Это правило относится прежде всего к критикующему. Критика – одна из важных, но непростых обязанностей руководителя, преподавателя, родителя. Если человек провинился, то он ожидает, что критикующий будет к нему не только строгим, но и справедливым. Критикуемые обычно имеют оправдания, которые считаю вполне уважительными. Если их не выслушать, то создается впечатление несправедливости критики. Поэтому правило № 8 подразумевает следующее:
1) выслушайте объяснения;
2) сохраняйте ровный тон;
3) прежде чем критиковать, найдите за что похвалить и похвалите.
Это очень эффективный прием. Особенно желательно его применение в преддверии сокрушительной критики. Подыскивая, за что похвалить, критикующий оказывает помощь не только собеседнику, но и себе. Сопоставление хорошего и плохого сделает и его позицию более взвешенной, терпимой.
Правило № 9. Фиксируйте полученную информацию
Сведения, полученные во время беседы, стремительно улетучиваются из памяти. Поэтому рекомендуется делать пометки по ходу делового разговора, а по окончании его записать (цифры, факты, фамилии, телефоны) в блокноте.
|
|
Особенно быстро теряется информация, полученная по телефону: отсутствие зрительного образа значительно снижает способность к запоминанию.
Поэтому, поднимая телефонную трубку, деловой человек обычно имеет под рукой лист для записи информации.
Правило № 10. Прекращайте беседу сразу после достижения намеченной цели
Человек лучше запоминает то, что услышал в начале беседы, а делает то, что услышал в конце.
Наилучший результат беседы (если вы побуждаете собеседника к действию), если он приступает к исполнению сразу по окончании беседы. Кроме своевременности здесь можно ожидать и большую точность исполнения, поскольку наиболее свежи в памяти все детали ваших наставлений.
Если же, завершая беседу, вы решите дружески поболтать о чем-то, то этим снизите эффект своих предыдущих усилий. Ведь в памяти собеседника сотрутся многие детали разговора. Непринужденный обмен мнениями "за жизнь" лучше перенести на начало беседы – для создания благожелательной атмосферы.
Основы классической риторики.