В модели Ланкастера каждый товар представляет собой какую-то совокупность характеристик. Пусть А и В – товары. X и Y –характеристики, которыми обладают эти товары (в пищевых продуктах – протеины и витамины). Функция полезности потребителя в качестве аргументов использует характеристики.
U = U (X, Y)
При анализе его выбора используют ординалистский подход, т. е. рассматривают его при следующих предпосылках:
1) обе рассматриваемые характеристики являются нормальными благами и потому их набор изображается обычной кривой безразличия;
2) предпочтения потребителя по отношению к характеристикам устойчивы:
3) большее количество характеристик предпочтительнее меньшего;
4) при движении по кривой безразличия MRS убывает.
Рис.9.6. Модель Ланкастера: выбор потребителя между товарами А и В
Предположим, что на рынке появляется новая фирма с товаром С, цена которого – РС (рис. 9.7).
Рис.9.7. Модель Ланкастера: последствия входа на рынок товара С
Возможности ценовой конкуренции товарных марок А, В и С за покупателя зависят от возможности замещения характеристик друг другом.
Модель Ланкастера показывает, что эффективность ценовой конкуренции тем выше, чем совершеннее возможности замещения характеристик, заключенных в товаре и наоборот. Но даже жесткая приверженность марке не исключает успешной ценовой конкуренции, хотя возможности ее снижаются.