Отечественная практика снабжения АТП запасными частями с момента начала преобразований в экономике страны характеризуется предпочтением к разовым закупкам небольшого объема при складской форме снабжения.
существующий в настоящее время рынок автомобильной техники и запасных частей постепенно приближается по структуре к зарубежному. Однако его характерной особенностью является наличие многочисленных посредников, которые не имеют четких обязательств перед покупателями и не гарантируют качество поставляемой продукции и услуг.
Основным способом устранения этого недостатка является создание современной развитой товаропроводящей и сервисной инфраструктуры, в том числе и заводов-изготовителей.
Основой зарубежной системы снабжения запасными частями является товаропроводящая сеть заводов-изготовителей автомобилей. Обычно она состоит из складов трех уровней (рис. 1.4): центрального склада запасных частей, региональных складов и складов дилеров. Некоторые фирмы применяют четырехуровневую систему, которая предусматривает обслуживание группы региональных складов с зональных складов.
Центральный склад является основным звеном системы. На нем хранят около 80% номенклатуры запасных частей, необходимой для удовлетворения спроса парка автомобилей данной фирмы, эксплуатируемого в стране и за рубежом. Поступление деталей на склад производится с заводов фирмы (оригинальные запчасти) и с заводов субпоставщиков в соответствии с планом, составленным на основании данных о движении запчастей за предыдущий год и данных об изменении парка автомобилей. Средний запас деталей каждого наименования поддерживается на уровне четырехмесячной годовой потребности, а общая номенклатура деталей составляет 20-40 тыс. наименований.
Региональные склады являются отделениями центрального склада фирмы. Они располагаются в районах сосредоточения парка автомобилей и предназначены для удовлетворения потребности в этих районах. Например, у фирмы "Рено" на территории Франции расположено 14 региональных складов, а у фирмы "Фиат" на территории Италии - 43 таких склада.
Размеры региональных складов определяются потребностью в запасных частях обслуживаемых ими районов. На них хранят 60% общей номенклатуры запасных частей (10-15 тыс. деталей) и 2,5-3-месячный запас по каждому их наименованию.
Региональные склады ежедневно сообщают центральному складу сведения о движении запасных частей.
Склад центра ТО фирмы (или крупного дилера) обеспечивает удовлетворение собственной потребности в запчастях, а также потребности мелких дилеров, расположенных в зоне его действия. На нем хранят 20% общей номенклатуры запасных частей, преимущественно высокого спроса (5-7 тыс. деталей). Средний их запас по каждому наименованию равен 1,5-месячной потребности.
Кроме продуцентов автомобилей, на рынке запасных частей действует ряд других предприятий. В первую очередь это специализированные фирмы по изготовлению деталей и узлов, используемых заводами-изготовителями в качестве комплектующих (независимые субпоставщики).
Второй достаточно многочисленной группой конкурентов являются предприятия-имитаторы, изготавливающие запчасти специально для продажи на рынке.
К третьей группе конкурентов относятся фирмы, занимающиеся разборкой списанных автомобилей и продажей подержанных деталей, а также предприятия по восстановлению изношенных деталей и агрегатов.