Осмысление «американской мечты» в романе Драйзера «Американская трагедия»

Новым этапом в художественном осмыслении крушения американской мечты становится роман Т. Драйзера «Американская трагедия». Название романа полемично по отношению к сложившимся стереотипам и представлениям об американском образе жизни. Словами Дина Хоуэлса, американского писателя XIX века, критика и теоретика реализма, была сформулирован мысль о том, что в американской литературе невозможны произведения в духе романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», потому что сама американская действительность не дает повода для изображения жизни как трагедии. Но литература США ХХ века доказывает обратное. Изначально Драйзер хотел назвать свой роман «Миражи», но впоследствии останавливается на более точном и говорящем названии.

Создавая свой роман, рассказывая историю молодого Клайда Гриффитса, его преступления и наказания, Драйзер отталкивается от происшествия, реально случившегося в 1906 и получившего широкое освещение в прессе. В дальнейшем писатель тщательно изучил документы и факты, касающиеся преступления и суда над убийцей, а также скрупулезно собирал материалы и о других подобных делах. В результате он делает вывод, что подобные убийства являются частью американской повседневности, что за видимым благополучием и процветанием таится подлинная трагедия несовпадения мечты и действительности. В 1927 году Т. Драйзер писал: «Я долго раздумывал над этим происшествием, ибо мне казалось, что оно не только отражает каждую строну нашей национальной жизни – политику, общество, религию, бизнес, секс, — это была история, столь обычная для каждого парня, выросшего в небольших городах Америки. Это была исключительно правдивая история о том, что жизнь делает с личностью и как бессильна личность против нее» [Цит. по Засурский 1969: 10].

Главный герой Драйзера, Клайд Гриффитс, — заурядный молодой человек. Такой выбор героя свидетельствует о желании писателя показать типичную судьбу американца, выходца из низших слоев, поверившего в американскую мечту и обманутого ею: «Этот роман должен представить в трех различных социальных и экономических сферах карьеру очень чувствительного, но умственно не очень развитого парня, который обнаруживает, что жизнь его в самом начале затруднена бедностью и низким положением, из которых, повинуясь различным исконным для него и служащим побудительной силой желанием, он и пытается вырваться» [Цит. по Засурский 1969: 11].

В композиционном плане произведения принято выделять три смысловые части, которые иллюстрируют продвижение Клайда к призрачным вершинам благополучия и крах героя: первая — это история семьи и отрочества Клайда, его попытка прорваться в мир богатых и успешных, его отношения с Робертой Олден и Сондрой Финчли; вторая – преступление Клайда, в результате чего происходит смерть Роберты; третья – суд над героем и его смерть.

Анализируя мечты и переживания своего героя, его сомнения и неясные побуждения, Т. Драйзер с убедительностью показывает, что причины преступления коренятся в самой американской действительности, которая не соответствует сформировавшимся идеалам и иллюзиям о неограниченных возможностях, которые предоставляет Америка своим гражданам. Именно поэтому писатель делает акцент на достоверное описание обстоятельств жизни главного героя, которые и формируют его характер и стремление к успеху. Унылое и мрачное повседневное нищенское существование семьи Гриффитсов, занимающихся миссионерской деятельностью, вызывает у Клайда явное отторжение и недоверие к ценностям, которые исповедуют его родители — любовь к ближнему, строгость и умеренность, презрение к мимолетным удовольствиям, отвращение к пороку. Окружающая действительность доказывает обратное: благочестие и добродетель не приносят желаемого материального благополучия. Герой задается вопросом, неужели его судьбой будет – все время «прибегать к кому-то за помощью, вечно молиться и выпрашивать подачки?» Драйзер показывает, что родители Клайда, живущие в мире религиозных иллюзий, оторванном от реальности, не думают о будущем своих детей: Клайд не получил достаточного образования и не имеет представления о том, какую профессию выбрать в будущем. Столкновение героя с иной повседневностью, поражающей своим богатством и великолепием, становится поворотным моментом в его жизни. Драйзер очень подробно описывает первые дни работы Клайда в отеле «Грин-Дэвидсон». Ошеломленный праздной роскошью отеля, Гриффитс понимает, к чему надо стремиться. Взгляд героя останавливается на внешних деталях, на материальном выражении успешной повседневности богатых американцев: «сколько вокруг счастливых преуспевающих людей», «А в каких автомобилях и экипажах многие приезжали сюда в обеденное время и вечером! …А какие накидки, меха и прочие вещи были на этих людях … И все на них сшито из превосходного материала. Такое великолепие! Так вот что значит быть богатым, быть влиятельным человеком в обществе! Вот что значит иметь деньги» [Драйзер 1969: 62]. Неразвитое, инфантильное сознание героя создает свою формулу успеха: если одеться, как одеваются посетители отеля, «разве это не будет означать, что он твердо стал на путь, ведущий к блаженству?». Чужая повседневность, ее конкретно-материальное воплощение, такой притягательный и недоступный образ жизни богатых американцев создает ложное представление о содержании их жизни. Драйзер с иронией замечает, что молодым людям, вроде Клайда, казалось, «будто главное занятие в жизни для всякого, у кого есть кой-какие деньги и положение в обществе, — это ходить в театр, летом посещать стадион, танцевать, кататься в автомобиле, угощать друзей обедами и ездить для развлечения в Нью-Йорк …», и они наивно «считали, будто эта внезапная перемена судьбы дает им счастливую возможность самим приобщиться к такой жизни» [Драйзер 1969: 63]. И в дальнейшем на протяжении всего романа Драйзер будет подробно описывать повседневную жизнь своего героя на каждой ступени к желанному успеху и богатству. Клайд не один одержим стремлением пробиться к лучшей жизни, подобные надежды питает и Роберта, с которой у Клайда завязываются любовные отношения. Две девушки в жизни героя, фабричная работница Роберта Олден и богатая Сондра Финчли, — это эстетизированный символ различных образов жизни, различных повседневностей, и Клайду приходится выбирать между ними. «Выбор, от которого так старался уклониться Клайд, предрешен. И трагедия в том, что иным этот выбор и не мог быть: в инфантильном сознании героя греза об Успехе и «настоящей жизни», вся питаемая «мечтой» социальная мифология угнездилась слишком прочно, и сомнения, страхи, «другой голос» не в состоянии повернуть вспять ход событий» [Литература США… 1978: 166].

Таким образом, пристальное внимание к повседневной жизни американцев различных социальных групп, анализ деталей и обстоятельств, которые формируют представление героя о счастье, подстегивают его на пути к богатству и успеху, дают возможность Т. Драйзеру вскрыть противоречия американской мечты и действительности.

Та часть американской литературы, которая развивается в русле реалистического подхода при изображении мира и человека, активно включается в процесс осмысления новой реальности ХХ века и явно изменившегося места в ней человека, вскрывает причины и изображает сущность «трагедии по-американски», которая стала реальностью США первой половины ХХ века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: