На уровне субъектов РФ государственная власть (ее органы) формируются субъектами самостоятельно, но при этом должны быть учтены следующие моменты:

1. Должны быть соблюдены нормы-принципы прописанные в первой главе Конституции РФ:

- принцип народовластия (должны быть выборы);

- принцип разделения властей;

- принцип светского характера деятельности органов власти.

2. ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов РФ» содержит также ряд требований к структуре органов власти субъектов РФ и к наделению их полномочиями (в структуре должны быть: глава, представительный орган и законодательный орган).

Сама Конституция РФ содержит в отдельных статьях полномочия и возможности субъектов РФ в государстве:

- в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти;

- Право законодательной инициативы принадлежит законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации;

- Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

- Конституционный Суд Российской Федерации по запросам органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 125). Конституционный Суд Российской Федерации по запросам органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации (ч. 5 ст. 125).

На уровне субъекта РФ государственная власть традиционно подразделяется на 3 ветви, которые представляют соответствующие органы: исполнительная власть – глава субъекта РФ; высший коллегиальный орган – правительство субъекта РФ, субъектовые министерства, агентства, инспекции.

2. В каждом субъекте есть свой законодательный орган. В ФЗ № 184-ФЗ указано, что данный законодательный орган не менее чем на половину должен формироваться с использованием пропорциональной избирательной системы (партии должны участвовать на выборах обязательно). Например Архангельское областное собрание депутатов формируется следующим образом: 31 депутат по мажоритарной системе и 31 – по пропорциональной системе.

Законодательные органы в субъектах РФ как правило имеют однопалатную структуру, но есть и двухпалатные в некоторых субъектах (нижние палаты формируются выборным путем, верхние палаты формируются из представителей муниципальных образований или наций и народностей).

Наблюдается большой разброс по количеству депутатов в законодательных органах субъектов РФ, в н.в. идет тенденция к уменьшению их численности.

На уровне субъекта РФ существуют некоторые особенности законодательного процесса:

а) Шире круг обладателей правом законодательной инициативны (в Архангельской области – кроме традиционных обладателей это избирательная комиссия области, уполномоченный по правам человека, группа граждан не менее 3 тыс. человек (в перспективе)).

б) Как правило законы принимают в 2-х, а не в 3-хчтениях (во втором чтении рассматриваются поправки к законопроекту и проходит процедура голосования за законопроект в целом).

3. ФКЗ «О судебной системе РФ» говорит о возможности создания в субъектах РФ уставных (конституционных) судов – это является правом, а не обязанностью субъекта РФ (в уставе Архангельской области прописано его создание, но до н.в. уставный суд не создан). Состав судей уставных (конституционных) судов может составлять от 3 до 9 судей.

Статус данный судов на уровне субъекта РФ, оплата труда судей должна быть не ниже оплаты труда иных судей.

С н.в. где созданы данные суды выполняют по сути 2 основных полномочия:

1. Полномочия по нормоконтролю – проверка соответствия принимаемых нормативных актов на территории субъекта РФ основному закону субъекта РФ.

2. Толкование положений основного закона субъекта РФ.

Мировые судьи по закону признаются судьями субъектов РФ. Количество формируемых судебных участков для мировых судей зависит от численности населения проживающего на территории муниципального образования субъекта РФ (1 судья на 15 тыс. человек).

Обеспечение деятельности данных судов (помещение, информационное обеспечение и иные расходы) ложатся на бюджет субъекта РФ.

Назначение мировых судей не выходит за рамки субъекта РФ (назначает законодательный орган субъекта РФ большинством его членов, например в Архангельской области это 31 + 1).

Заработная плата мировых судей осуществляется из федерального бюджета, полномочия мировых судей установлены федеральным законодательством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: