Лекция 10. Технологические изменения и инновации

1. Природа инновационной деятельности и ее этапы. Виды инноваций.

2. Рыночные структуры, размер фирмы и ход технологических изменений. Стимулы к инновациям как функция структуры рынка.

3. Инновационная стратегия бизнеса.

4. Патентная защита и ее роль в стимулировании инноваций. Анализ патентной защиты с точки зрения благосостояния общества.

5. Альтернативные виды защиты от имитации и альтернативные стимулы к НИОКР. Система вознаграждений и контрактный (закупочный) механизм.

Природа инновационной деятельности и ее этапы. Виды инноваций

Процесс исследований и разработок подразделяют на ряд взаимосвязанных стадий:

1) Фундаментальные (теоретические) исследования.

2) Прикладные исследования.

3) Разработки

4) Коммерческое производство.

5) Диффузия инноваций.

Инновации различают а) продуктовые; б) технологические (процессовые) инновации.

Рыночные структуры, размер фирмы и ход технологических изменений. Стимулы к инновациям как функция структуры рынка

Эрроу пытался доказать, что более конкурентная среда способна обеспечить большие стимулы.

Рассмотрим рынок, на котором действует либо монополия, либо конкурентные фирмы представлен на рис. 10.1. Инноватором является фирма, принадлежащая к данной отрасли.

qC
pC
pM
q
qM
MR
D
МС1
МС
В
А

Рис.10.1.Выгоды от снижения издержек при монополии и при конкуренции

Монополисту инновация в результате экономии на издержках принесет дополнительную прибыль, равную qM × (МС – МС1). На рисунке это площадь А.

Прибыль конкурентной фирмы больше, чем у монополии (А+В>А). Причиной этого является эффект замещения (монополист имел уже монопольную прибыль перед внедрением инновации, в то время как у конкурентной фирмы ее не было). Рыночная власть ослабляет мотивацию внедрения новых технологических разработок. Шумпетер утверждал, что именно крупные фирмы служат движущей силой НИОКР. Но это не противоречит эффекту замещения. Идея, что следовало бы ожидать большего объема НИОКР в более конкурентных отраслях, основывается на стимулах инвестировать в НИОКР, а не на возможности этого. Кроме того, данная модель не полностью соответствует посылкам модели совершенной конкуренции, ибо предполагает, что новатор вытесняет все фирмы с рынка и становится монополистом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: