Одной из непростых задач в литературоведении является выделение внутри любого жанра различных литературных приемов. При анализе утопий, мы сталкиваемся с проблемой выявления внутри жанра сатиры и гротеска. «Дистопия, мнению критиков, ближе к реалистической сатире, всегда обладающей позитивным идеалом, а антиутопия - негативистской, модернистской сатире, к “черному юмору”» [Гребенникова, 1999, с.74].
Основой сатиры является обличение и смех, с помощью смеха автор обличает недостатки, человеческие пороки. «Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности», «сатира – обличающее, бичующее осмеяние» [Ожегов и Шведова, 1994, с.687].
Многие авторы использовали сатиру в своих произведениях. В начале ХХ века объектом сатиры становятся социалистические аспекты утопий. После октябрьской революции 1917 года, когда построение социализма стало реальностью, жанр антиутопии обращает свое внимание на враждебное социализму и коммунизму либерально-буржуазное сознание. Социалистические черты обретают искаженную перспективу будущего. В Британии сатира в литературе также начала расти во время Второй мировой войны и годы холодной войны. Наиболее яркими примерами в ХХ веке являются такие авторы как Олдос Хаксли и Джордж Оруэлл. Они сделали серьёзные и даже пугающие предостережения, об опасности мировых социальных изменений, имевших место всюду по Европе и Соединенным Штатам, благодаря сатире. Например, Джордж Оруелл в повести «Скотный двор» положил начало политической сатире, благодаря изображению людей в виде говорящих животных, устраивающих заговор. О. Хаксли в своем первом романе «Желтый Кром» создал остроумные сатирические портреты. Перед взором поэта Дэниса Стоуна проходит вереница снобов, которые вызывают насмешку своими претензиями и мелочными интересами. Более подробно мы остановимся на другом романе О. Хаксли «О новый, дивный мир», в котором как нельзя лучше можно проследить проявление модернистской сатиры.
Автор просто описал в романе «О новый дивный мир» все то, что ему не нравилось, все то, что он наблюдал в современной ему действительности, пользуясь при этом такими художественными приемами как сатира, ирония, гротеск, усугубляя правила и ценности людей, существующие до сих пор, доводя их до абсурда.
Объединив самые негативные черты тоталитаризма, общества массового потребления, присутствующие в современном писателю мире, он высказал пессимистическую мысль о том, что дальнейшее развитие науки и техники может привести к созданию тоталитарного режима, при котором личность в каждом человеке будет подавляться и подводиться под стандарт.
Те немногие, кто пытался сопротивляться правилам «Мирового Государства» не могли быть свободны в выражении своих мыслях. В этом плане показательным является Гельмгольц – друг Бернарда. Он – поэт, но ему нельзя писать то, что он хочет, он должен ограничивать себя определенными рамками, делать то, что будет правильно для поддержания стабильности и порядка в обществе. Несогласные с такими условиями, ссылаются на остров. Гельмгольц поддержал дикаря, понимая, что его участь решена. Он стоически перенес приговор. Его ссылают на остров, где теперь он будет находиться среди точно таких же повстанцев.
Создание острова, как места ссылки ученых, писателей, поэтов, философов, не подчиняющихся правилам, стало своеобразной сатирой на то, что происходит в современном мире. В ХХ веке из России эмигрировало огромное количество великих умов, так как ставились определенные рамки в выражении мыслей о том, что происходило тогда в России, не было свободы слова.






