double arrow

Мотивная структура новеллы Кафки «Превращение»

Франц Кафка (1883-1924) известнейший писатель, вошедший в 20-е годы XX века в немецкоязычную литературу. Зрелые годы Кафки пришлись на период становления искусства экспрессионизма – яркого, шумного, кричащего и протестующего. Как и экспрессионисты, Кафка в своем творчестве разрушал традиционные представления и нормы, став одним из самых неоднозначных писателей начала столетия.

«Превращение» является ярким выражением трагического мироощущения и миропонимания Франца Кафки. Ситуация «превращения» в этом рассказе, как и в других его произведениях, допускает разные толкования. В то же время почти на поверхности лежит самое банальное прочтение. Это отчуждение в семье и обществе, одиночество человека чувствительного, способного к состраданию и самопожертвованию, абсолютное одиночество, вызванное к тому же осознанием своей непохожести на других. Кафка заостряет до предела именно эту обреченность героя с помощью страшной метонимии: полную духовную изоляцию героя он передает через невероятную метаморфозу его внешности.

В художественном мире новеллы «Превращение» переплетаются сразу несколько миров. Во-первых, мир внешний, деловой, в котором нехотя участвует Грегор, и от которого зависит благополучие семьи. Второй – мир семейный, замкнутый пространством квартиры Замза, который изо всех сил пытается сохранить видимость нормальности. И, наконец, мир самого героя – Грегора. Два первых враждебны третьему, центральному миру новеллы, который строится по закону материализовавшегося кошмара. Владимир Набоков писал: «Ясность речи, точная и строгая интонация разительно контрастируют с кошмарным содержанием рассказа. Его резкое, черно-белое письмо не украшено никакими поэтическими метафорами. Прозрачность его языка подчеркивает сумрачное богатство его фантазии» [7]. Новелла по форме выглядит прозрачно реалистическим повествованием, а на деле оказывается организованной по алогичным законам сновидения; авторское сознание творит сугубо индивидуальный миф. Это миф, никак не связанный ни с одной классической мифологией, миф, не нуждающийся в классической традиции. Как в настоящем мифе, в "Превращении" идет конкретно-чувственная персонификация психических особенностей человека. Здесь Набоков сравнивает героя «Превращения» с героем гоголевской «Шинели»: «Грегор Замза – литературный потомок "маленького человека" реалистической традиции, натура совестливая, ответственная, любящая» [7]. К своему превращению он относится как к не подлежащей пересмотру реальности, принимает его и к тому же испытывает угрызения совести только за то, что потерял работу и подвел семью.

«Проснувшись однажды утром от беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что у себя в постели превратился в страшное насекомое» [3]. Именно так начинается новелла. «Удивительнее всего – отсутствие какого-либо удивления у героя», - пишет Набоков [7]. И действительно, все начинается без всякой мотивировки, введения, почему так произошло. «Читатель искушенный привык, что фантастические явления мотивируются сновидением, но первое слово рассказа это «проснувшись», - отмечает автор «Лолиты» [7]. В чем причина столь непонятного и странного происшествия не знает никто.

Метаморфозы главного героя по сути – это странность бытия, которую Кафка преподносит читателю в особой манере. Все герои, которые, казалось, должны с криками о помощи искать спасение для своего ближнего, не находят в произошедшем ничего необычного. «Обратим внимание на склад этих идиотов у Кафки, которые наслаждаются вечерней газетой, невзирая на фантастический ужас, поселившийся в их квартире», - пишет Набоков [7]. Тем не менее, ужасные внешние метаморфозы, произошедшие с Грегором, еще лучше выделяют его человеческую прелесть. Его искренняя забота о родственниках, его сострадание и чуткость на фоне безобразной внешности выступают как некий луч спасения для безобразного окружающего мира. Сгнившее яблоко в спине не есть причина смерти, причина смерти – предательство близких, сестры, которая была неким оплотом спасения для героя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: