- Лидеры-агитаторы - предпочитают воздействовать силой слова, ораторским искусством, личным поведением;
- Лидеры-организаторы - отдают предпочтение работе с кадрами, используя возможности организации для усиления своего влияния;
- Лидеры-теоретики, воздействующие на своих последователей силой интеллекта.
В современной социологии политики нередко выделяются четыре собирательных образа лидера (Херманн):
1. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы (Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни)
2. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.
3. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению.
4. Лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией.
|
|
5. Лидер-марионетка, который зависит от воли и интересов других определенных групп.
Крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории – культ личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание и даже обожествление человека. Наиболее часто он встречается в тоталитарных и авторитарных государствах, хотя его элементы порою складываются и в странах демократических. (во Франции во времена президентства Шарля де Голля). В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в идеологии, ее претензии на монопольное обладание социальной истиной, универсальную, всеобщую значимость.
Благоприятной субъективной питательной средой культа личности являются патриархальная и подданническая политические культуры, которые исходят из веры в «хорошего царя» или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества. Главной причиной культа обычно служит огромная концентрация политической, духовной, экономической и социальной властей в руках одного человека, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов своей деятельности, сколько от благосклонности начальства.
В тоталитарном обществе сфера такой зависимости по существу ничем не ограничена. Это и поступление на работу, и карьера, и получение жилья, премий и других социальных благ, и различного рода санкции к непослушным. Отражаясь в массовом сознании и сопровождаясь соответствующей систематической идеологической обработкой, все это порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество.
|
|
Вождизм – политика, направленная на утверждение одного человека в роли непререкаемого руководителя. Вождизм — тип властных отношений, основанный на личном господстве и личной преданности носителю верховной власти.
Древнейшей известной формой вождизма является греческая тирания, как она описана в «Политике» Аристотеля.
СССР – Сталин, Германия – Гитлер, Италия – Муссолини, КНДР – Ким Чен Ир, Куба – Фидель Кастро
В итоге можно сказать, что феномен вождизма объясняется несколькими общими для различных стран мира факторами:
· исторические предпосылки, повлиявшие на национальные чувства людей;
· личностные качества вождя, его способность влиять на массы;
· предрасположенность народа к вождизму;
· психологическое давление.
Условиями предотвращения превращения власти в деспотизм могут быть следующие:
· Полная гласность, свобода слова. Отсутствие монополии какой-либо группы на средства массовой информации; наличие альтернативных органов СМИ; исключение преследования инакомыслящих.
· Сильная оппозиция, политический плюрализм.
· Последовательное проведение разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
· Открытость лидеров и руководящих политических элит для рекрутирования и общения с массами.
· Строгое соблюдение законности, демократических процедур.