Здесь важным является принцип о том, что обработка информации носит конструктивный характер: люди не просто кодируют и затем воспроизводят информацию, которую они прочитали или услышали в СМИ. Они усваивают информацию, интерпретируя ее в соответствии с уже имеющимися у них знаниями и представлениями, а также контекстом, в котором получено сообщение.
В процессе усвоения информации и любого ее последующего припоминания участвуют схемы. Схема – это общий конструкт, который обрабатывает все виды информации независимо от ее модальности: видимую, слышимую, вербальную, невербальную, которая на него воздействует. Человек следует ментальным схемам, основанным на прошлом опыте.
Значительная часть содержания схем, как правило, культурно обусловлена. Схема, которой могут придерживаться представители какой-либо культуры, способна привести к тому, что они интерпретируют какую-либо историю в совершенно ином ключе, чем представители другой культуры. При конструировании реальности может происходить усвоение сценариев, увиденных на экране.
|
|
Вопросы для самопроверки:
1. В чем особенность теории социального научения?
2. Можно ли использовать при анализе конкретных ситуаций, представленных в СМИ, несколько теорий одновременно?
3. В чем суть конструктивистского подхода воздействия средств массовой информации на аудиторию?
Основная литература по теме:
1. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М.Березин. – М.: РИП-холдинг, 2003.
2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г.Почепцов. – М.-К., 2001.
Дополнительная литература:
1. Матвеева Л.В., Психология телевизионной коммуникации / Л.В.Матвеева, Т.Я.Аникеева, Ю.В. Мочалова. – М., 2000, гл. 2, с.70-134.
2. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р.Харрис. – СПб, 2001, с.45-61
3. Снетков С.М.Психология коммуникации в организациях / С.М.Снетков. – М., 2002.
Тема 2. Структура личности как база восприятия информации
2.1. Влияние психологической структуры личности на восприятие информации.
План:
Человек. Индивид. Личность.
Психологическая структура личности.
Влияние психических свойств личности на восприятие информации.