Фома аквинский

Сумма теологии

Теология и наука

Необходимо, чтобы дисциплины, которые получают свое знание от разума, были дополнены наукой священной и основанной на откровении. Хотя человек не обязан испытывать разумом то, что превышает возможности человеческого познания, однако же то, что преподано богом в откровении, следует принять на веру.

Естественная теология

Бытие Божие может быть доказано пятью путями. Первый и наиболее очевидный путь исходит из понятия движения. Второй путь исходит из понятия производящей причины. Третий путь исходит из понятий возможности и необходимости. Четвертый путь исходит из различных степеней, которые обнаруживаются в вещах. Пятый путь исходит из распорядка природы.

Метафизическая теория бытия и теория познания

Наше естественное познание берет свое начало от ощущения.

Познание для любого познающего получает свои пределы от модуса формы, которая есть первоначало познания. Истинное в своем исходном смысле находится в интеллекте. Истинность определяется как согласованность между интеллектом и вещью. Бог есть первопричина всех вещей как их образец. Зло, состоящие в несовершенстве действования или проистекающее от несовершенного действования, не может быть возведено к Богу как к своей причине.

Затруднения

Активный интеллект есть нечто принадлежащее к душе. Но если активный интеллект есть некоторая часть души, как бы некоторая ее способность, в таком случае необходимо признать, что существует множество активных интеллектов в соответствии со множественностью душ, которая в свою очередь соответствует множественности людей, как то было сказано выше. Интеллект же не может быть составленным из индивидуальных материй и формы. В самом деле, образы мысленных вещей становятся актуально умопостижимыми через то, что они подвергаются отвлечению от индивидуальной материи; поскольку же они актуально умопостигаемы, они сливаются воедино с интеллектом. Отсюда следует, что и интеллект должен быть чужд и индивидуальной материи. Следовательно, умопостигающая субстанция не составлена из материи и формы. Каждая вещь активна постольку, поскольку она актуальна. Но то, что актуально, и активно не во всей своей целостности, не может быть перводвигателем, ибо оно активно через причастность чему-то иному, а не через свою сущность. Итак, перводвигатель, который Бог не имеет ни малейшей примеси потенциальности, то есть чистый акт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: