Новокрестьянская поэзия

Понятие «крестьянская поэзия» вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали. Как жанр «крестьянская поэзия» сформировалась в середине XIX века. Её крупнейшими представителями были Алексей Васильевич Кольцов, Иван Саввич Никитин и Иван Захарович Суриков. Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических коллизиях его жизни. В их творчестве отразилась и радость слияния тружеников с миром природы, и чувство неприязни к жизни душного, шумного, чуждого живой природе города. Известнейшими крестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Спиридон Дрожжин, Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков. К этому течению также примыкал Сергей Есенин.

Имажинизм

Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман.

Русский балет и русский народный театр

К началу 20 в. постоянные балетные труппы работали в Дании и Франции, но истинного расцвета хореографический театр достиг лишь в России. Вскоре из России балет начал распространяться по Европе, обеим Америкам, Азии и по всему миру. В середине века примечательной особенностью его развития стало необычайное разнообразие стилей: каждый хореограф или художественный руководитель труппы предлагал свой собственный подход.

Политические и социальные сдвиги в России в начале 20 в. сказались и на балете. М.М.Фокин, выпускник Петербургского театрального училища, тесно связанного с Мариинским театром, познакомился во время первых гастролей Айседоры Дункан (1877-1927) в России в 1904-1905 с ее танцем, естественным и бесконечно изменчивым. Однако еще до этого у него возникли сомнения в незыблемости строгих правил и условностей, которыми руководствовался в своих постановках М.Петипа. Фокин сблизился со стремящимися к переменам артистами Мариинского театра, а также с группой художников, связанных с С.П.Дягилевым (1872-1929), в состав которой входили А.Н.Бенуа и Л.С.Бакст. В своем журнале «Мир искусства» эти деятели искусства излагали новаторские художественные идеи. Они были привержены в равной мере национальному русскому искусству, в частности его народным формам, и академическому направлению, например музыке Чайковского. Хотя танцовщики Мариинского театра и московского Большого театра и раньше выезжали за пределы страны, все же полное представление об их искусстве и о редкой красочности русских спектаклей Западная Европа получила лишь в 1909, благодаря организованному С.П.Дягилевым парижскому «Русскому сезону». На протяжении последующих 20 лет труппа «Русский балет Дягилева» выступала преимущественно в Западной Европе, иногда в Северной и Южной Америке; влияние ее на мировое балетное искусство огромно.

Танцовщики труппы «Русский балет» были выходцами из Мариинского театра и Большого театра: Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Адольф Больм (1884-1951) и др. Художники из окружения Дягилева сочиняли либретто, создавали декорации и костюмы, одновременно писалась новая музыка.

Первая мировая война и Октябрьская революция лишили Дягилева возможности вернуться на родину. Зато все теснее становились его связи с артистическими кругами в Европе, как и с эмигрантами из России. В его труппе появились артисты, обучавшиеся в студиях Парижа и Лондона.

Анна Павлова участвовала в первом дягилевском балетном «Русском сезоне», затем основала собственный коллектив, базировавшийся в Лондоне, но разъезжавший по всему миру и побывавший даже в тех дальних странах, куда труппа Дягилева не добиралась. Эта великая артистка и женщина редкого обаяния поразила тысячи зрителей своим исполнением фокинского Умирающего лебедя (1907, на музыку К.Сен-Санса), который стал эмблемой ее проникновенного искусства.

Первый театр, названный «Комедийная хоромина», построил только в XVII веке царь Алексей Михайлович, который мог смело строить и не глядеть на церковников. Когда же Алексей Михайлович, по обычаю всех царей, умер, хоромину-таки сломали. Однако наступления театра, как в свое время великого переселения народов, было не остановить.
При сыне Алексея Михайловича, Петре Первом, в Россию стало приезжать много иностранных гастролеров. Необходимость создания национального театра стала понятна и дураку. Но Петр Первый был не дурак и театром не интересовался, а строил корабли и стриг бороды боярам.
Крестным отцом русского театра можно смело считать прусского короля Фридриха Вильгельма, который в 1659 году основал первый в мире кадетский корпус. Отсюда все пошло. Прусские кадетские корпуса к театру, впрочем, отношения не имели, зато имели российские. В Россию идею создания кадетских корпусов почти сто лет спустя привез русский посланник в Пруссии, кабинет-секретарь царицы Анны – П. И. Ягужинский, очевидно, знакомый с Фридрихом, но почему-то задержавшийся с приездом. И едва он её привез, как сразу и повелось при кадетских корпусах создавать актерские труппы, а дворян кадетов обучать актерскому делу. В связи с этим и Ягужинского, и царицу Анну можно с полным правом отнести к тем, кто стоял у истоков русского профессионального театра. А поскольку Первый кадетский корпус – он же Шляхетский – разместился в 1731 году в бывшем дворце Александра Даниловича Меншикова на Васильевском острове, то не грех будет и Александра Даниловича причислить к отцам русской сцены, хотя он к тому времени умер, и к сцене, говорят, никакого отношения не имел. Но если от торговца пирожками до подручного царя – один шаг, то Александр Данилович вполне мог сделать еще полшага и до отца русского театра. Как видим, он его сделал, хотя и после смерти.
Труппа Шляхетского корпуса, однако, не стала первым русским театром, потому что спустя 25 лет первый Российский театр решила основать императрица Елизавета Петровна. Она выписала из Ярославля труппу купца Федора Волкова, но на всякий случай и ее направила в тот же Шляхетский корпус. С тех пор, во-первых, ярославские купцы стали толпами приезжать в Петербург и открывать тут свое дело, а во-вторых, в Шляхетском почти перестали учить на кадетов, а корпус превратился, по сути, в театральную школу, из стен которой потом вышел весь первый русский театр в полном составе, а также прославленные драматурги А. П. Сумароков и В. А. Озеров, причем Сумароков сразу перешел в штатские, а Озеров так и умер генерал-майором – но позже.
Юрий Кружнов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: