Способы борьбы со стрессом

Многих проблем можно избежать, если использовать специальные техники борьбы со стрессом. Считается, что с точки зрения физиологии, расслабление – это обратная сторона напряжения. Ученые рекомендуют применять различные методы расслабления для борьбы со стрессом, такие как ровное дыхание и т.д.

При рабочем стрессе ученые рекомендуют не вспоминать о рабочих ситуациях и проблемах, после того как вы перешагнули порог дома.

Также при стрессах помогают ежедневные физические упражнения, которые не только делает нас здоровыми в целом, но и снижают влияние стресса на наш организм. Рекомендуется быть подвижным в течении дня, для уменьшения влияния стресса на организм.


6. Внимание и его влияние на безопасность труда;

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.

Объём внимания – основная характеристика краткосрочной памяти. Замечено, что при кратковременном предъявлении человеку под силу воспринять и запомнить 5 - 7, максимум 9 предметов. Это так называемое “правило Миллера 7 ± 2”. Объем внимания человека зависит не от количества информации, а от числа блоков, или кусков информации, число которых постоянно и равно 7 ± 2.

Внимание характеризуется направленностью и сосредоточенностью сознания, поэтому оно является необходимым условием успешного выполнения любой деятельности. Успех деятельности зависит от степени: развития различных свойств внимания: концентрации (степени сосредоточения), объема (характеризующегося числом объектов, которые одновременно может удерживать человек в поле своего внимания), устойчивости (длительности сосредоточения внимания на объекте), распределения (умения одновременно выполнять разные действия), переключения (быстроте перехода от одного действия к другому или от одного объекта к другому).

Низкие качества концентрации, распределения, устойчивости и переключения внимания выступают как предпосылки для возникновения несчастных случаев.

Отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.

Отвлекаемость может быть внешней и внутренней.

Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс.

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.

Важнейшим условием безопасности работы является внимательность - способность человека направлять свое внимание в нужном направлении и обеспечивать его активный уровень.

Что касается влияния познавательных возможностей человека на безопасность, труда, то в числе причин возникновения несчастных случаев отмечаются несоответствия интеллектуального уровня работника классу решаемых задач и недостатки в сенсорной организации человека, т. е. в работе его органов чувств. При этом особое значение приобретает уровень развития практического мышления работников. Надежность работы человека зависит и от особенностей его двигательной сферы (психомоторики): скорости и точности движений, их координации, согласованности с процессами восприятия. Так, в числе причин несчастных случаев отмечаются нарушения в координации движений и согласованности между сенсорными и моторными процессами.

К вниманию оператора предъявляются высокие требования. Оператора должна отличать постоянная, произвольная сосредоточенность внимания на контроль и регулирование технологического процесса. Это характерно для его работы в нормальных условиях и в условиях внешних и внутренних помех: при отвлекающих посторонних раздражителях, состоянии усталости, склонности ко сну, эмоциональной возбужденности и т. д. Следовательно, внимание оператора характеризуется высокой концентрацией и устойчивостью. Оно характеризуется и умением распределять внимание для наблюдения одновременно за несколькими объектами или процессами, для восприятия сигналов несколькими органами чувств, выполнения нескольких действий и решения нескольких задач. Он одолжен уметь и быстро переключать внимание: переходить от одних действий к другим, от наблюдения за одним объектом к наблюдению за другим, легко включаться в работу.

Перечисленные особенности внимания зависят, с одной стороны, от личностных качеств оператора (в частности, от волевых), с другой - от свойств темперамента и, с третьей - от опыта, тренированности. Исследования показывают, что недостаточное развитие или слабая выраженность концентрации внимания, его распределения и переключения способствуют возникновению несчастных случаев.


7. Влияние психических состояний на безопасность труда;

Психические состояния являются причиной значительного количества происшествий на производстве.

Временные психические состояния оказывают существенное влияние на протекание деятельности: одни состояния (например, приподнятое настроение) могут улучшать деятельность, а другие (например, подавленное состояние) – ухудшать.

Так, состояние эмоциональной напряженности, возникающее в процессе производственной деятельности, может проявляться в уменьшении объема внимания, ухудшении восприятия и памяти, снижении продуктивности и логичности мышления, его критичности, нарушении координации и точности движений, негативных формах общения (грубости, агрессивности и т. д.). Однако надо учитывать, что не всегда связь между характером эмоциональных состояний и эффективностью работы выступают однозначно, (положительные эмоции улучшают деятельность, а отрицательные - ухудшают). Не только отрицательные эмоции, по и сильные положительные эмоции могут создать предпосылки для возникновения несчастного случая. Ярко выраженная радость может нарушить нормальное протекание деятельности, спровоцировать ошибочные действия.

Наличие выраженного состояния напряженности в процессе трудовой деятельности операторов говорит о необходимости проведения психопрофилактической работы с ними с целью коррекции их состояния и повышения надежности их работы. Одной из форм такого воздействия является аутогенная тренировка.

Психологический стресс характерен чрезмерным волнением, повышенной нервозностью (раздражительностью), ослаблением памяти, повышенной отвлекаемостью внимания, понижением гибкости и логичности мышления. Хотя трудовой стресс обозначают как "незарегистрированную профессиональную опасность", его нельзя рассматривать в чисто негативном плане. В зависимости от уровня стресса его влияние на результаты деятельности могут быть резко различны. До достижения определенного уровня стресс выступает как фактор, содействующий деятельности. Однако такое положительное влияние стресса на трудовую деятельность прекращается при достижении им критического уровня.

Стресс, превышающий критический уровень (дистресс), нарушает механизмы саморегуляции деятельности и приводит к ухудшению результатов деятельности. Отмечается, что в таких случаях особенно страдает ориентация: нарушается контроль за процессом труда, рабочий перестает замечать важные показатели работы машины, неверно оцениваются сигналы. Однако следует учитывать, что проявления стрессового состояния в усложненной и опасной ситуации различны в зависимости от индивидуальных особенностей работников, а именно, в зависимости от их темперамента. Обнаружено, что люди с сильной нервной системой при выполнении обычных задач проявляют спокойствие, а под влиянием стресса повышают продуктивность работы. У лиц же со слабой нервной системой, т. е. у меланхоликов, состояние напряженности возникает уже при решении простых задач, а те задачи, которые у лиц с сильной нервной системой вызывают слабый стресс, у них порождают сильный стресс.

Сущность эмоциональной напряженности заключается в том, что цели деятельности четко сформулированы работником и приняты им, но итог развития событий практически не зависит от человека.

Беспомощность работника, его неспособность, например, обеспечить безопасность окружающих людей и свою собственную, служат причиной эмоциональной напряженности. Это состояние характеризуется уменьшением объема внимания, ухудшением восприятия и памяти, снижением продуктивности и логичности мышления, нарушением координации и точности движений. Оно вызывается чрезмерной величиной психических усилий, необходимых человеку для решения поставленных перед ним задач. Такое состояние в условиях производственной деятельности получило название "трудовой стресс". Оно характеризуется чрезмерно высоким уровнем эмоционального возбуждения. Ему соответствуют выраженные вегетативные сдвиги (значительное учащение пульса и дыхания, повышенная потливость подмышечных впадин и ладоней, значительное увеличение тремора конечностей, повышенный диурез).

Одно из состояний, проявляющихся в трудовой деятельности и влияющих на ее эффективность – это состояние утомления. Так, заметная часть операторов (10,7%) отмечает связь между утомлением и выполнением правил охраны труда. Наиболее часто это состояние вызывает временный упадок сил, возникший в результате той или иной работы. Принято различать: физиологическое утомление, характеризующееся некоторым нарушением физиологических функций человека в результате продолжительной работы; психическое утомление, выражающееся в субъективном ощущении усталости; производственное утомление, при котором наблюдается падение выработки, ухудшение качества продукции.

При характеристике психических состояний в связи с безопасностью труда необходимо учитывать, что ранее пережитая опасность или предшествующий несчастный случай порождают такое состояние, которое способствует возникновению новых несчастных случаев. В таких случаях у человека может развиться состояние тревожного ожидания несчастного случая, его безысходности, что может проявляться, как состояние депрессии. Это состояние выражается и подавленном настроении, замечается снижение побуждении к деятельности. Часто человек замыкается, уходит "в себя". Для состояния депрессии характерно проявление неуверенности, обреченности, человек считает себя неудачником. Появляется пассивность, ощущение собственной вины, страх. Следует отметить, что при депрессии ухудшается физическое самочувствие, нарастает общая усталость, снижается общий жизненный тонус, и нередко возникают психические и нервные заболевания.

Благоприятным для успешной деятельности является состояние функционального комфорта. Оно характеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения. Ему соответствуют выраженные, но умеренные вегетативные сдвиги, реальная оценка своих сил и возможностей, достаточно высокая мотивация деятельности, высокая концентрация внимания на предстоящей деятельности, высокая помехоустойчивость по отношению к неблагоприятно действующим факторам. Данное состояние положительно сказывается на профессиональной деятельности рабочих, позволяет им максимально полно реализовать свои возможности.


8. Роль социально-психологических факторов в обеспечении безопасности труда;


9. Совершенствование системы обучения по технике безопасности;

Обучение повышает готовность человека. Важна отработка определенных операций, навыков, умений, что повышает устойчивость к воздействию экстремальных ситуаций, делая их обычными. Особое внимание надо уделить психологической подготовке к деятельности в экстремальных ситуациях.

Существуют различные формы организации специальной тренировки, в ходе которой вырабатывается стратегия и тактика будущего поведения. Имитационное моделирование строится на основе максимального приближения к реальной ситуации и характеристикам управляемого объекта или орудий труда. Для этого используют различные тренажеры и стенды, где моделируются непредвиденные ситуации (для обучающегося).

Другой способ – моделирование в идеальном плане (в уме). При мысленной тренировке проигрываются целостные программы поведения с учетом возможных отклонений от заданных нормативных условий, что потом очень помогает в реальных условиях.

Хороший специалист перед сложной, опасной работой имеет приемы внутреннего проигрывания ситуаций. Обучение таким приемам – сложная, но эффективная работа.


10. Психическое состояние работников в экстремальной ситуации;

Стресс — состояние длительного и повышенного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающим возможности адаптации организма. Оно характеризуется психическим напряжением, чувством неблагополучия, тревоги, беспокойства, а в последней стадии — равнодушия и апатии. На физиологическом уровне отмечается истощение необходимых организму запасов адреналина. Поведение человека в экстремальных условиях является проявлением и результатом психологической готовности человека к деятельности.

Психологический стресс характерен чрезмерным волнением, повышенной нервозностью (раздражительностью), ослаблением памяти, повышенной отвлекаемостью внимания, понижением гибкости и логичности мышления. Хотя трудовой стресс обозначают как "незарегистрированную профессиональную опасность", его нельзя рассматривать в чисто негативном плане. В зависимости от уровня стресса его влияние на результаты деятельности могут быть резко различны. До достижения определенного уровня стресс выступает как фактор, содействующий деятельности. Однако такое положительное влияние стресса на трудовую деятельность прекращается при достижении им критического уровня.

Стресс, превышающий критический уровень (дистресс), нарушает механизмы саморегуляции деятельности и приводит к ухудшению результатов деятельности. Отмечается, что в таких случаях особенно страдает ориентация: нарушается контроль за процессом труда, рабочий перестает замечать важные показатели работы машины, неверно оцениваются сигналы.

Психологическая готовность имеет две стороны:

1) общая, длительная готовность – обеспечивается приобретенными ранее знаниями, навыками, мотивами труда;

2) ситуативная готовность – это динамическое целостное состояние личности, её настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия.

Компоненты психологической готовности человека к активным действиям в неожиданных ситуациях:

1) мотивационные (стремление добиваться успеха);

2) познавательные (понимание профессиональной задачи, знание средств достижения цели, представление о вероятных изменениях обстоятельств);

3) эмоциональные (воодушевление, уверенность в успехе);

4) волевые (упорство, самообладание, целеустремленность).

Т.О, готовность специалиста к успешным действиям в аварийных ситуациях складывается из следующих факторов: его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации о случившемся; наличия времени и средств для ликвидации аварии; наличия информации об эффективности принимаемых мер.

Факторы, влияющие на эффективность поведения человека в экстремальных ситуациях:

1) биологические факторы. К ним относятся безусловные рефлексы, связанные с самосохранением организма, темперамент, конституционные характеристики и т. д.;

2) психофизиологические свойства и состояния человека. Имеются в виду такие свойства, которые проявляются в чувствительности анализаторов к обнаружению сигналов опасности. На поведение человека в опасной ситуации оказывают влияние и его психические состояния. Так состояние тревоги обычно способствует более быстрому обнаружению опасности. Состояние же психического утомления снижает возможность человека к обнаружению опасности и противодействия ей;

3) профессиональные качества и опыт специалиста. Здесь преимущество отдаётся не столько навыкам и умениям по достижению трудовой цели, сколько навыкам и умениям решать задачи деятельности безопасно;

4) мотивация к труду и к егобезопасности (направленность на безопасный труд).

Методы снижения опасности нежелательных следствий, обусловленных психологическими факторами риска:

1)проведение профилактических и охранных мероприятий;

2)эргономическая оптимизация оборудования, рабочего места, информационной нагрузки;

3)профотбор и отсев профессионально непригодных лиц;

4)устранение несоответствия структуры деятельности психофизиологическому состоянию человека за счет профилактики зрительных и психоэмоциональных перенапряжений, переутомлений, монотонии;

5)совершенствование структуры личности работников за счет повышение профессиональной компетентности и опыта, эмоциональной устойчивости и способности самоуправлению и саморегуляции, ответственности, дисциплинированности, готовности выполнять требования безопасности труда, тренировки внимания, памяти, мышления и пр.


11. Влияние внешних факторов на психологическое состояние работников;

Существуют ряд внешних факторов влияющих на уровень защищенности. Действие их на психику человека непосредственно не ощущается и не осознается человеком. К ним относятся такие как влияние фаз Луны, активности Солнца, погодных условий. Характер работы можно оценить по нескольким критериям:

1) упрощение работы, ее фрагментарность влияет на физическое и моральное состояние. Когда человек не видит конечной стадии своей работы, продукции труда, его заинтересованность трудом падает, снижается и внимание, что ведет к производственному браку и нарушениям техники безопасности;

2) скука и монотонность влияют на вовлеченность сотрудника в трудовой процесс, утомление и незаинтересованность в развитии организации;

3) усталость – основная причина травм и брака на производстве, кроме того, постоянное чувство усталости формирует у человека негативное отношение к труду, моральное состояние становится хуже, повышается агрессивность и нежелание работать;

4) дискриминация формирует производственный конфликт, ухудшает моральное состояние человека, снижает его самооценку и самоуважение, отражается на качестве его труда.

Освещенность рассматривается в нескольких аспектах:

1) интенсивность света – излишне яркий или слишком тусклый свет провоцирует быстрое утомление, сонливость или раздражительность у работника;

2) распределение света – неравное распределение света, когда одна часть офиса освещена лучше, чем другая, также повышает уровень невротичнос-ти работников, формирует быструю усталость;

3) естественный свет – к концу рабочего дня или в ненастный день интенсивность света падает и работникам приходится напрягать зрение, что провоцирует головные боли, усталость, раздражительность.

Шум – существует понятие «уровень допустимого шума», на каждом предприятии оно свое. К шуму можно отнести звук работающего компьютера, голоса коллег, шум транспорта за окном, шум машин на производстве и прочее. Совокупность всех этих звуков измеряется уровнем допустимого шума. В случае, если уровень шума превышает норму, это негативно влияет на состояние работника, как моральное, так и физическое, повышает утомляемость, раздражительность, формирует некоторые профессиональные заболевания.

Цвет – воздействие цвета на человека очень велико. От того, какие цвета преобладают на рабочем месте, зависит не только эффективность труда сотрудника, но и его морально-психическое состояние.

Музыка – вкусовые характеристики и интенсивность, громкость музыки имеют важное значение. О положительных свойствах музыки можно говорить в контексте повышения эффективности труда, снижения уровня утомляемости.

Температура и влажность воздуха имеют важное значение и во многом зависят от наличия вентиляторов и обогревателей. Как холод, так и жара негативно влияют на человека и существенно снижают его работоспособность, желание работать и повышают утомляемость, что чревато нарушениями правил безопасности на производстве.

12. Методы воспитания ответственного отношения к деятельности;

Метод воспитания — это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных качеств.

Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход.

Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.


13. Предупреждения об опасности как способ облегчения безопасности труда;

Предупреждение об опасности, то есть придание ситуации соответствующей ей значимости, нужно считать важным путём профилактики несчастных случаев. Все обстоятельства, характерные для ситуации, в которой возник несчастный случай связываются с несчастным случаем и на будущее становятся настораживающими, это способствует избеганию опасностей при встрече с подобными ситуациями или их элементами. Одним из наиболее распространённых средств оповещения рабочего об опасности является использование аварийной сигнализации, отдельные внешние условия., актуализация предпосылок. Те же опасные ситуации, которые по тем или иным причинам не привели к происшествиям, обычно остаются неизученными. Такие случаи можно назвать предпосылками к несчастным случаям.

Опасные по соображениям безопасности труда точки – это особые места, выделяющиеся высокой концентрацией на них несчастных случаев. Однако точки приходиться считать опасными не только по соображениям частоты несчастных случаев, но также и исходя из степени их тяжести. Буркарда предложил разделять опасные точки на абсолютные и относительные и определять первые по высокой частоте несчастных случаев, а вторые - по степени их тяжести, независимо от частоты возникновения.

Опасные точки можно ранжировать, располагая их в соответствующей иерархии: в первую очередь, по тяжести последствий отказов, далее по вероятности их возникновения и, наконец, по сложности ликвидации таких отказов или их последствий.

Важно, чтобы люди знали, что в таких состояниях они являются боле предрасположенными к опасности, и это обстоятельство уже будет дополнительно содействовать их самосохранению. Однако существует категория внешних факторов, снижающих уровень защищённости, действие которых непосредственно не ощущается и не осознаётся человеком (воздействия космоса на человека). Внутренние факторы, незаметно для человека повышают его предрасположенность к несчастным случаям (биологические ритмы человека).

Плакат по безопасности является наиболее массовым, наиболее признанным, а поэтому и самым распространённым средством наглядного воспитания безопасного поведения в труде. Если кратко сформулировать конкретное назначение плаката по безопасности, то это можно сделать, выделив три его главные цели:

привлечь к себе внимание

быть правильно понятым и запомниться

вызвать желаемую эмоциональную реакцию, желаемое отношение

Плакаты бывают разных типов:

· положительные плакаты, где изображались способы правильного использования средств защиты, применения правил и положительный эффект этого

· отрицательные плакаты демонстрировали результаты невыполнения правил, непринятия надлежащих мер по безопасности

Плакат не должен ограничиваться призывами «не делай так», а «делай так»; его главная задача – инструктируя, объяснять и убеждать рабочего, как именно создаётся безопасное поведение.

Барановский пришёл к следующим выводам:

Оценивать воздействие плаката следует только на тех людях, которым он адресован

Эмоциональная реакция на плакат зависит от времени его обзора

Рабочего интересуют на плакате не столько последствия ошибки, сколько причина происшедшего

Вывод о том, как надо действовать, должен вытекать не из надписи на плакате, а из рисунка.

Если на плакате изображается производственная обстановка, то она должна быть абсолютно точной.

Плакат должен создавать мотивацию к безопасной работе. Плакаты наиболее эффективно предупреждали несчастные случаи средней опасности. Плакат сильнее воздействовал на рабочих со стажем менее одного месяца.

Также могут быть плакаты – аллегории, воспитывающие общую мотивацию к безопасной работе. Среди положительных выделяют комические и нейтральные плакаты. Существуют и двойные плакаты, где противопоставляются польза безопасности и вред пренебрежения ею.

Комбинированный плакат (двойной) был лучшим потому, что он практически передавал сюжет, по которому можно было составить целый рассказ: о характере опасности, её воздействии, способе защиты и эффекте.

Устрашающий плакат хорош тем, что он эмоционален и убедительно показывает опасность.

Комический плакат невольно обращает на себя внимание. Однако он не очень хорошо передаёт мысль.

Положительный плакат малоубедителен, в нём нет момента опасности, не виден эффект. Показ благополучия без выделения фактора опасности мало впечатляет.

Нейтральный плакат – это скорее объявление, немотивированный «прейскурант», экспонат на витрине.

Плакаты по их целенаправленности, то по этому критерию можно выделить следующие классы плакатов:

напоминающие о правилах поведения

напоминающие о запрещённых приёмах труда

напоминающие о необходимости использования средств защиты

указывающие безопасную последовательность действий

призывающие к безопасной работе

По характеру изображённых на плакате надписей их можно подразделить на:

запрещающие

предупреждающие

предостерегающие


14. Психологические основы возникновения ошибок на производстве;

Деятельность человека-оператора, например, при решении определенной технологической задачи состоит из следующих этапов: восприятия информации, ее оценки, анализа и обобщения на основе заранее заданных и сформулированных критериев оценки, принятия решения о действиях, приведения в исполнение принятого решения. На всех этих этапах деятельности человека возможны ошибочные действия.

Под ошибочным следует понимать действие, отклоняющееся от нормального, т.е. предусматриваемого, ожидаемого, и, таким образом, приводящее к тяжелым последствиям: травмам, гибели людей, материальному ущербу. Собственно говоря, неосознанные опасные действия есть не что иное, как ошибки. Травмоопасная деятельность характеризуется достижением цели неправильным, опасным способом.

В одних случаях подобные опасные или неадекватные действия совершаются осознанно, умышленно и классифицируются как нарушения, в других, когда человек не осознает, что выполняет опасное действие, - как ошибка.

Классификация, как обычно, помогает в теоретическом плане представить широту и глубину проблемы, в практическом плане диагностировать ошибки, чтобы накопить опыт, позволяющий анализировать обстоятельства и выявлять их причину.

Причины ошибок разделяют на непосредственные, главные и способствующие.

Непосредственные причины зависят от места в психологической структуре действия оператора (восприятие; принятие решения, ответная реакция и т.д.) и вида этого действия, т.е от психологических закономерностей, определяющих оптимальную деятельность: несоответствия психическим возможностям переработки информации (объем или скорость поступления информации, отношение к порогу различения, малая длительность сигнала и т.д.); недостатка навыка (стандартные действия при нестандартной ситуации) и структуры внимания.

Главные причины связаны с рабочим местом, организацией труда, подготовкой оператора, состоянием организма, психологической установкой, психическим состоянием оператора.

Способствующие причины зависят от особенностей личности, состояния здоровья, внешних условий, заменяющих функциональное состояние организма, отбора, обучения и тренировки.

В системе "человек-машина" человек становится наиболее переменчивым компонентом. В любой предложенной задаче на его поведение действует около миллиона индивидуальных факторов. Это выражается в том, что никто из операторов не повторяет аналогичного задания точно такими же действиями.

Используя кибернетическую схему, классифицировать причины ошибок можно следующим образом:

· ошибки в ориентации (неполучение информации);

· ошибки принятия решения, т.е. принятие неправильного решения;

· ошибки выполнения действий, т.е. неправильные действия.

Неполучение нужной информации может происходить из-за отсутствия сигнала, из-за слабого сигнала, из-за множества одновременных сигналов.

Ошибки в ориентации - самые распространенные.

В другом случае налицо вся необходимая информация, достоверная и в достаточном объеме, но процесс осмысления ее был неправильным, и в результате принято неправильное решение. Это может произойти по двум причинам: во-первых, из-за неспособности принять решение ввиду неправильной оценки ситуации, неприспособленности к работе из-за недостатка знаний, опыта; во-вторых, неправильный выбор действия по причинам, указанным выше.


Рис*. Классификация ошибок приема и переработки информации

Последствием будет принятие неверного решения, которое при определенных обстоятельствах может привести к несчастному случаю. И наоборот, информация и принятое решение могут быть правильными, но ответное действие ошибочным.

Неправильное действие может быть выражено в бездействии (неспособность к действию, не усвоенная последовательность действий) или в неправильном выборе действия (неадекватное расположение приборов, недостаточность внимания, усталость и т.д.).

Если распределить ошибки по приведенной выше схеме поступления и переработки информации, то выяснится, что нужно совершенствовать процессы приема информации и выполнения двигательных действий. Это значит, что человек должен быть информирован обо всем, что он должен знать и уметь. Затем нужно обеспечить оптимальные условия для переработки информации и правильного реагирования (например, приобретение соответствующих навыков), как для принятия оптимального решения, так и для безошибочного действия (соответствующее устройство и размещение органов управления, необходимая форма педалей, определение оптимального угла наклона пульта управления и т.д.).

Используя схему, приведенную на рис. *, можно представить классификацию ошибок с точки зрения входа, преобразования и выхода прохождения информации через оператора.

По другому принципу ошибки делятся на обратимые и необратимые. Обратимые ошибки могут и не привести к несчастному случаю.

Можно делить ошибки на систематические и случайные.

Случайные ошибки непредсказуемы, а систематические предсказуемы и, следовательно, легко исправимы. Подобное различение ошибок вполне оправдано. Но применение этого метода на практике часто составляет существенные трудности, поскольку систематически действующий побудитель ошибки не всегда очевиден и, пока он не выявлен, ошибку вполне можно отнести к ошибкам случайного происхождения.

В большинстве своем ошибки являются результатом изменения самочувствия работающего, что сказывается на его надежности.

Основные причины ошибок, приводящих к травмам, следующие:

· усталость (утомление);

· употребление алкоголя, наркотиков и некоторых лекарств;

· изменение погоды;

· болезнь;

· недостатки образования и профессиональных навыков;

· недостаточная четкость и полнота инструкций по безопасности труда;

· отсутствие "климата" безопасности в коллективе, плохие производственные отношения;

· стресс;

· материальные и другие личные заботы;

· плохие условия труда;

· несоответствие индивидуальных психических качеств требованиям трудовой деятельности;

· снижение возможности выполнять работу в экстремальных условиях после пережитой опасности или травмы.

Чтобы правильно понять механизм, толкающий человека к совершению ошибок, нужно хорошо представлять основные особенности личности и состояния человека. Их можно разделить на врожденные особенности и временные состояния.

К врожденным особенностям относятся биологические характеристики человека и его наследственный "багаж", в том числе анализаторы (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание), двигательная система (мышечная сила, скорость движения, координация и т.д.), психомоторная система (рефлексы и т.д.), интеллект (уровень знаний, способность ориентироваться и т.д.).

Говоря о временных состояниях, т.е. о переменных условиях, способствующих возникновению ошибок, следует отметить усталость как физическую, так и психологическую, которая выражается в снижении внимания и мышечной силы, ухудшении состояния здоровья и работоспособности.

В качестве факторов, отвлекающих внимание, могут быть резкое временное нарушение каких-либо функций организма, (например, неожиданно возникшая острая головная боль, головокружение, судорога мышцы и т.д.); временное переключение психической деятельности на какой-то предмет или событие, не связанное с работой; утомление; неожиданное внешнее воздействие (например, шум или вспышка света).

В силу своих биологических и унаследованных возможностей, а также временных состояний человек может представлять собой до известной степени ненадежный элемент в производственной системе. Однако такое признание возможности совершения человеком ошибки и его ненадежности является весьма позитивным. Оно ничего не вменяет в вину человека, а ненадежность человека в производственной системе является весьма относительной, как относительна сама ненадежность системы. Более того, человек обладает, в силу своих собственных биологических особенностей, качествами, благодаря которым он часто исправляет ошибки системы. Многих несчастных случаев на производстве, возникших вследствие механических дефектов, удалось избежать именно благодаря бдительности человека.

Тем не менее широкие исследования показали, что большинство ошибок человека вызывается неудовлетворительной конструкцией системы, с которой работает человек. Все промышленные предприятия фактически являются системами "человек-машина" и поэтому во время разработки таких систем необходимо рассматривать особенности как человека, так и машины, и не объяснять конкретные случаи человеческих ошибок при эксплуатации этих машин "халатностью" работающего, что часто является заменой действительного анализа причинных факторов. Это приводит в дальнейшем, как показывает практика, лишь к усугублению ошибок


15. Индивидуальный стиль саморегуляции в профессиональном труде;

ИСД (индивидуальный стиль трудовой деятельности) может быть сформирован (по Мерлину) при условии существования в деятельности «зоны неопределенности» в выборе способов, приемов выполнения задач.

Чем больше зона неопределенности, тем в большей мере успех деятельности будет определяться умением субъекта выбрать, создать максимально приспособленный для данной деятельности стиль поведения.

Другим ограничением формирования эффективного ИСД являются требования деятельности к трудно развиваемым способностям человека, обусловленным природными задатками (напр, эмоциональная гибкость, выразительность мимики, особенности устной речи — для драматического актера). Наконец, деятельность может осуществляться в экстремальных условиях, в условиях дефицита времени — при этом от субъекта труда требуются природно-обусловленные, трудно компенсируемые, в случае недостаточности, свойства индивидуальности (сильная нервная система). В этих условиях, как бы ни старался субъект, если он не обладает необходимыми свойствами индивидуальности, он не сможет быть эффективным работником.

Типы профессий:

1) первый тип: абсолютная профпригодность.

а) нет зоны неопределенности, все жестко задано,

б) зона неопределенности необъятно широка,

в) деятельность выполняется в экстремальных условиях,

г) деятельность требует трудно развиваемых свойств личности.

2) второй тип: относительная профпригодность. а) Степень разнообразия профессиональных задач невысокая, б) Есть известная зона неопределенности.

Всегда ли удается сформировать эффективный ИСД? – Не всегда, в некоторых видах деятельности отдельным людям не удается выработать эффективный ИСД, т.к. они не обладают необходимыми свойствами индивидуальности. ИСД может оказаться неэффективным также и в том случае, если он выработан стихийно, с малым участием рефлексии субъекта, если ИСД сложился в определенной деятельности, но при изменении её содержания, условий выполнения, субъект не внес никаких корректив. Если субъект деятельности пассивен, он будет действовать в новой профессиональной роли в соответствии со своим прошлым опытом, т.е. его ИСД может быть неэффективным, неадекватным новой конкретной трудовой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: