double arrow

Паропроизводительностыо до 6,5 т/ч


Конструктивно котлы ДКВр-2,5-13, ДКВр-4-13, ДКВр-6,5-13 выполнены динаково и отличаются длиной барабанов и количеством экранных и конвективных труб.

Котлы имеют два барабана (верхний и нижний), внутренний диаметр обоих барабанов - 1000 мм, толщина стенок барабанов 13 мм. Барабаны выполнены из стали марки 16 ГС0,16 % углерода, марганца и кремния - менее одного процента) и располагаются продольно, в вертикальной плоскости на одной оси. ). Данная сталь обладает достаточной прочностью, антикоррозионной защитой, легко свариваемая, относительно дешева. Нижняя часть верхнего барабана, располагаемая над топкой, покрыта торкретом (теплоизоляцией), чтобы исключить дополнительный подвод тепла к барабану и нарушение циркуляции воды в котле. Для контроля исправности торкрета в верхней части фронтовой стенки котла (в обмуровке) выполнено отверстие.

В паровом объёме верхнего барабана смонтировано сепарационное устройство, состоящее из металлического дырчатого листа и пластинчатых сепараторов. В водяном объёме верхнего барабана смонтированы:

- два трубопровода с системой отверстий, обеспечивающих равномерное распределение поступающей питательной воды по объёму барабана, быстрый нагрев её, исключая охлаждение котловой воды и конденсацию пара.




- трубопровод ввода хим. реагентов, корректирующих качество котловой воды при эксплуатации котла, и для ввода моющих реагентов при химической очистке котла;

- трубопровод непрерывной продувки с системой отверстий.

В котлах работающих на твёрдом топливе в нижней образующей верхнего барабана над топкой, установлены две легкоплавкие пробки. Пробки заливаются сплавом олова и свинца с температурой плавления сплава 290-310°С. В случае перегрева металла барабана (при «упуске» воды в котле, при нарушении торкрета и др.) сплав из пробок выплавляется, и вытекающая пароводяная смесь гасит горящее топливо, защищая котёл от аварии. Персонал извещался о случившемся по шуму вытекающей пароводяной смеси.

Нижний барабан (примерно в половину короче верхнего), во фронтовой части крепится неподвижно, задняя часть его имеет подвижную (скользящую) опору. Фронтовая часть нижнего барабана со стороны топки покрыта торкретом.

В нижнем барабане смонтированы:

-трубопровод периодической продувки с системой отверстий;

-трубопровод подач пара в нижний барабан от паропровода собственных нужд.

Пар в нижний барабан может подаётся:

-в период растопки котла, из его верхнего барабана или от других работающих котлов, с целью равномерного прогрева котловой воды, исключения температурных перенапряжений в наиболее теплонапряжённых элементах котла и сокращения времени растопочного периода;



- в период кратковременной остановки котла (на срок не более одних суток), при выводе котла в «горячий резерв». В этом случае в неработающем котле поддерживается давление пара 3-4 кгс/см2 в течение всего периода нахождения котла в «горячем резерве». При получении распоряжения на включение котла из «горячего резерва», время вывода его на рабочий режим сокращается на полтора-два часа.

Топка котла (топочная камера), экранирована с боков экранными трубами (боко­выми топочными экранами). Для устранения затягивания пламени в пучок и уменьшения потерь с химическим и механическим недожогом топочная камера котлов ДКВр-2,5; ДКВр-4 и ДКВр-6,5 делится шамотной перегородкой на две части: собственно топку и камеру догорания. В правой части перегородки выполнено окно для прохода дымовых газов из топки в камеру догорания.

Камера догорания отделена от конвективного пучка перегородкой, выполненной из шамотного кирпича. Перегородка выполнена не по всей ширине конвективного пучка, с правой стороны она имеет окно, через которое дымовые газы из камеры догорания поступают в первый газоход конвективного пучка.

Экранные поверхности нагрева - экранные трубы, диаметром 51х 2,5 мм. Котлы ДКВР паропроизводительностью до 6,5 т/ч имеют два экрана:

левый топочный экран и правый топочный экран; Экранные трубы к барабанам крепятся развальцовкой, а к коллекторам сваркой. Экранные трубы, воспринимают тепло радиацией (до 80%) и конвекцией, при омывании их горячими дымовыми газами. Топочные экраны защищают обмуровку котла от воздействия высоких температур.



Два боковых коллектора диаметром 219 мм. Коллекторы по торцам имеют лючки, для возможности внутреннего осмотра и очистки. К коллекторам крепятся нижние концы экранных труб. Оба коллектора имеют продувочные трубопроводы для выполнения периодической продувки во время работы котла.

Конвективные поверхности нагрева - конвективный пучок труб, выполнен из труб диаметром 51x2,5 мм, вдоль барабанов, по всей длине нижнего барабана. Тру­бы конвективного пучка крепятся к барабанам развальцовкой. Трубы конвективного пучка (конвективные поверхности нагрева) получают тепло конвекцией, при омыва­нии их горячими дымовыми газами. Для максимального использования тепла дымо­вых газов в конвективном пучке происходит не продольное, а двухходовое попереч­ное их движение путём установки стальной перегородки в средней части конвектив­ного пучка, образуя 1-й и И-й газоходы по ходу дымовых газов.

Стальная перегородка выполнена по всей высоте труб конвективного пучка, но не по всей его ширине, образуя окно в правой части. Через это окно дымовые газы из первого газохода свободно поступают во второй газоход.

Котлы ДКВР-2,5-13, ДКВР-4-13 и ДКВР-6,5-13 во фронтовой части котла в обмуровке имеют по две опускные необогреваемые трубы диаметром 179 мм. Эти трубы соединяют фронтовую часть верхнего барабана с коллекторами, и являются опорами фронтовой части верхнего барабана.

Перепускные трубы диаметром 76 мм, соединяют нижний барабан с коллектора­ми (по три трубы из барабана в каждый коллектор).

Обмуровка котла. Внутренняя часть обмуровки, называемая футеровкой, выпол­нена из огнеупорного кирпича. Наружная часть обмуровки, называемая облицовкой, выполнена из красного кирпича.

Гарнитура котла, включает:

- лазы в барабанах (в нижнем барабане со стороны топки лаз не предусмотрен);

-лазы (люки) во фронтовой нижней части котла;

-лючки по торцам коллекторов.

-смотровые окна, выполнены во фронтовой стенке котла, вблизи горелок и служат для наблюдением за горением топлива и исправностью торкрета верхнего барабана. Кроме того, лючки выполнены на боковых стенах обмуровки, которые используются для контроля за состоянием труб котла, обмуровки и для обдувки конвективных поверхностей нагрева переносным обдувочным устройством;

-лестницы и площадки для обслуживания манометра, указателей уровня воды, предохранительных клапанов и взрывных предохранительных клапанов;

Два взрывных предохранительных клапана - выполнены в верхней части котла: один клапан смонтирован над топкой, второй - над вторым газоходом.

Каркас котла - выполнен из металлического уголка.(каркас можно относить к гарнитуре котла)

Арматура котла:

-вентили на воздушнике, на трубопроводе ввода химреагентов;

-обратный клапан на питательном трубопроводе или задвижки, если котёл имеет отк­лючаемый по воде экономайзер;

-два предохранительных клапана (рычажно-грузовые или пружинные);

-вентили на паропроводе собственных нужд котла;

-вентили на продувочных трубопроводах и на спускном трубопроводе.

Контрольно-измерительные приборы:

-манометр котла, устанавливается во фронтовой части верхнего барабана и присое­диняется к верхней трубе для указателей уровня воды или непосредственно к бара­бану;

-два указателя уровня воды прямого действия, крепятся к фронтовой части котла с левой стороны;

-приборы (реперы) – для контроля свободного перемещения нижнего барабана при тепловом расширении в процессе растопки котла.

Трубопроводы котла:

-два ввода питательной воды (один их них резервный);

-воздушник, используемый при заполнении котла водой, при сливе воды из котла и для контроля начала образования пара при растопке котла, когда сложно опреде­лить давление пара малой величины по манометру. После появления пара из воз­душника, вентиль на вздушнике закрывают и далее контроль давления пара осуще­ствляется по манометру;

-паропровод собственных нужд котла;

-трубопроводы непрерывной и периодической продувки котла;

-спускной (сливной) трубопровод для слива воды из котла.

Паровой котел ДКВр-6/13:

1 – экранные трубы; 2 - верхний барабан котла; 3- манометр; 4 - предохранительный клапан; 5 - патрубок подвода питательной воды; 6 - патрубок отвода пара; 7 - легкоплавкие пробки; 8 - камера догорания; 9 - перегородка из шамотного кирпича; 10 - трубы конвективного пучка; 11 – чугунная перегородка; 12 - патрубок непрерывной продувки; 13 - центральный обдувочный аппарат; 14 - нижний барабан; 15 - коллектор экрана.

Принцип работы парового котла включает циркуляцию воды в котле и схему движения дымовых газов. Дымовые газы, образующиеся в топке котла при сгорании топлива, отдают часть тепла экранным трубам, и через специально выполненное окно, расположенное в ле­вой части задней стенке топки поступают в камеру догорания. В камере догорания дымовые газы движутся с права на лево, огибают первую перего­родку конвективного пучка и поступают в первый газоход конвективного пучка. В первом газоходе дымовые газы движутся с лева на право, поперечным потоком омывают трубы, отдают им своё тепло и с меньшей температурой поступают во второй газоход конвективного пучка (см. схему движения дымовых газов). Во втором газоходе конвективного пучка дымовые газы движутся с права на лево, поперечным потоком омывают трубы и отдав им своё тепло, с расчётной температу­рой выходят из котла через окно, выполненное в верхней левой части задней стенки котла.

Из котла дымовые газы по газоходу направляются в экономайзер.

Циркуляция воды (пароводяной смеси). В котлах ДКВР паропроизводительностью до 6.5 т пара в час выделяют три контура циркуляции воды:

контур циркуляции воды левого топочного экрана;

контур циркуляции воды правого топочного экрана;

контур циркуляции воды конвективного пучка.

Работа контура циркуляции воды левого топочного экрана. Вода из верхнего барабана по опускной трубе, расположенной в обмуровке левой фро­нтовой части котла, поступает в левый коллектор. В этот же коллектор дополнительно поступает вода из нижнего барабана по трём перепускным трубам. Из коллектора вода поступает в систему экранных подъёмных труб левого топочного экрана. Двигаясь в экранных трубах снизу вверх вода подогревается, частично вскипает и в виде пароводяной смеси поступает в верхний барабан котла.

Работа контура циркуляции воды правого топочного экрана - происходит аналогично.

Работа контура циркуляции воды конвективного пучка. Питательная вода поступает в верхний барабан котла. Из верхнего барабана вода по системе опускных труб, расположенных во втором газоходе конвективного пучка (где температура дымовых газов ниже, чем в первом газоходе), поступает в нижний барабан. Из нижнего барабана вода по системе подъёмных труб конвективного пучка, располо­женных в первом газоходе (где температура дымовых газов выше, чем во втором газо­ходе), перемещается вверх, подогревается и в виде пароводяной смеси поступает в вер-ний барабан котла.

Влажный насыщенный пар, образующийся в циркуляционных контурах и поступив­ший в водяной объём верхнего барабана, проходит с большой скоростью через толщу воды, поступает в паровой объём, затем проходит через сепараторы пара и осушенный до заданной степени сухости поступает в паропровод.

Очистка наружных поверхностей труб конвективного пучка от сажи при работе котла на жидком топливе. Для очистки наружных поверхностей труб конвективного пучка от сажи и других отложений при работе котла на мазуте предусмотрен специальный обдувочный при­бор (стационарное обдувочное устройство). Через заднюю стенку обмуровки вдоль осей барабанов через трубы конвективного . пучка проходит вращающаяся обдувочная труба (из нержавеющей стали), имеющая ряд отверстий с соплами для выхода пара. Передний конец трубы входит во втулку, приваренную к одной из центральных труб второго ряда конвективного пучка. Вращают трубу вручную при помощи маховика и стальной цепи. Кроме того, имеются переносные обдувочные приборы.

Обдувку труб конвективного пучка при работе котла на мазуте производят паром или воздухом давлением 0,7-1,0 МПа (7-10 кгс/см ).

Обдувка производится в сроки, указанные в местной инструкции, а также при по­вышение температуры отходящих дымовых газов.