Сущность и явление

Категория сущности отражает внутренние, главные стороны предметов и явлений, связана с их качеством, природой.

Категория явления выражает то, что лежит на поверхности, внешние связи. Явления выражают сущность предметов, но завися также и от внешних условий, несут их черты.

Категория видимости (кажимости) – это явления противоположные сущности, которые как бы скрывают сущность, но и они в итоге, в совокупности со всеми другими явлениями позволяют лучше понять сущность.

Сущность – нечто многогранное. Сущность человека: это мыслящее существо, социальное и т.д. Каждая из этих черт сущности имеет свои проявления (явления). Более того, сущность и явления – категории относительные: то, что в одном отношении выступает как сущность, в другом будет выступать явлением. Можно говорить о разных уровнях проникновения в сущность: в познании мы идет от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. Так человек все глубже познает мир, ищет все более глубокие причины (сущности) происходящего.

Сущность категория близкая к категории общего. Сущность – то, что является общим для всех явлений, проявлений предмета. Явление – категория близкая к категории единичного.

Категория сущности близка к категории «закон». Закон – это повторяющаяся, необходимая, существенная связь предметов и процессов.

Например, характер человека можно рассматривать как его сущность. Каков характер человека, мы судим по тому, как он проявляется в поступках, в том, что и как человек говорит. Но по одному поступку нельзя судить о человеке, так как явление зависит не только от сущности (характера), но и от внешних условий. Общее в разных поступках идет от характера. То, чем один наш поступок отличается от другого, во многом зависит и от внешних условий.

Кант отрывал сущность от явлений, считал сущность «вещью в себе», т.е. чем-то всегда скрытым и непознаваемым в принципе. Это метафизический подход, так как не видит связей (в данном случае между сущностью и явлением).

Диалектики считают, что сущность дана в явлениях (между ними есть связь), но не в каждом полностью, а только одной своей стороной. Поэтому надо изучить предметы всесторонне.

Сущность весьма устойчива, изменить ее очень сложно. Для этого есть один путь – влиять на явления (а через них – на сущность), т.е. в воспитании ребенка важно создавать условия, чтобы в поступках проявлялись и закреплялись лучшие, а не худшие стороны его характера.

В познании мы иногда идем от явления к сущности, иногда от сущности к явлениям (подумайте и уточните это положение).

Придумайте пример и проанализируйте его с точки зрения соотношения сущности и явления. Ответьте на вопросы: 1. Можно ли по одному из явлений судить о сущности? Почему? 2. Можно ли сказать, что сущность порождает явления? А наоборот – что явления формируют сущность? Как это использовать в воспитании? 3. Как соотносятся понятия «сущность» и «закон»?

***


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: