Психологическая ветвь английского модернизма: писательская стратегия В.Вулф

В 20-е годы в английской литературе наметилось довольно отчетливое размежевание направлений и сил (в 30-е годы оно станет более резким и подчеркнутым). Большинство художников слова остро ощути­ли обреченность старых форм жизни, норм морали, представлений и ценностей. Некоторые стремились активно противодействовать духу революции, и ее влиянию, другие искали иллюзорного спасения в бег­стве от наиболее сложных проблем, которые выдвигала перед ним меняющаяся историческая обстановка. Характерно, что именно в этот период возник термин «эскепизм» (от английского глагола to escape), озна­чавший уход от волнующего и общественно актуального чаще всего в мир частной жизни, интимных пе­реживаний. Декаданс становится превалирующим направлением. Именно в этот период развития английской литературы выступает так называемая «психологическая школа», возглавляемая В. Вульф.

Характерной особенностью английской литературы модернизма в период от конца первой мировой войны и до кризиса 1929-1930 годов стал подчеркнутый, демонстративный уход от общественной про­блематики, замыкание в рамках частного мира отдельной личности, кропотливое изучение ощущений, пе­реживаний и реакций, исследование подсознательного.

В 20-е годы среди писателей «потерянного поколения», и не только среди них, широкое хождение по­лучили различного рода формальные поиски. Одним из наиболее распространенных видов эксперимен­тального искусства в прозе стал роман так называемого потока сознания.

Внутренний монолог является прямой цитатой из мышления в процессе создания мыслей или впечатлений и продолжается пол­ностью в активном состоянии... Модернисты, следуя за Фрейдом, увидели в потоке сознания путь выражения не только переживаний, чувств, мыслей человека, но и его подсознательного, т.е. тех сторон человеческой психики, которые, как они считают, не могут быть переданы с помощью язы­ка. Таким образом, поток сознания по определениям исследователей, это «один из ху­дожественных приемов проникновения в частную, личную жизнь персонажа, стремление наиболее адек­ватно отобразить в литературном произведении сложный процесс умственной деятельности человека, ко­торый содержит элементы рационально-осознанной, эмоционально-чувствительной и интуитивно- подсознательной активности. Поток сознания предполагает непосредственное фокусирование мыслей, пе­реживаний, чувств, воспоминаний, осознанных и неосознанных желаний, настроений, интуитивных ощу­щений. Для многих писателей ХХ столетия «поток сознания» стал одним из основных приемов повество­вания и проникновения во внутренний мир героев. Классическими примерами использования потока соз­нания в модернистской литературе стали романы «Улисс» Д.Джойса, «Миссис Деллоуэй» В.Вульф.

Вирджиния Вульф экспериментировали в области романа, стремились найти новые формы для передачи процесса мышления и «потока сознания», для передачи ощущения бесконечного движения времени и воспроизведения сложной картины прихотливо изменяющихся настроений. С этим связан их отказ от композиционной четкости, от последовательности в развитии действия, а чаще всего — и от действия вообще, свободная форма внутренних монологов и почти полное отсутствие диалога, импрессионистическая манера повествования и стремление к созданию музыкальной, «текучей» прозы.

В кругах рафинированной буржуазной интеллигенции романы писателей «психологической школы», и особенно Вирджинии Вульф, пользовались успехом и были восприняты как «откровение» в повествовательном искусстве. Однако психологизм этих писателей был Лишен подлинной глубины. Человеческая личность во всем своеобразии ее индивидуальных особенностей исчезла со страниц их романов. Они стремились к раскрытию «извечных» качеств человеческой натуры и ее психики без учета конкретно-исторических условий, что неизбежно вело к возникновению безжизненной схемы. Живой человек во всем многообразии и богатстве его чувств и страстей со всей сложностью его характера вытеснялся условными конструкциями несуществующей человеческой личности «вообще». Обращение к вымышленной «внесоциальной психике» убивало жизнь. Разрушение образа человека в творчестве модернистов связано с их отказом от гуманизма, являющегося непременным условием большого искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: