Смерть героя» Олдингтона: жанровое своеобразие «романа-джаза»

Ричард Олдингтон (1892-1962), англий­ский романист, литературный критик, пе­реводчик, поэт, автор романов, ряда ра­бот о творчестве Р. Л. Стивенсона, М. Пру­ста, Дж. Джойса и многих других, принад­лежал к послевоенному или «потерянному» поколению писателей, так как расцвет его творчества относится к 20-30-м гг. XX в.

Особый инте­рес представляют джазовые традиции в романе, который сам писатель назвал «ро­маном-джазом».

Джаз как род профессионального музы­кального искусства появился на рубеже XIX-XX столетий на юге США. В джазе со­единились традиции европейской и аф­риканской музыкальных культур, элемен­ты народного творчества, религиозных и светских песен негритянского населения и танцевально-бытовая музыка белых посе­ленцев Америки. Тер­мин «джаз» впервые прозвучал в середине 1910-х гг.. Тогда это слово служило для обозначения небольших оркестров и музы­ки, которую они исполняли.

В основе джаза лежит импровизация. Джазовый импровизатор - это не компо­зитор и исполнитель в одном лице, а осо­бый тип художника, который создает про­изведение во взаимодействии с партнера­ми по ансамблю.

К другим особенностям джаза можно отнести нетрадиционные приемы звукоизвлечения и интонирования, постоянную ритмическую пульсацию, напряженную эмоциональность, искусное использование музыкантами инструментальных тембров.

С другой стороны, джаз - это не только музыка. Лишь при поверхностном взгляде может показаться, что джаз - это область сугубо музыкальная. Было бы односторон­не представлять его как систему, составны­ми частями которой являются элементы ритма, гармонии, мелодики. Феномен джа­за - это непременно сопутствующая внемузыкальная атрибутика (визуальность, имидж исполнителя, активность аудито­рии, джазовые сообщества, возможность самовыражения). Невыразимое словами «чувство» партнера - это тоже то, без чего джаз не существует.

20-е гг. XX в., характеризуемые как «век джаза», становятся предметом изображе­ния многих писателей «потерянного поко­ления». Вспомним, например, Ф. С. Фитцжеральда, который писал о «веке джаза» (в период, когда сам «век» уже закончился) в статье «Отзвуки века джаза»:

«Слово "джаз", которое теперь никто не считает неприличным, означало спер­ва секс, затем стиль танца и, наконец, му­зыку. Когда говорят о джазе, имеют в виду состояние нервной взвинченности, при­мерно такое, какое воцаряется в больших городах при приближении к ним линии фронта. Для многих англичан та война все еще не окончена, ибо силы, им угро­жающие, по-прежнему активны, а стало быть, спеши взять свое, все равно завт­ра умрем»3.

Американская танцевальная музыка во время Первой мировой войны перекочевла в Англию. А сразу после Второй ми­ровой войны, когда в Англию приехали черные блюзмены, заразив молодых англи­чан ритм-энд-блюзом, что привело сразу же к возникновению так называемого «Бри­танского блюза», а позднее к известному «Британскому вторжению» в США во гла­ве с такими группами, как «Битлз» и «Роллинг Стоунз».

Отсюда мы видим, что композицион­ная форма «романа-джаза» была выбрана Р. Олдингтоном не случайно, поскольку выбор именно данной формы позволял ав­тору более правдиво отобразить настрое­ние эпохи и вскрыть глубину рассматрива­емых в романе проблем.

Жанровая природа романа Олдингтона довольно неоднозначна. Сам автор, как мы знаем, назвал его «джазовым романом», имея в виду форму изложения.

«Эта книга, - писал он в письме к Олкотту Гловеру, - не создание романиста-профессионала. Она, видимо, вовсе и не роман. В романе, на­сколько я понимаю, некоторые условнос­ти формы и метода давно уже стали незыб­лемым законом и вызывают прямо-таки суеверное почтение. Здесь я ими совершен - но пренебрег»4. Там же он назвал свою кни­гу «надгробным плачем».

Построение сюжета, повествовательная ма­нера, тон и стиль авторского комментария очень необычны. «Нет, - пишет М. Ур­нов, - в "Смерти героя" повествовательной обстоятельности и глубины, полноты рас­крытия идейно-тематического содержания, какую предполагает большая эпическая форма. Непохож роман Олдингтона на книги-воспоминания писателей-сверстни­ков - Грейвза, Сэссуна, Герберта Рида, по­священных той же военной теме. Сюжет и стиль повествования в нем ломаются и дро­бятся; гротесковый персонаж-ярлык действует наряду с персонажем обычных про­порций, строго объективное описание со­седствует с подчеркнуто субъективным, тро­гательное лирическое излияние обрывается грубым выкриком, площадной бранью».

Не лишено оснований и сопоставление романа с «романом-джазом». Как отмеча­ет М. Урнов, «синкопический ритм, поры­вистая экспрессия - характерный признак стиля "Смерти героя". Эта экспрессия воз­никает на основе резкого сочетания кон­трастов, их быстрой смены и переходов: контрастных форм выражения - страст­ной публицистики и сдержанного описа­ния, обличительной патетики и язвитель­ной иронии; контрастных настроений - меланхолического, восторженного, пол­ного отчаяния; импульсивного членения текста и т. д.»6.

Таким образом, мы видим, что сравне­ние романа «Смерть героя» с джазом озна­чает схожесть в оформлении художествен­ного материала. Джаз как музыкальную неоднородную форму и роман Олдингтона сближает ряд общих черт: синкопичность мелодии (повествования), наличие импровизации, быстрая смена ритма, калейдоскопичность сцен и событий, пере­бивки темпа, сочетание противоположных начал: пафоса и иронии, насмешки и грус­ти, вызывающее намеренную диссонансность звучания, намеренное разрушение гармонического строя. Сближение с джа­зом Олдингтон обозначает и семантиче­ски: каждая глава носит музыкальные на­звания, означающие смены музыкальных темпов, - медленно, умеренно, умеренно- быстро, быстро. Подобно этим названиям, нарастает темп и насыщенность событий. Роман начинается и заканчивается одним и тем же событием - смертью Джорджа. Подобная музыкальная завершенность, несвойственная до того романной форме, составляет одно из главных достоинств композиции романа, в полной мере отве­чающей его проблематике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: