Программное обеспечение обычно разделяют на системное и прикладное

Операционная система (ОС) - базовый комплекс компьютерных программ, обеспечивающий управление аппаратными средствами компьютера, работу с файлами, ввод и вывод данных, а также выполнение прикладных программ и утилит.

Утилита (англ. utility или tool) — вспомогательная компьютерная программа в составе общего программного обеспечения для выполнения специализированных типовых задач, связанных с работой оборудования и операционной системы (ОС).

Виды утилит по функциям:

  • Диспетчеры файлов;
  • Архиваторы (с возможным сжатием данных);
  • Просмотрщики;
  • Утилиты для диагностики аппаратного или программного обеспечения;
  • Утилиты восстановления после сбоев;
  • Оптимизатор диска — вид утилиты для оптимизации размещения файлов на дисковом накопителе, например, путём дефрагментации диска;
  • Деинсталлятор — программа для удаления программного обеспечения;
  • Утилиты управления процессами.

При включении компьютера операционная система загружается в память раньше остальных программ и затем служит платформой и средой для их работы. Помимо вышеуказанных функций ОС может осуществлять и другие, например, предоставление пользовательского интерфейса, сетевое взаимодействие и т. п. Выбор того или иного системного программного обеспечения достаточно сильно зависит от аппаратной части компьютера. В настоящее время широко используются Microsoft Windows, Mac OS и системы класса UNIX.

Суперкомпьютеры и кластеры

Первые экземпляры суперкомпьютеров были достаточно громоздкими. Успехи микроэлектроники и нанотехнологий позволили уменьшить суперкомпьютер до нескольких небольших "шкафов", находящихся в одной комнате средних размеров. Современный суперкомпьютер - это мощный компьютер с производительностью несколько миллиардов операций с плавающей точкой в секунду. Суперкомпьютер представляет собой многопроцессорный и/или многомашинный комплекс, работающий на общую память и общее поле внешних устройств.

На сегодняшний день суперкомпьютеры являются уникальными системами, создаваемыми "традиционными" лидерами компьютерного рынка, такими как IBM, Hewlett-Packard, NEC и др.

Прогресс в области сетевых технологий сделал свое дело: появились недорогие, но эффективные решения, основанные на коммуникационных технологиях. Это и предопределило появление кластерных вычислительных систем, фактически являющихся одним из направлений развития компьютеров с массовым параллелизмом вычислительного процесса (Massively Parallel Processing - MPP).

Вычислительный кластер - это совокупность компьютеров, объединенных в рамках некоторой сети для решения крупной вычислительной задачи. В качестве узлов обычно используются доступные однопроцессорные компьютеры, двух- или четырехпроцессорные SMP-серверы (Symmetric MultiProcessor). Каждый узел работает под управлением своей копии операционной системы, в качестве которой чаще всего используются стандартные операционные системы: Linux, NT, Solaris и т. п.

Применение ИТ позволяет радикально изменить стиль управления и сами бизнес-процессы и значительно улучшить основные показатели деятельности компании (рис. 2.5.). Прежние правила ведения бизнеса стремительно устаревают. Компании, которые не в состоянии "увидеть" значимость этих изменений, рискуют сильно отстать (табл. 2.2).

Таблица 2.2. Информационные технологии, изменяющие правила работы компаний
Прежнее правило Новое правило Технология
Информация может появляться в одном месте, в одно время Информация может появляться и быть востребованной в любом месте, в любое время - когда это необходимо Распределенные базы и хранилища данных, поисковые системы, технологии поиска заданных данных
Сложную работу по оценке ситуаций могут выполнять только эксперты Работу эксперта может выполнять специалист общего профиля Экспертные системы
Необходимо выбирать между централизацией и децентрализацией Можно одновременно получать преимущества от сочетания двух форм организации управления и производства Распределенная работа в группах, телекоммуникации и сети
Все решения принимают только высшие руководители и ответственные менеджеры Принятие решений становится частью работы каждого сотрудника, отвечающего за свой участок работы Средства поддержки принятия решений, доступ к базам и хранилищам знаний, системы знания
Для поиска, получения, анализа, хранения и передачи информации требуются специально оборудованные помещения Специалисты могут посылать и получать информацию из того места, где они находятся Интернет/Интранет-технологии, оптоволоконные и спутниковые системы связи, мобильные системы
Лучший контакт с покупателем - личный контакт Лучший контакт с потенциальным покупателем - эффективное изучение особенностей покупателя Интерактивное взаимодействие, базы данных, системы опроса и выявления предпочтений
Для того чтобы найти некую сущность, нужно знать, где она находится Сущности сами говорят вам, где они находятся Системы поиска. Мобильные агентные системы
Сверстанные планы не пересматриваются или пересматриваются под давлением форс-мажора Планы пересматриваются и корректируются оперативно, по мере необходимости и адекватно требованиям потребителя Экспертные системы, системы гибкого планирования и управления рисками, высокопроизводительные ЭВМ

ИТ-отделы в фирмах и корпорациях стали выдвигаться на первые роли. Этому способствовали три фактора, которые в полной мере проявились в1990-е годы:

· потребности бизнеса стали оказывать все большее давление на аналитические отделы и отделы ИТ с целью увеличения их вклада в общий результат деятельности компании;

· компьютерная парадигма вычислительных работ, ориентированная на большие ЭВМ и мощные вычислительные центры с огромным персоналом, изживает себя и заменяется новой парадигмой - распределенными вычислениями (сети и кластеры), что, в свою очередь, приводит к созданию новых ИТ;

· переориентация с технологии на потребителя привела к необходимости психологической перестройки менеджера и к формированию новой дисциплины - стратегического планирования развития корпоративных ИТ для совмещения стратегии бизнеса и информационной стратегии.

В результате этого изменились сами составляющие бизнеса (табл. 2.3):

Таблица 2.3.
Динамика развития бизнеса Ускорилась
Стратегическое планирование и тактические цели Увеличилась дальность и точность прогноза
Оперативный простор Расширилась область применения
Управление рисками Моделирование и оптимизация ситуации
Гибкость управления Быстрое маневрирование ресурсами
Конкурентоспособность Распространение имеющегося превосходства на весь бизнес

Такое отношение к ИТ и их роли в бизнесе заставляет пересмотреть традиционный ответ на вопрос "В чем основная цель информационных технологий?". Прежний ответ, удовлетворявший требованиям 1980-1990-х годов, - "Повышение производительности труда, экономия финансов, поиск новых форм взаимодействия" - относится в настоящее время к способам достижения оперативных и тактических преимуществ.

Стратегическая роль ИТ в современном мире – способствовать менеджменту, адекватно реагировать на динамику рынка, создавать, поддерживать и углублять конкурентное преимущество с целью извлечения максимальной выгоды.

Современное состояние ИТ можно охарактеризовать следующими положениями:

· наличие большого количества программно-аппаратных комплексов и платформ для эффективного управления и сопровождения производства, промышленно функционирующих баз данных и хранилищ знаний большого объема, содержащих информацию по всем направлениям деятельности общества;

· наличие технологий, обеспечивающих интерактивный доступ любого пользователя к информации и ресурсам - технической основой для этого служат открытые и корпоративные системы поиска информации, государственные и коммерческие системы связи, глобальные, национальные (NNS) и региональные (RNS) информационно-вычислительные сети; международные соглашения, стандарты и протоколы обмена данными;

· расширение функциональных возможностей ИТ, обеспечивающих распределенную работу баз и хранилищ данных с данными разнообразной структуры и содержания, мульти-объектных документов, гипер сред; создание локальных и интегрированных проблемно-ориентированных ИС различного назначения на основе мощных серверов и локально-вычислительных сетей;

· включение в ИС специализированных интерфейсов пользователя для взаимодействия с экспертными системами, систем поддержки принятия решения, системы поддержки исполнения, системы машинного перевода и другие технологии и средства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: