Налоговый менеджмент

Переход от административно-командной экономики к рын­ку придает управлению налогообложением глубокий экономи­ческий смысл и предъявляет к нему совершенно иные требова­ния. Постепенно управление начинает оперативно реагировать на различные изменения налоговых правоотношений. В связи с этим сама система налогообложения приобретает индикатив­ные свойства. Недопоступление налогов может сигнализиро­вать о том, что:

- действующие налоговые нормы перестали отвечать воспроизводственным потребностям;

- налоговые органы утратили способность отслеживать тенденцию налоговых поступлений и перекрывать возможность ухода от налогов;

- усилились международные интеграционные процессы и возникла необходимость освоения налоговыми органами осо­бенностей зарубежного налогового законодательства, а также международных правил заключения договоров об избежании двойного налогообложения.

Такого рода сигналы обусловливают необходимость пере­смотра методов управления налогообложением. Анализ управ­ленческих действий налоговых органов помогает выявлять не­достатки, устранить которые можно в оперативном порядке, то есть без изменения экономико-правовых основ налогообложе­ния. В таких случаях принимаются правительственные реше­ния о пересмотре методов налогового управления. Наука и пра­ктика могут выявлять и потребность в коренном изменении структур и функций налоговых органов, направлений налого­вой политики и ее методической основы. Это обусловливает не­обходимость принятия кардинальных мер, вплоть до проведе­ния очередного этапа налоговой реформы.

Управление налого­обложением – это важнейшая сфера научно-практических ис­следований и методических действий, являющихся частью об­щей теории и практики управления. Оно основывается также на функциональных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечес­твенной и мировой практикой. Эта совокупность методов, при­емов и средств информационного обеспечения, посредством ко­торых органы власти и управления (включая налоговые орга­ны) придают функционированию налогового механизма заданное законом направление и координируют налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике.

Исходя из этого, понятие управления налогообложением раскрывается с двух сторон. Во-первых, это система органов уп­равления, в обязанность которых входит обеспечивать прохож­дение налоговой концепции на очередной плановый период (рассмотрение и обсуждение, утверждение в законодательном порядке). Кроме того, эти органы должны составлять отчеты об исполнении бюджета, подвергать их всестороннему анализу. Во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирую­щих налоговые действия и конкретную налоговую технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение на­логового законодательства.

Управление налогообложением – наиболее социально вы­раженная сфера управленческих действий. Его недостатки при­водят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, уве­личивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений и, в конечном итоге, нагнета­ют социальную напряженность в обществе. Просчеты при при­нятии налоговых законов только усиливают эти недостатки.

Управление налогообложением реализуется через налого­вый менеджмент и его формы – государственный налоговый менеджмент и корпоративный менеджмент. Налоговый менед­жмент в целом основывается на положениях налогового права и является стержнем всей структуры элементов налогового меха­низма; это особая сфера деятельности государства, перед кото­рой стоят следующие задачи:

- прогнозирование объемов налоговых поступлений на сред­несрочную перспективу на основе прогнозных расчетов роста доходности предприятий, отраслей и всей экономики в целом;

- разработка новых концепций налогообложения, способ­ствующих развитию бизнеса без ущерба для государственных социальных программ;

- составление налоговых обоснований для обеспечения про­текционистской политики в системе внешнеэкономической де­ятельности.

Нормы налогового права позволяют организовать рацио­нальную систему и структуру налогового менеджмента, рас­пространив его на весь налоговый механизм.

Государственный налоговый менеджмент как особый на­учно-практический процесс чрезвычайно емок по своему содер­жанию, условиям организации и целевым установкам. Это и выработка правовых основ налогообложения на основе исторического опыта, современных достижений экономической науки и практики, обеспечение условий функционирования конкрет­ного налогового механизма, его элементов (планирования, ре­гулирования, контроля), создание учетно-аналитических, от­четных правил, документов и т.д. Он занимает ведущее место в системе управления экономикой.

Корпоративный налоговый менеджмент представляет со­бой налоговое планирование с позиций налогоплательщика. Корпоративный налоговый менеджмент вносит прямой вклад в прибыльность бизнеса, оптимизацию налоговых обязательств. Налоговое планирование с позиций налогоплательщика – это неотъемлемая часть его финансово-хозяйственной деятельнос­ти. Этот процесс имеет крайне важное значение, поскольку оп­тимизация налогообложения позволяет выявить финансовые резервы. В этой связи существенную роль играет общее состоя­ние бюджетно-налогового и финансового регулирования эконо­мики, осуществляемого государством.

Несмотря на широкое распространение практики законной оптимизации налоговых платежей, качество налогового плани­рования улучшается медленно, поскольку несовершенна такая область правового обеспечения налоговых процессов, как нало­говое право. Пока же налоговое право в полной мере не изучают ни бухгалтеры, ни финансисты, ни налоговики, ни менеджеры, ни хозяйственники.

Положительным моментом организации налогового менед­жмента является введение в практику абонементного обслужи­вания налогоплательщиков аудиторскими и юридическими фирмами. Интересы налогоплательщиков в этом случае отстаи­вают профессионалы, работающие на долговременной договор­ной основе и отвечающие за принимаемые ими решения.

В общей схеме корпоративного налогового менеджмента можно выделить возможные пути оптимизации объемов нало­говых платежей:

1 выбор выгодного места регистрации и места осуществле­ния финансово-хозяйственной деятельности (оффшор);

2 грамотное использование всех пробелов и достоинств дей­ствующего законодательства, различных схем хозяйствования;

3 выбор соответствующей организационно-правовой формы предпринимательства;

4 использование возможностей хозяйственных договоров (включение в них экономически выгодных условий, сочетание условий различных типов договоров);

5 грамотное и юридически безупречное ведение бухгалтер­ского учета;

6 использование наиболее экономичных способов защиты нарушенных налоговых прав.

Широкое распространение в белорусской практике получи­ли первые два из названных направлений оптимизации налого­обложения. Другие применяются в единичных случаях. След­ствием большинства сложных хозяйственных ситуаций, с кото­рыми сталкиваются налогоплательщики, является обилие ва­риантов, типов и форм договоров.

Типовые формы договоров носят вспомогательный харак­тер. Требуется глубокое профессиональное знание тонкостей договорной дисциплины, чтобы максимально снизить погреш­ности при заключении договоров. Так, подбор экономических контрагентов требует знания их отраслевых технологий. Выход белорусских предпринимателей на международный рынок еще больше обостряет проблему оптимизации налогообложения, поскольку нужны знания в области международного права.

Каждая конкретная сделка должна быть детально оценена не только с позиций экономической выгоды, но и с точки зре­ния возникающих налоговых обязательств на момент подготов­ки необходимых документов, то есть еще до того, как сделка бу­дет заключена.

В процессе налогового планирования следует оценить, нас­колько желательна предполагаемая страна в качестве места долгосрочных инвестиций, чтобы уменьшить налоговые потери или вовсе избежать налоговых платежей. Этот анализ пред­полагает выявление не только преимуществ налогового законо­дательства той или иной страны, но и преимуществ валютно-расчетного характера.

Даже самые простые операции на внутреннем рынке создают проблемы ценообразования и оплаты, в решении которых дол­жен принимать участие налоговый менеджер (эксперт). Задачи резко усложняются при выходе фирмы на международный ры­нок. Это касается определения цены в валюте продавца, покупа­теля или третьих стран, механизма котировок валют, фактора риска при планировании налогов от сумм валютных, экспор­тных операций, специфики самих валютных операций и сделок. Для налогового менеджмента важно содержание отечествен­ного налогового, бухгалтерского, таможенного законодательс­тва, постоянное приближение его к международным стандар­там. Большое значение имеет отчетно-аналитическая деятель­ность налогового менеджера.

2 Налоговое планирование

Налоговое планирование субъектов хозяйствования – это планирование производственной, коммерческой деятельности юридических и физических лиц с целью минимизации налого­вых платежей.

Как правило, какая-либо производственная, деловая или коммерческая цель может быть достигнута различными путями. От выбора пути зависят размеры налоговых платежей. Цель налогового планирования – избрать такой путь, при кото­ром налоговые платежи минимальны для хозяйствующих субъектов. Поскольку налоговые платежи представляют одну из статей расходов, характеризующих субъектов, то планирование налогов является составным элементом общей стратегии опти­мизации расходов. Начисление и уплата налогов, как правило, функционально и непосредственно не связаны с производством. Налоги представляют собой во всех случаях простой вычет из доходов предпринимателя, которого он желает избежать. Этого можно достичь двумя путями:

- используя все легальные возможности снижения налоговых платежей и перестраивая свою деятельность таким образом, чтобы возникающие налоговые обязательства были мини­мальными;

- скрывая свою деятельность и доходы от налоговых служб, не останавливаясь перед искажением налоговой отчетности.

Первый путь – легальный, называется избежанием нало­гов. Он может вызывать недовольство налоговых властей, но находится под защитой закона. Хотя в некоторых пограничных случаях исход конфликта с налоговыми органами нельзя про­гнозировать с полной уверенностью. Второй путь связан с нару­шением налоговых законов и называется уклонением от нало­гов. Следует подчеркнуть, что любые законы, регулирующие функционирование рыночной экономики, в том числе и налого­вые, предусматривают, что они могут нарушаться предприни­мателями, за что последние должны нести ответственность. При этом для нормальной деятельности важно и необходимо, чтобы потери всех лиц, пострадавших от такого нарушения, были полностью компенсированы за счет средств нарушителей. Если какого-то нарушения нельзя избежать, то заранее необхо­димо предусмотреть все возможные последствия и быть гото­вым нести соответствующие расходы.

Необходимость налогового планирования заложена в самом современном налоговом законодательстве, которое предусмат­ривает разные налоговые режимы для возможных ситуаций, допускает варианты методов для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных для государства нап­равлениях и одобренными им методами. В прошлом, когда бы­ли распространены в основном подушевые налоги и акцизы, ис­числяемые в твердых ставках с объекта обложения, необходи­мость в налоговом планировании не возникала. В наше время налоги играют не только фискальную функцию, но и стимули­рующую и регулирующую, когда государство стремится при­влечь налогоплательщиков к деятельности в льготируемых сек­торах и в желательных государству формах. Изучая и используя появившиеся возможности, налогоплательщик планирует свои налоговые платежи и делает то, что от него ждет государство.

Несомненно, мелкие, средние и крупные фирмы располага­ют разными возможностями для налогового планирования. Например, многонациональные корпорации, финансово-про­мышленные группы и концерны обычно содержат специальные службы.

Необходимость налогового планирования в решающей мере зависит от тяжести налогового бремени для субъектов хозяй­ствования. В разных странах налоговое бремя разное. Если оно не превышает 10–15 % ВНП, или чистого дохода к отдельному предпринимателю или предприятию, то потребность в налого­вом планировании минимальна. В такой ситуации за налоговы­ми платежами может следить главный бухгалтер, или один из его заместителей, или внешний консультант.

При уровне налогового бремени в пределах 20–35 % в мел­ких и средних фирмах и на предприятиях желательно иметь специального работника, а в крупных – группу работников, за­нимающихся исключительно вопросами контроля за налоговы­ми обязательствами предприятия. Эта работа, как правило, пос­тоянно курируется финансовым директором или главным бух­галтером предприятия. Налоги становятся объектом общей сис­темы текущего финансового контроля, вводятся элементы пред­варительного финансового контроля в форме кратко- и среднес­рочных прогнозов налоговых платежей предприятия.

Для новых проектов и новых инвестиций обязательно при­влечение опытных внешних консультантов по налоговому пла­нированию.

В государствах, где налоги составляют 40–50 % ВНП и бо­лее, налоговое планирование становится важнейшим элемен­том финансово-хозяйственной работы на всех предприятиях. Надзор за налоговыми платежами должен осуществляться на уровне высшего руководителя фирмы. Ни одно решение о серь­езных структурных перестройках в работе предприятия, о внедрении новых технологий, о новых инвестициях не может приниматься без учета налогового элемента. В крупных фир­мах обязательно наличие группы или отдела налогового плани­рования, ни один серьезный проект не должен вводиться в дей­ствие без экспертизы внешних налоговых консультантов. По видам налоговое планирование подразделяется на корпо­ративное (налоговое планирование предприятий) и семейное или личное (налоговое планирование для физических лиц). Первое имеет своей целью обеспечить выживание предприятий (фирм), второе – сохранность состояний граждан.

Налоговое планирование может осуществляться в трех фор­мах:

1 мониторинг налоговых вопросов выделенным работником бухгалтерии или финансового отдела предприятия;

2 налоговое планирование и текущий финансовый контроль за налоговыми обязательствами предприятия силами специализированного отдела или группы;

3 привлечение внешних консультантов либо для налоговой экспертизы проектов (новых инвестиций), либо для контроля над текущими налоговыми платежами фирмы, вплоть до сос­тавления налоговой отчетности и представления ее налоговым органам.

Налоговое планирование предприятий (корпоративное на­логовое планирование) в основном касается налогов на прибыль и имущество предприятий. В личном налоговом планировании особое внимание уделяется налогам на доходы граждан и нало­гам на наследства. Вместе с этим, целый ряд налогов (на недви­жимость, таможенные пошлины и т.д.) попадает в сферу дей­ствия того или другого вида налогового планирования.

Налоговое планирование осуществляется различными мето­дами. Основных из них три: текущий финансовый контроль, метод предварительной налоговой экспертизы, метод вариаци­онно-сравнительного анализа новых проектов.

Самым простым является текущий финансовый контроль за налоговыми платежами при периодическом составлении прогнозов их изменения и наблюдении за соответствием про про­гнозов реальным выплатам налогов за те же периоды. В случае серьезных расхождений между прогнозами и реальными плате­жами проводится расследование причин расхождений и разра­батываются предложения по их устранению. Базой для приме­нения этого метода являются нормативные налоговые докумен­ты, консультации налоговой инспекции, выводы науки.

Более сложным является метод предварительной налого­вой экспертизы в отношении новых проектов и важнейших управленческих решений. Этот метод применяется на пред­приятиях с солидной информационно-аналитической базой по налогам, содержащей тексты законов и инструкций, коммента­рии к ним ведущих экономистов и юристов, материалы обсуждения налоговых вопросов в законодательных органах, реше­ния судов по налоговым спорам и конфликтам, материалы по налогам из периодической печати, тексты обсуждаемых и гото­вящихся к утверждению налоговых законов и т.д.

Самый сложный – метод вариационно-сравнительного ана­лиза новых проектов деятельности предприятия в целом. В со­ответствии с ним производится сравнение различных вариан­тов деятельности предприятия на предмет определения их на­логовой эффективности: на короткий период деятельности (при постоянных значениях налоговых ставок и тарифов) и на дли­тельные периоды (при различных вариантах ожидаемых изме­нений в налоговых законах и ставках). Учитывая большое чис­ло переменных, применение этого метода возможно только с ис­пользованием быстродействующих компьютеров и при нали­чии соответствующего программного обеспечения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow