Переход от административно-командной экономики к рынку придает управлению налогообложением глубокий экономический смысл и предъявляет к нему совершенно иные требования. Постепенно управление начинает оперативно реагировать на различные изменения налоговых правоотношений. В связи с этим сама система налогообложения приобретает индикативные свойства. Недопоступление налогов может сигнализировать о том, что:
- действующие налоговые нормы перестали отвечать воспроизводственным потребностям;
- налоговые органы утратили способность отслеживать тенденцию налоговых поступлений и перекрывать возможность ухода от налогов;
- усилились международные интеграционные процессы и возникла необходимость освоения налоговыми органами особенностей зарубежного налогового законодательства, а также международных правил заключения договоров об избежании двойного налогообложения.
Такого рода сигналы обусловливают необходимость пересмотра методов управления налогообложением. Анализ управленческих действий налоговых органов помогает выявлять недостатки, устранить которые можно в оперативном порядке, то есть без изменения экономико-правовых основ налогообложения. В таких случаях принимаются правительственные решения о пересмотре методов налогового управления. Наука и практика могут выявлять и потребность в коренном изменении структур и функций налоговых органов, направлений налоговой политики и ее методической основы. Это обусловливает необходимость принятия кардинальных мер, вплоть до проведения очередного этапа налоговой реформы.
|
|
Управление налогообложением – это важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью общей теории и практики управления. Оно основывается также на функциональных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Эта совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (включая налоговые органы) придают функционированию налогового механизма заданное законом направление и координируют налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике.
Исходя из этого, понятие управления налогообложением раскрывается с двух сторон. Во-первых, это система органов управления, в обязанность которых входит обеспечивать прохождение налоговой концепции на очередной плановый период (рассмотрение и обсуждение, утверждение в законодательном порядке). Кроме того, эти органы должны составлять отчеты об исполнении бюджета, подвергать их всестороннему анализу. Во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и конкретную налоговую технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.
|
|
Управление налогообложением – наиболее социально выраженная сфера управленческих действий. Его недостатки приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений и, в конечном итоге, нагнетают социальную напряженность в обществе. Просчеты при принятии налоговых законов только усиливают эти недостатки.
Управление налогообложением реализуется через налоговый менеджмент и его формы – государственный налоговый менеджмент и корпоративный менеджмент. Налоговый менеджмент в целом основывается на положениях налогового права и является стержнем всей структуры элементов налогового механизма; это особая сфера деятельности государства, перед которой стоят следующие задачи:
- прогнозирование объемов налоговых поступлений на среднесрочную перспективу на основе прогнозных расчетов роста доходности предприятий, отраслей и всей экономики в целом;
- разработка новых концепций налогообложения, способствующих развитию бизнеса без ущерба для государственных социальных программ;
- составление налоговых обоснований для обеспечения протекционистской политики в системе внешнеэкономической деятельности.
Нормы налогового права позволяют организовать рациональную систему и структуру налогового менеджмента, распространив его на весь налоговый механизм.
Государственный налоговый менеджмент как особый научно-практический процесс чрезвычайно емок по своему содержанию, условиям организации и целевым установкам. Это и выработка правовых основ налогообложения на основе исторического опыта, современных достижений экономической науки и практики, обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма, его элементов (планирования, регулирования, контроля), создание учетно-аналитических, отчетных правил, документов и т.д. Он занимает ведущее место в системе управления экономикой.
Корпоративный налоговый менеджмент представляет собой налоговое планирование с позиций налогоплательщика. Корпоративный налоговый менеджмент вносит прямой вклад в прибыльность бизнеса, оптимизацию налоговых обязательств. Налоговое планирование с позиций налогоплательщика – это неотъемлемая часть его финансово-хозяйственной деятельности. Этот процесс имеет крайне важное значение, поскольку оптимизация налогообложения позволяет выявить финансовые резервы. В этой связи существенную роль играет общее состояние бюджетно-налогового и финансового регулирования экономики, осуществляемого государством.
Несмотря на широкое распространение практики законной оптимизации налоговых платежей, качество налогового планирования улучшается медленно, поскольку несовершенна такая область правового обеспечения налоговых процессов, как налоговое право. Пока же налоговое право в полной мере не изучают ни бухгалтеры, ни финансисты, ни налоговики, ни менеджеры, ни хозяйственники.
Положительным моментом организации налогового менеджмента является введение в практику абонементного обслуживания налогоплательщиков аудиторскими и юридическими фирмами. Интересы налогоплательщиков в этом случае отстаивают профессионалы, работающие на долговременной договорной основе и отвечающие за принимаемые ими решения.
В общей схеме корпоративного налогового менеджмента можно выделить возможные пути оптимизации объемов налоговых платежей:
|
|
1 выбор выгодного места регистрации и места осуществления финансово-хозяйственной деятельности (оффшор);
2 грамотное использование всех пробелов и достоинств действующего законодательства, различных схем хозяйствования;
3 выбор соответствующей организационно-правовой формы предпринимательства;
4 использование возможностей хозяйственных договоров (включение в них экономически выгодных условий, сочетание условий различных типов договоров);
5 грамотное и юридически безупречное ведение бухгалтерского учета;
6 использование наиболее экономичных способов защиты нарушенных налоговых прав.
Широкое распространение в белорусской практике получили первые два из названных направлений оптимизации налогообложения. Другие применяются в единичных случаях. Следствием большинства сложных хозяйственных ситуаций, с которыми сталкиваются налогоплательщики, является обилие вариантов, типов и форм договоров.
Типовые формы договоров носят вспомогательный характер. Требуется глубокое профессиональное знание тонкостей договорной дисциплины, чтобы максимально снизить погрешности при заключении договоров. Так, подбор экономических контрагентов требует знания их отраслевых технологий. Выход белорусских предпринимателей на международный рынок еще больше обостряет проблему оптимизации налогообложения, поскольку нужны знания в области международного права.
Каждая конкретная сделка должна быть детально оценена не только с позиций экономической выгоды, но и с точки зрения возникающих налоговых обязательств на момент подготовки необходимых документов, то есть еще до того, как сделка будет заключена.
В процессе налогового планирования следует оценить, насколько желательна предполагаемая страна в качестве места долгосрочных инвестиций, чтобы уменьшить налоговые потери или вовсе избежать налоговых платежей. Этот анализ предполагает выявление не только преимуществ налогового законодательства той или иной страны, но и преимуществ валютно-расчетного характера.
|
|
Даже самые простые операции на внутреннем рынке создают проблемы ценообразования и оплаты, в решении которых должен принимать участие налоговый менеджер (эксперт). Задачи резко усложняются при выходе фирмы на международный рынок. Это касается определения цены в валюте продавца, покупателя или третьих стран, механизма котировок валют, фактора риска при планировании налогов от сумм валютных, экспортных операций, специфики самих валютных операций и сделок. Для налогового менеджмента важно содержание отечественного налогового, бухгалтерского, таможенного законодательства, постоянное приближение его к международным стандартам. Большое значение имеет отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджера.
2 Налоговое планирование
Налоговое планирование субъектов хозяйствования – это планирование производственной, коммерческой деятельности юридических и физических лиц с целью минимизации налоговых платежей.
Как правило, какая-либо производственная, деловая или коммерческая цель может быть достигнута различными путями. От выбора пути зависят размеры налоговых платежей. Цель налогового планирования – избрать такой путь, при котором налоговые платежи минимальны для хозяйствующих субъектов. Поскольку налоговые платежи представляют одну из статей расходов, характеризующих субъектов, то планирование налогов является составным элементом общей стратегии оптимизации расходов. Начисление и уплата налогов, как правило, функционально и непосредственно не связаны с производством. Налоги представляют собой во всех случаях простой вычет из доходов предпринимателя, которого он желает избежать. Этого можно достичь двумя путями:
- используя все легальные возможности снижения налоговых платежей и перестраивая свою деятельность таким образом, чтобы возникающие налоговые обязательства были минимальными;
- скрывая свою деятельность и доходы от налоговых служб, не останавливаясь перед искажением налоговой отчетности.
Первый путь – легальный, называется избежанием налогов. Он может вызывать недовольство налоговых властей, но находится под защитой закона. Хотя в некоторых пограничных случаях исход конфликта с налоговыми органами нельзя прогнозировать с полной уверенностью. Второй путь связан с нарушением налоговых законов и называется уклонением от налогов. Следует подчеркнуть, что любые законы, регулирующие функционирование рыночной экономики, в том числе и налоговые, предусматривают, что они могут нарушаться предпринимателями, за что последние должны нести ответственность. При этом для нормальной деятельности важно и необходимо, чтобы потери всех лиц, пострадавших от такого нарушения, были полностью компенсированы за счет средств нарушителей. Если какого-то нарушения нельзя избежать, то заранее необходимо предусмотреть все возможные последствия и быть готовым нести соответствующие расходы.
Необходимость налогового планирования заложена в самом современном налоговом законодательстве, которое предусматривает разные налоговые режимы для возможных ситуаций, допускает варианты методов для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных для государства направлениях и одобренными им методами. В прошлом, когда были распространены в основном подушевые налоги и акцизы, исчисляемые в твердых ставках с объекта обложения, необходимость в налоговом планировании не возникала. В наше время налоги играют не только фискальную функцию, но и стимулирующую и регулирующую, когда государство стремится привлечь налогоплательщиков к деятельности в льготируемых секторах и в желательных государству формах. Изучая и используя появившиеся возможности, налогоплательщик планирует свои налоговые платежи и делает то, что от него ждет государство.
Несомненно, мелкие, средние и крупные фирмы располагают разными возможностями для налогового планирования. Например, многонациональные корпорации, финансово-промышленные группы и концерны обычно содержат специальные службы.
Необходимость налогового планирования в решающей мере зависит от тяжести налогового бремени для субъектов хозяйствования. В разных странах налоговое бремя разное. Если оно не превышает 10–15 % ВНП, или чистого дохода к отдельному предпринимателю или предприятию, то потребность в налоговом планировании минимальна. В такой ситуации за налоговыми платежами может следить главный бухгалтер, или один из его заместителей, или внешний консультант.
При уровне налогового бремени в пределах 20–35 % в мелких и средних фирмах и на предприятиях желательно иметь специального работника, а в крупных – группу работников, занимающихся исключительно вопросами контроля за налоговыми обязательствами предприятия. Эта работа, как правило, постоянно курируется финансовым директором или главным бухгалтером предприятия. Налоги становятся объектом общей системы текущего финансового контроля, вводятся элементы предварительного финансового контроля в форме кратко- и среднесрочных прогнозов налоговых платежей предприятия.
Для новых проектов и новых инвестиций обязательно привлечение опытных внешних консультантов по налоговому планированию.
В государствах, где налоги составляют 40–50 % ВНП и более, налоговое планирование становится важнейшим элементом финансово-хозяйственной работы на всех предприятиях. Надзор за налоговыми платежами должен осуществляться на уровне высшего руководителя фирмы. Ни одно решение о серьезных структурных перестройках в работе предприятия, о внедрении новых технологий, о новых инвестициях не может приниматься без учета налогового элемента. В крупных фирмах обязательно наличие группы или отдела налогового планирования, ни один серьезный проект не должен вводиться в действие без экспертизы внешних налоговых консультантов. По видам налоговое планирование подразделяется на корпоративное (налоговое планирование предприятий) и семейное или личное (налоговое планирование для физических лиц). Первое имеет своей целью обеспечить выживание предприятий (фирм), второе – сохранность состояний граждан.
Налоговое планирование может осуществляться в трех формах:
1 мониторинг налоговых вопросов выделенным работником бухгалтерии или финансового отдела предприятия;
2 налоговое планирование и текущий финансовый контроль за налоговыми обязательствами предприятия силами специализированного отдела или группы;
3 привлечение внешних консультантов либо для налоговой экспертизы проектов (новых инвестиций), либо для контроля над текущими налоговыми платежами фирмы, вплоть до составления налоговой отчетности и представления ее налоговым органам.
Налоговое планирование предприятий (корпоративное налоговое планирование) в основном касается налогов на прибыль и имущество предприятий. В личном налоговом планировании особое внимание уделяется налогам на доходы граждан и налогам на наследства. Вместе с этим, целый ряд налогов (на недвижимость, таможенные пошлины и т.д.) попадает в сферу действия того или другого вида налогового планирования.
Налоговое планирование осуществляется различными методами. Основных из них три: текущий финансовый контроль, метод предварительной налоговой экспертизы, метод вариационно-сравнительного анализа новых проектов.
Самым простым является текущий финансовый контроль за налоговыми платежами при периодическом составлении прогнозов их изменения и наблюдении за соответствием про прогнозов реальным выплатам налогов за те же периоды. В случае серьезных расхождений между прогнозами и реальными платежами проводится расследование причин расхождений и разрабатываются предложения по их устранению. Базой для применения этого метода являются нормативные налоговые документы, консультации налоговой инспекции, выводы науки.
Более сложным является метод предварительной налоговой экспертизы в отношении новых проектов и важнейших управленческих решений. Этот метод применяется на предприятиях с солидной информационно-аналитической базой по налогам, содержащей тексты законов и инструкций, комментарии к ним ведущих экономистов и юристов, материалы обсуждения налоговых вопросов в законодательных органах, решения судов по налоговым спорам и конфликтам, материалы по налогам из периодической печати, тексты обсуждаемых и готовящихся к утверждению налоговых законов и т.д.
Самый сложный – метод вариационно-сравнительного анализа новых проектов деятельности предприятия в целом. В соответствии с ним производится сравнение различных вариантов деятельности предприятия на предмет определения их налоговой эффективности: на короткий период деятельности (при постоянных значениях налоговых ставок и тарифов) и на длительные периоды (при различных вариантах ожидаемых изменений в налоговых законах и ставках). Учитывая большое число переменных, применение этого метода возможно только с использованием быстродействующих компьютеров и при наличии соответствующего программного обеспечения.