Операционная система (ОС) - базовый комплекс компьютерных программ, обеспечивающий управление аппаратными средствами компьютера, работу с файлами, ввод и вывод данных, а также выполнение прикладных программ и утилит.
Утилита (англ. utility или tool) — вспомогательная компьютерная программа в составе общего программного обеспечения для выполнения специализированных типовых задач, связанных с работой оборудования и операционной системы (ОС).
Виды утилит по функциям:
- Диспетчеры файлов;
- Архиваторы (с возможным сжатием данных);
- Просмотрщики;
- Утилиты для диагностики аппаратного или программного обеспечения;
- Утилиты восстановления после сбоев;
- Оптимизатор диска — вид утилиты для оптимизации размещения файлов на дисковом накопителе, например, путём дефрагментации диска;
- Деинсталлятор — программа для удаления программного обеспечения;
- Утилиты управления процессами.
При включении компьютера операционная система загружается в память раньше остальных программ и затем служит платформой и средой для их работы. Помимо вышеуказанных функций ОС может осуществлять и другие, например, предоставление пользовательского интерфейса, сетевое взаимодействие и т. п. Выбор того или иного системного программного обеспечения достаточно сильно зависит от аппаратной части компьютера. В настоящее время широко используются Microsoft Windows, Mac OS и системы класса UNIX.
|
|
Суперкомпьютеры и кластеры
Первые экземпляры суперкомпьютеров были достаточно громоздкими. Успехи микроэлектроники и нанотехнологий позволили уменьшить суперкомпьютер до нескольких небольших "шкафов", находящихся в одной комнате средних размеров. Современный суперкомпьютер - это мощный компьютер с производительностью несколько миллиардов операций с плавающей точкой в секунду. Суперкомпьютер представляет собой многопроцессорный и/или многомашинный комплекс, работающий на общую память и общее поле внешних устройств.
На сегодняшний день суперкомпьютеры являются уникальными системами, создаваемыми "традиционными" лидерами компьютерного рынка, такими как IBM, Hewlett-Packard, NEC и др.
Прогресс в области сетевых технологий сделал свое дело: появились недорогие, но эффективные решения, основанные на коммуникационных технологиях. Это и предопределило появление кластерных вычислительных систем, фактически являющихся одним из направлений развития компьютеров с массовым параллелизмом вычислительного процесса (Massively Parallel Processing - MPP).
Вычислительный кластер - это совокупность компьютеров, объединенных в рамках некоторой сети для решения крупной вычислительной задачи. В качестве узлов обычно используются доступные однопроцессорные компьютеры, двух- или четырехпроцессорные SMP-серверы (Symmetric MultiProcessor). Каждый узел работает под управлением своей копии операционной системы, в качестве которой чаще всего используются стандартные операционные системы: Linux, NT, Solaris и т. п.
|
|
Применение ИТ позволяет радикально изменить стиль управления и сами бизнес-процессы и значительно улучшить основные показатели деятельности компании (рис. 2.5.). Прежние правила ведения бизнеса стремительно устаревают. Компании, которые не в состоянии "увидеть" значимость этих изменений, рискуют сильно отстать (табл. 2.2).
Таблица 2.2. Информационные технологии, изменяющие правила работы компаний | ||
Прежнее правило | Новое правило | Технология |
Информация может появляться в одном месте, в одно время | Информация может появляться и быть востребованной в любом месте, в любое время - когда это необходимо | Распределенные базы и хранилища данных, поисковые системы, технологии поиска заданных данных |
Сложную работу по оценке ситуаций могут выполнять только эксперты | Работу эксперта может выполнять специалист общего профиля | Экспертные системы |
Необходимо выбирать между централизацией и децентрализацией | Можно одновременно получать преимущества от сочетания двух форм организации управления и производства | Распределенная работа в группах, телекоммуникации и сети |
Все решения принимают только высшие руководители и ответственные менеджеры | Принятие решений становится частью работы каждого сотрудника, отвечающего за свой участок работы | Средства поддержки принятия решений, доступ к базам и хранилищам знаний, системы знания |
Для поиска, получения, анализа, хранения и передачи информации требуются специально оборудованные помещения | Специалисты могут посылать и получать информацию из того места, где они находятся | Интернет/Интранет-технологии, оптоволоконные и спутниковые системы связи, мобильные системы |
Лучший контакт с покупателем - личный контакт | Лучший контакт с потенциальным покупателем - эффективное изучение особенностей покупателя | Интерактивное взаимодействие, базы данных, системы опроса и выявления предпочтений |
Для того чтобы найти некую сущность, нужно знать, где она находится | Сущности сами говорят вам, где они находятся | Системы поиска. Мобильные агентные системы |
Сверстанные планы не пересматриваются или пересматриваются под давлением форс-мажора | Планы пересматриваются и корректируются оперативно, по мере необходимости и адекватно требованиям потребителя | Экспертные системы, системы гибкого планирования и управления рисками, высокопроизводительные ЭВМ |
ИТ-отделы в фирмах и корпорациях стали выдвигаться на первые роли. Этому способствовали три фактора, которые в полной мере проявились в1990-е годы:
· потребности бизнеса стали оказывать все большее давление на аналитические отделы и отделы ИТ с целью увеличения их вклада в общий результат деятельности компании;
· компьютерная парадигма вычислительных работ, ориентированная на большие ЭВМ и мощные вычислительные центры с огромным персоналом, изживает себя и заменяется новой парадигмой - распределенными вычислениями (сети и кластеры), что, в свою очередь, приводит к созданию новых ИТ;
· переориентация с технологии на потребителя привела к необходимости психологической перестройки менеджера и к формированию новой дисциплины - стратегического планирования развития корпоративных ИТ для совмещения стратегии бизнеса и информационной стратегии.
В результате этого изменились сами составляющие бизнеса (табл. 2.3):
Таблица 2.3. | |
Динамика развития бизнеса | Ускорилась |
Стратегическое планирование и тактические цели | Увеличилась дальность и точность прогноза |
Оперативный простор | Расширилась область применения |
Управление рисками | Моделирование и оптимизация ситуации |
Гибкость управления | Быстрое маневрирование ресурсами |
Конкурентоспособность | Распространение имеющегося превосходства на весь бизнес |
Такое отношение к ИТ и их роли в бизнесе заставляет пересмотреть традиционный ответ на вопрос "В чем основная цель информационных технологий?". Прежний ответ, удовлетворявший требованиям 1980-1990-х годов, - "Повышение производительности труда, экономия финансов, поиск новых форм взаимодействия" - относится в настоящее время к способам достижения оперативных и тактических преимуществ.
|
|
Стратегическая роль ИТ в современном мире – способствовать менеджменту, адекватно реагировать на динамику рынка, создавать, поддерживать и углублять конкурентное преимущество с целью извлечения максимальной выгоды.
Современное состояние ИТ можно охарактеризовать следующими положениями:
· наличие большого количества программно-аппаратных комплексов и платформ для эффективного управления и сопровождения производства, промышленно функционирующих баз данных и хранилищ знаний большого объема, содержащих информацию по всем направлениям деятельности общества;
· наличие технологий, обеспечивающих интерактивный доступ любого пользователя к информации и ресурсам - технической основой для этого служат открытые и корпоративные системы поиска информации, государственные и коммерческие системы связи, глобальные, национальные (NNS) и региональные (RNS) информационно-вычислительные сети; международные соглашения, стандарты и протоколы обмена данными;
· расширение функциональных возможностей ИТ, обеспечивающих распределенную работу баз и хранилищ данных с данными разнообразной структуры и содержания, мульти-объектных документов, гипер сред; создание локальных и интегрированных проблемно-ориентированных ИС различного назначения на основе мощных серверов и локально-вычислительных сетей;
|
|
· включение в ИС специализированных интерфейсов пользователя для взаимодействия с экспертными системами, систем поддержки принятия решения, системы поддержки исполнения, системы машинного перевода и другие технологии и средства.