Функции формирования мнения о политическом лидере

• Удовлетворение инструментальных потребностей последователей

• Выполнение оценочной функции

• Выполнение познавательной функции

• Формирование мнения о политическом лидере может выполнять функцию экстернализации внутренних конфликтов

Особую актуальность проблематика, связанная с формированием имиджа политика в России, приобрела в 90-е годы XX века, когда активно стали развиваться демократические институты, прежде всего, институт всеобщих свободных выборов. С этого времени судьба политиков во многом стала определяться тем, как их деятельность воспринималась избирателями. Поэтому, естественно, проблема политического имиджа и внедрения его в массовое сознание в этом контексте стала приобретать если и не решающее, то, во всяком случае, важное значение.

Политический имидж – символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия.

Имидж политика является символической сущностью. Имидж политика формируется как продукт коммуникационных процессов между политиком и референтными ему группами. Это означает, что имидж является таким символическим продуктом, который задает рамки публичной политике, характерной для гражданского общества.

Имидж синтезирует совокупность представлений о внешности, личностных и профессиональных качествах, месте в определенной иерархии, убеждениях, образе жизни и стиле политической деятельности.

С содержательной точки зрения, в структурные компоненты имиджа включают миссию, легенду и цели субъекта. Названные три структурных компонента имиджа составляют его остов, который, собственно, и определяет его характер и суть.

В исследовании подчеркивается, что личность политика является сложнейшим многомерным образованием, а личностный ресурс политика в разработке его имиджа играет огромную роль. Причем, структурные компоненты личности имеют разное значение в формировании положительного имиджа политика. Для более детальной интерпретации природы политического имиджа в работе эти факторы выделены в определенную структуру:

1. Внешние факторы. К внешним факторам личности обычно относят биологически обусловленные свойства личности - пол, возраст, рост, внешний (физический) вид, физические данные.

2. Социально-психологические факторы. Социально-психологические факторы относятся к объективным, верифицируемым компонентам имиджа политика. К ним, как правило, относят социальный опыт политика, мировоззрение, политические пристрастия, интеллект, нравственные качества, развитие коммуникативного умения, выраженность лидерских качеств и др.

3. Профессиональные факторы. Среди социальных факторов, активно влияющих на формирование эффективного имиджа политика, особо следует выделить те из них, значение которых в последние годы на политическом рынке страны многократно увеличилось. Речь идет, прежде всего, о таких профессионально-нравственных факторах, как образовательный и нравственный уровень кандидатов, эффективность их профессиональной и управленческой деятельности, умение преодолевать экстремальные ситуации, реальное (практическое) отношение к государству, к «малой родине» и к своим избирателям. Для политиков, уже находящихся у власти и сумевших подтвердить их своей практической деятельностью, профессиональные факторы становятся мощнейшим ресурсом для создания их эффективных политических имиджей. Это важное для исследования положение автор диссертации аргументирует опытом мартовских выборов 2007 года глав субъектов и местных администраций органов законодательной власти 14 субъектов Российской Федерации.

В заключительной части параграфа обосновано положение о том, что при формировании устойчивого имиджа политика огромную роль играет его личность, которая, наряду с другими факторами и ресурсами, сама становится одним из важнейших факторов и ресурсов, определяющих электоральный выбор референтных политику социальных групп.

Показано, что политический имидж строится на основе понятного людям психологического типа. Человеческая психика экономична. Людям сложно вникать в уникальные черты каждого отдельного политика. Поэтому они их невольно типизируют и воспринимают как готовый набор неких стандартных черт. Имидж политика должен опираться на один из распространенных стереотипов, соответствовать ему и выглядеть давно известным. Тогда он легче запомнится людям, закрепится в массовом сознании и «сработает» в нужный момент.

Показано, что в последнее время в России становится «модным» тип политического имиджа «кандидата надежды», независимо от того выбирается ли Президент или глава района российской глубинки. И если в отдельных случаях такой тип имиджа соответствует политическим реалиям, то в целом по стране он постепенно становится именно типом политического имиджа, который выстраивается специально под определенный тип кандидатов. Не стал исключением, в этом смысле, и цикл продолжающихся «больших» выборов в стране 2007-2008 годов.

В аналитическом контексте описаны некоторые психологические технологии формирования имиджа, которые наиболее распространены в современном российском избирательном процессе (формирование имиджа с опорой на «идеальный образ» кандидата, психотехнология «событийного ряда», методы политической мифологии, социально-психологическая технология «контраста» и «подобия»).

в практической деятельности процесс формирования политического имиджа имеет свои технологические особенности. Он не сводится только к простой реализации тех или иных психологических технологий в их индивидуальном проявлении. Реально вся имеющаяся информация, работающая на имидж кандидата, структурируется по группам факторов либо по группам психологических характеристик, создавая, таким образом, определенные рабочие психологические модели политического имиджа, в которых разнообразные качества политика, являющиеся характеристиками его имиджа, структурированы по трем и более лучевым схемам. В связи с этим, в практике формирования политического имиджа сложилось следующие психологические модели имиджа:

· простая трехлучевая модель;

· четырехлучевая модель;

· трехлучевая модель типа: «личность - деятельность - отношения»;

· многофакторная модель

К наиболее распространенным манипулятивным технологиям продвижения политического имиджа кандидата можно отнести целую группу, базу которой составляют технологии «подведения под идеальный образ». Эта группа манипулятивных технологий продвижения имиджа используется тогда, когда у кандидата в выборные органы власти наблюдается мощный дефицит черт и характеристик «идеального образа кандидата», полученных из различных социологических опросов населения. также широкое распространение в избирательном процессе современной России получили манипулятивные технологии при создании и продвижении политического имиджа типа - «Я свой, близкий народу». Отмечается, что существует и целый ряд других манипулятивных технологий продвижения имиджа, сложившихся в избирательном процессе современной России, и их очень много.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: