Типология фирм и ее критерии

Существует 5 критериев классификации фирм: 1) размер фирмы; 2) форма собственности; 3) организационно-правовая форма; 4) внутренняя структура управления; 5) цели фирмы.

По размеру различают 3 категории: мелкие (малые) – до 50 чел.; средние – от 50 до 500; и крупные > 500. В ФРГ еще используют такие показатели, как объем капитала и товарооборот.

По формам собственности выделяют фирмы: государственные, частные и смешанные.

По организационно-правовой форме фирмы бывают: индивидуальное (семейное предприятие); товарищество; корпорация (акционерное общество).

Фирмы различают и по типам внутренней структуры управления. Выделяют фирмы, использующие следующие типы управления.

Линейная форма. Осуществляется последовательное управление всеми стадиями производственного процесса вплоть до сбыта.

Функциональная форма. Функциональная форма организации означает разделение производственного процесса по отдельным функциям (закупка сырья, производство, сбыт, исследовательские работы, бухгалтерия), для каждой их которых характерно обособленное управление.

Многодивизиональная (матричная) структура. Продуктовые подразделения выделяются в отдельные управленческие объекты, углубляется их самостоятельность. Центральное руководство решает все финансовые и стратегические вопросы как фирмы в целом, так и ее подразделений.

Самостоятельные центры прибыли. Отдельным подразделениям фирмы (центрам прибыли) предоставляется полная производственная, сбытовая, исследовательская и маркетинговая самостоятельность. Каждый центр является самоокупаемым и может быть как многопродуктовым, так и многофункциональным. Центральное управление устанавливает основные финансовые показатели деятельности (целевую норму прибыли, нормативный объем продаж и т.д.), осуществляет общее стратегическое руководство, предупреждает случаи конкуренции между подразделениями, способствует распостранению новых методов сбыта и т.д.

Холдинговая форма. Компания-холдинг осуществляет контроль над деятельностью самостоятельных фирм, так как владеет их контрольными пакетами акций. Она определяет их сбытовую, производственную, маркетинговую стратегию.

Раздел II. Основные рыночные структуры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: