В 20-е годы в английской литературе наметилось довольно отчетливое размежевание направлений и сил (в 30-е годы оно станет более резким и подчеркнутым). Большинство художников слова остро ощутили обреченность старых форм жизни, норм морали, представлений и ценностей. Некоторые стремились активно противодействовать духу революции, и ее влиянию, другие искали иллюзорного спасения в бегстве от наиболее сложных проблем, которые выдвигала перед ним меняющаяся историческая обстановка. Характерно, что именно в этот период возник термин «эскепизм» (от английского глагола to escape), означавший уход от волнующего и общественно актуального чаще всего в мир частной жизни, интимных переживаний. Декаданс становится превалирующим направлением. Именно в этот период развития английской литературы выступает так называемая «психологическая школа», возглавляемая В. Вульф.
Характерной особенностью английской литературы модернизма в период от конца первой мировой войны и до кризиса 1929-1930 годов стал подчеркнутый, демонстративный уход от общественной проблематики, замыкание в рамках частного мира отдельной личности, кропотливое изучение ощущений, переживаний и реакций, исследование подсознательного.
|
|
В 20-е годы среди писателей «потерянного поколения», и не только среди них, широкое хождение получили различного рода формальные поиски. Одним из наиболее распространенных видов экспериментального искусства в прозе стал роман так называемого потока сознания.
Внутренний монолог является прямой цитатой из мышления в процессе создания мыслей или впечатлений и продолжается полностью в активном состоянии... Модернисты, следуя за Фрейдом, увидели в потоке сознания путь выражения не только переживаний, чувств, мыслей человека, но и его подсознательного, т.е. тех сторон человеческой психики, которые, как они считают, не могут быть переданы с помощью языка. Таким образом, поток сознания по определениям исследователей, это «один из художественных приемов проникновения в частную, личную жизнь персонажа, стремление наиболее адекватно отобразить в литературном произведении сложный процесс умственной деятельности человека, который содержит элементы рационально-осознанной, эмоционально-чувствительной и интуитивно- подсознательной активности. Поток сознания предполагает непосредственное фокусирование мыслей, переживаний, чувств, воспоминаний, осознанных и неосознанных желаний, настроений, интуитивных ощущений. Для многих писателей ХХ столетия «поток сознания» стал одним из основных приемов повествования и проникновения во внутренний мир героев. Классическими примерами использования потока сознания в модернистской литературе стали романы «Улисс» Д.Джойса, «Миссис Деллоуэй» В.Вульф.
|
|
Вирджиния Вульф экспериментировали в области романа, стремились найти новые формы для передачи процесса мышления и «потока сознания», для передачи ощущения бесконечного движения времени и воспроизведения сложной картины прихотливо изменяющихся настроений. С этим связан их отказ от композиционной четкости, от последовательности в развитии действия, а чаще всего — и от действия вообще, свободная форма внутренних монологов и почти полное отсутствие диалога, импрессионистическая манера повествования и стремление к созданию музыкальной, «текучей» прозы.
В кругах рафинированной буржуазной интеллигенции романы писателей «психологической школы», и особенно Вирджинии Вульф, пользовались успехом и были восприняты как «откровение» в повествовательном искусстве. Однако психологизм этих писателей был Лишен подлинной глубины. Человеческая личность во всем своеобразии ее индивидуальных особенностей исчезла со страниц их романов. Они стремились к раскрытию «извечных» качеств человеческой натуры и ее психики без учета конкретно-исторических условий, что неизбежно вело к возникновению безжизненной схемы. Живой человек во всем многообразии и богатстве его чувств и страстей со всей сложностью его характера вытеснялся условными конструкциями несуществующей человеческой личности «вообще». Обращение к вымышленной «внесоциальной психике» убивало жизнь. Разрушение образа человека в творчестве модернистов связано с их отказом от гуманизма, являющегося непременным условием большого искусства.