S | Specific | Конкретность Что сделать и улучшить? |
M | Measurable | Измеримость Количественная (качественная измеримость) |
A | Achievable | Достижимость (Напряженные, но Достижимые т.е. Реалистичные) |
R | Resulting | Ориентированность на результат |
T | Time constraints | Ограничение во времени |
Пример цели, в соответствии с принципом SMART:
· Заключить 8 договоров на сумму не менее 30 000 в течение 2 квартала 2009 года;
· Опубликовать 3 рекламные статьи нашей продукции в 4 профильных журналах до сентября 2009 года.
К каждой цели нужен КПЭ (ключевой показатель эффективности).
Отличия между КПЭ и целью:
• Увеличение чистой прибыли – это ЦЕЛЬ
• Чистая прибыль – это измеритель, т.е. КПЭ к этой ЦЕЛИ
• Уменьшение количества рекламаций – это ЦЕЛЬ
• Количество рекламаций – это КПЭ к этой ЦЕЛИ
• Увеличение количества заказов, реализованных в срок – это ЦЕЛЬ
• Количество заказов, реализованных в срок – это КПЭ к этой ЦЕЛИ
Характеристика «хороших» КПЭ:
• Стратегическая ориентация. Ключевые показатели эффективности всегда привязаны к стратегическим целям.
|
|
• Легкость восприятия. Ключевые показатели эффективности должны быть легкими для понимания и восприниматься напрямую.
• Простота измерения. Ключевые показатели должны поддаваться легкому измерению, чтобы пользователи время от времени могли количественно оценивать прогресс.
• Стандартизированность. Ключевые показатели эффективности базируются на стандартных определениях, правилах и вычислениях.
• Разумность. Каждый показатель должен нести смысл и являться базой для анализа.
• Согласованность. Каждый показатель должен быть согласован и принят к реализации пользователем.
Пример матрицы КПЭ для маркетолога на 6 месяцев:
Стратегическая цель | KПЭ | Ед. изм. | План | Описание формулы | Отв. за расчет по KPI |
Увеличение количества постоянных клиентов | Количество постоянных клиентов | Ед. | Факт - план | Директор | |
Уменьшение расходов на маркетинг | Расходы на маркетинг | Руб. | 35 тыс. руб. | Факт - план | Директор |
Увеличение обращений потребителей | Обращения потребителей | Ед. | 60 обращений в мес. | Факт - план | Ком. Дир. |
Увеличение % заключ. сделок в общем объеме запросов | % заключ. сделок в общем объеме запросов | % | 20% | Факт/план х 100% | Ком. Дир. |
Необходимо разработанные показатели СОГЛАСОВАТЬ с сотрудником, на которого они направлены, чтобы он согласился принять их к реализации.
Регламентация – процесс двусторонний. Часто руководители об этом забывают. Помимо того, что вы требуете от работника (КПЭ), необходимо еще выполнять свои обязательства по соблюдению условий труда, обеспечению необходимыми ресурсами и выплате материального вознаграждения в случае успешного достижения запланированных показателей.