Исследование рынка является основой планирования сбытовой деятельности предприятия. Исследование рынка является маркетинговой функцией производственного предприятия. Маркетинг начинается значительно раньше, чем процесс производства.
Исследование рынка предполагает следующую последовательность:
а) Анализ потребительских групп
Сегодня абстрактного потребителя больше не существует. Чтобы добиться успеха, надо учитывать различные жизненные ситуации, образ мышления, чувства и поведение потребителей. Различия в пожеланиях клиентов заставляют производителя разбивать их на определенные группы (сегменты) и предлагать им различающиеся между собой по цене, форме, характеристикам продукты и услуги.
Важным условием анализа потребительских групп (сегментов рынка) является выбор подходящих признаков. Наиболее часто используются:
- социально-экономические признаки (доходы, профессия и др.);
- демографические признаки (возраст, пал, религиозность и др.);
- психографические признаки (стиль жизни, привычки, мнения);
|
|
- поведенческие признаки (отношение к товару, восприятие цены, частота покупок в одном магазине и др.).
б) Анализ конкуренции
Анализ конкуренции предполагает оценку состояния и тенденций изменения конкурентной среды. Предстоит ответить на вопросы:
- Кто является конкурентом?
- Каковы планы конкурентов?
- В чем их сильные и слабые стороны?
Следует обратить основное внимание на важнейших конкурентов: какие их действия представляют наибольшую опасность, каково их финансовое положение, что происходит у них в сфере научных исследований, каковы планы, величина издержек, возможности системы управления, каковы свойства их изделий и т. д.
Для получения необходимой информации используются нелегальные (промышленный шпионаж) и легальные методы. Основные из последних:
- систематическое изучение конкуренции через службу сбыта путем опроса клиентов;
- анализ проспектов, каталогов, выступлений руководителей, газетных статей, патентных заявок и т. д.;
- тестовые закупки, разборка изделий, изучение поставщиков, используемых материалов и т. д.
В настоящее время усиливается борьба за клиента между продавцами. Поэтому необходимо собирать информацию о «потенциальных конкурентах», о конкуренции на «чужих» рынках, на которые можно проникнуть самим при благоприятном стечении обстоятельств. Анализ состояния и тенденций рынка связан с оценкой:
- структуры спроса и привлекательности рынка;
- конъюнктуры рынка;
- тенденций изменения конъюнктуры рынка и структуры потребительского спроса.
В настоящее время недостаточно иметь представление о нынешней рыночной ситуации. Необходимо попытаться оценить тенденции развития в будущем.