При выборе темы необходимо учитывать следующее:
1. Тема может быть произвольно выбрана автором или «навязана» ему жизненными обстоятельствами. В первом случае говорят о естественной, а во втором – об искусственной ситуации (фр. "Situation" – положение, обстановка, совокупность обстоятельств). На роль ситуации при выборе темы указывал еще Аристотель, хотя самого термина «ситуация» у него не встречается. Естественные ситуации порождены самой жизнью – необходимость выступить в парламенте, защитить человека в суде, сделать предложение любимой девушке и т. д. Искусственные ситуации связаны со специальной деятельностью, например, учебной (доклад на семинаре), научной (сообщение на заданную тему на конференции).
2. В естественной ситуации удачному выбору темы способствует учет следующих обстоятельств:
А) соответствие темы вашим знаниям и интересам, наличие личного опыта или теоретических знаний, которые помогут раскрыть ее. Следует придерживаться правила – избранная тема должна дать больше информации, чем имеется у ваших слушателей;
|
|
Б) уместность темы для данной аудитории. По мнению американского теоретика и практика красноречия Д. Карнеги, человека прежде всего интересует информация, имеющая к нему непосредственное отношение. «Нас не интересует беседа на тему «Как составляют завещания в Перу», но мы заинтересовались бы темой «Как составлять наши собственные завещания» – пишет он в своей книге (Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1989. – С. 188)
В) конфликтный характер темы. Спор, столкновение, борьба всегда вызывают у людей интерес. Что интересует нас, когда по телевидению показывают эпизоды заседания Государственной Думы? Конфликт. Именно поэтому в разряд сенсационных новостей чаще всего попадает информация о войнах, террористических актах, стихийных бедствиях;
Г) Новизна темы. Человека всегда интересует что-то новое – стремление к познанию присуще ему от природы. Но новое и необычное должно опираться на то, что людям уже знакомо и имеет для них значение.
Тема речи может быть широкой или узкой. Широкие темы делятся на подтемы. Пределом такого деления выступает микротема, равная в тексте одному абзацу и обеспечивающая смысловые связи частей готового текста.
Тема формулируется словом или фразой, которые указывают на характер затрагиваемых вопросов. Формулировка должна быть краткой, наводящей на цель речи, уместной, конкретной, интересно-вызывающей.
Тема раскрыта, если соблюдены следующие условия:
А) затронуты различные ее аспекты; б) даны ответы на все поставленные вопросы; в) приведено достаточное количество фактов, подтверждающих мнение автора и опровергающих другие мнения; г) текст высказывания соответствует нормам культурной речи.