Формы ЛФК

Использование разл. средств ЛФК для решения леч., леч.-воспитат. и реабилитационных задач возможно в разл. формах, отражающих наиболее целесообразное включение ее в режим дня. В ДДУ наиболее распространены спец. занятия ЛФК, утренняя гигиен. гимнастика, самостоятельно выполняемые индивид. назначения и эл-ты ЛФК, включаемые в другие виды двигат. активности ребенка. При применении всех перечисл. форм обеспечивается неразрывное леч. и воспитат. возд-е на больного ребенка.

ЗанятиеЛФК – особая форма применения ЛФК в любом учреждении. По своему построению занятие ЛФК соотв. всем основным принципам построения занятия по ФВ, а по содержанию – ведущим лечебным задачам для данн. периода заболевания. Осн. документом, отражающим подготовительную к занятию работу и подбор средств ЛФК, явл. конспект.

Способы проведения занятий ЛФК. Исходя из леч. задач и состава больных, занятия можно проводить индивид., групповым или малогрупповым способом. Индивид. занятие вкл. в определенном порядке и соответствии с леч. целями все показанные данному ребенку средства: массаж, гимн. упр., игры. Индивид. занятия проводятся со всеми детьми на 1 году жизни, а иногда и в более старшем возрасте, когда другие способы проведения занятий неприемлемы. Индивидуально проводятся занятия в остром периоде заболеваний внутр. органов, при параличах и парезах.

Малогрупповые и групповые занятия провод. с несколькими детьми, находящимся на одинаковом режиме, в одном периоде заболевания, когда решаются сходные леч. задачи. В некоторых случаях объединение больных в одной группе возможно, если у близких по возрасту детей большая часть спец. и общ. средств ЛФК аналогична, даже если не совпадают задачи. Данный способ проведения занятий наиб. эффективен, т.к. позволяет возд-вать сразу на большое кол-во больных детей, сами занятия приобретают необходимую в детск. возраст эмоц. и педедагогич. насыщенность.

С точки зрения физиологич. особенностей мышечн. работы и воспитат. задач, занятие подразделяется на три части.

В первой, вводной части, осущ. подготовка к. повышенному уровню нагрузки, необходимая сонастроенность функц. систем орг-ма, обеспечивающая наилучшее д-е средств ЛФК. С помощью определенных методич. приемов (построение, перестроение, упр. на внимание и координацию) обеспеч. организация детей, сосредоточение их внимания, необходимый психофизиологич. настрой. Затем вкл. ФУ, способствующие быстрому переходу от уровня сниженной физиологич. активности до уровня интенсивности физ. нагрузки, определяемого леч. задачами. Лучше всего в этом отношении действуют хорошо знакомые детям, простые по выполнению упр.. При занятиях с детьми дошк. возраста исп. ходьба и ее варианты, легкий бег, прыжки. У детей раннего возраста прим. массаж, пассивные и элементарные активные гимн. упр. для конечностей. Вводная часть занятия при правильной методике ее проведения ускоряет процесс врабатывания, устанавливает наилучшие взаимоотношения между НС ребенка, его двигат. аппаратом и вегетативными функциями, обеспечивающими движения.

В основной части занятия решаются ведущие леч. и леч.-воспитат. задачи, закл. в возд-ии как на пораженные органы и системы, так и на весь орг-м ребенка. Для их реализации вкл. как спец., так и общеразвивающие физ. упр., подв. игры, реже – приемы массажа. На протяжении всей основной части поддерживается оптимальный уровень деятельности физиологич. систем.

В заключит. части занятия физ. нагрузка постепенно сниж. Упр., приемы массажа, используемые в заключит. части, должны способств. ускорению процессов восстановления. Кроме того, в закл. части исп. упр., закрепляющие леч. эффект, достигнутый ранее.

Утр. гимнастика – форма применения ЛФК, обеспечивающая плавный переход от сна к бодрствованию, организующее и стимулир. возд-е на детск. орг-м. Она проводится в соотв. с режимом дня ДДУ Во время утр. гимн. обычно объединяются дети близких возрастных групп. Утр гимн. вкл. гимн. упр., ФУ прикладного хар-ра. Для детей раннего возраста, с которыми проведение гимнастики возможно начиная со 2 года жизни, в утр зарядку вкл. от 4 до 6 упр., хорошо изученных всеми детьми. Для детей дошк. возраста утр гимн. вкл. построение в шеренгу или колонну, затем ходьбу и ее варианты, ОРУ с охватом всех осн. мышечн. групп, Обычно после ходьбы назначают динамич. дыхат. упр. с потягиванием, затем упр. для мышц верхн. конечн., туловища (в виде поворотов, наклонов и т.п.), упр. для нижн. конечн.. Заканч. гимнастика упр. на координацию движений и ходьбой. Общ. кол-во упр., вкл. в гиг. утр. гимн., не превышает 6. И.П. для большинства упр. – стоя. В некотор. случаях, особенно при проведет гимнастики в зале, целесообразно исп. И.П. лежа.

Самостоятельно выполняемые индивид. назначения по ЛФК исп. в тех случаях, когда для достижения эффекта необходимо длительное применение средств с активным участием самого больного или его родителей. Для полноценн. исп. самостоятельно выполняемых назначений необходима достаточная сознательность больного, понимание им целей и задач проводимого лечения, наличие воли и желания скорейшего выздоровления. Содержание самостоят. выполняемых индивид. назначений определяется леч. задачами, возрастом больного и условиями проведения этой формы ЛФК. Вместе с инструктором разрабат. подробное описание упр., включаемых в самостоятельно выполняемое задание, и составляется конспект. Построение его аналогично занятию по ЛФК. Содержание разработанного конспекта или комплекса упр. разъясняется ребенку, и каждое из упр. выполн. в присутствии инструктора, чтобы убедиться в достаточном освоении задания. Для самостоят. выполнения детям раннего возраста назнач. упр. в стимуляции и восстановлении отстающих двигат. навыков. Разумеется, эти упр. и приемы массажа проводят с ребенком родители, иногда воспитатели под руководством инструктора. Предварит. разучивается техника выполнения каждого упр., входящих в комплекс для самостоятельного выполнения. Само задание включает вводный массаж, 2-3 гимн. упр., прием стимуляции одного из отстающих движений, затем заключительный массаж.

Особой формой применения ЛФК в ДДУ явл. использование эл-тов ЛФК в режиме дня. Сюда относятся спец. подобранные подв игры во время прогулок, упр. для закрепления двигат. навыков, выполняемые в периоды бодрствования вне других форм ЛФК, спорт. виды физ. упр., ходьба пешком определенной продолжительности по времени и расстоянию, проведение экскурсий и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: