Налоговый контроль и его формы

Налоговый контроль – составная часть финансового контроля, представляет собой совокупность контрольных мероприятий, проводимых налоговыми и иными органами, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны контролировать (проверять) соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Согласно ст. 64 НК РБ налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, мониторинга, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, анализа информации об использовании электронных денег в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.

Цель налогового контроля заключается в обеспечении своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в установлении отклонений от норм действующего налогового законодательства.

Объектом налогового контроля являются те финансовые отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами с одной стороны и государством с другой в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Субъектами налогового контроля являются налогоплательщики – юридические и физические лица, на которых в законодательном порядке возложена обязанность уплачивать налоги и другие обязательные платежи.

Специалисты органов, осуществляющих налоговый контроль, в соответствии с поставленными перед ними задачами и в пределах своих полномочий применяют те или иные формы, виды, методы налогового контроля.

В зависимости от времени осуществления можно выделить три формы налогового контроля: предварительный, текущий, последующий.

Предварительный налоговый контроль проводится на стадии формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении проектов законов и других нормативных актов, касающихся налоговых вопросов. Цель его – предотвратить возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве, предупредить налоговый нарушения, не допустить потери бюджета.

Текущий налоговый контроль проводится на стадии исполнения финансовых документов и осуществления хозяйственно-финансовых операций, связанных с вопросами налогообложения. Цель его – исключить возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Эту форму контроля применяют в ведомственном (внутрихозяйственном) контроле.

Последующий налоговый контроль является заключительной стадией контроля и проводится после совершения финансово-хозяйственных операций и завершения отчетного периода. Цель такого контроля – проверить законность совершенных налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, полноту перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, а в случаях установления нарушений - применение соответствующих мер по их устранению, привлечение к ответственности виновных, возмещение ущерба.

Последующий налоговый контроль имеет следующие особенности:

- вскрывает недостатки предварительного и текущего налогового контроля;

- позволяет по результатам контрольных действий не только устранить недостатки, но и возместить ущерб, привлечь к ответственности виновных лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: