Горизонтальная дифференциация по качественной характеристике (модель Ланкастера)

В модели Ланкастера каждый товар представляет собой какую-то совокупность характеристик. Пусть А и В – товары. X и Y –характеристики, которыми обладают эти товары (в пищевых продуктах – протеины и витамины). Функция полезности потребителя в качестве аргументов использует характеристики.

U = U (X, Y)

При анализе его выбора используют ординалистский подход, т. е. рассматривают его при следующих предпосылках:

1) обе рассматриваемые характеристики являются нормальными благами и потому их набор изображается обычной кривой безразличия;

2) предпочтения потребителя по отношению к характеристикам устойчивы:

3) большее количество характеристик предпочтительнее меньшего;

4) при движении по кривой безразличия MRS убывает.

О
U1
Y
Х
тов.В
тов.А
В′=1/Рb
А′=1/Ра
Е٭
А٭
В٭

Рис.9.6. Модель Ланкастера: выбор потребителя между товарами А и В

Предположим, что на рынке появляется новая фирма с товаром С, цена которого – РС (рис. 9.7).

1/Рс2
1/Pc
1/Рc1
С٭
О
U1
Y
Х
тов.В
тов.А
В′=1/Рb
А′=1/Ра
Е٭
А٭
В٭
тов.С

Рис.9.7. Модель Ланкастера: последствия входа на рынок товара С

Возможности ценовой конкуренции товарных марок А, В и С за покупателя зависят от возможности замещения характеристик друг другом.

Модель Ланкастера показывает, что эффективность ценовой конкуренции тем выше, чем совершеннее возможности замещения характеристик, заключенных в товаре и наоборот. Но даже жесткая приверженность марке не исключает успешной ценовой конкуренции, хотя возможности ее снижаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: