Особенности методики ЛФК в разл. возрастн. периоды

Одним из условий эффективности назначаемой ребенку ЛФК явл. соответствие подобранных средств и методики проведения форм ЛФК возрастным особенностям.

ЛФК с детьми 1 года жизни провод. в виде индивид. занятий; при необх. ребенок может получать н дополн., выполняемые родителями назначения по ЛФК. Подбор упр. соответствует возрастн. особенностям развития движений. У детей первых 3 мес жизни при норм. развитии набл. физиологич. гипертония сгибательной мускулатуры, препятств. назначению и проведению пассивных гимн. упр. Т. обр., у детей первых 3 мес жизни при отсутствии признаков задержки развития в занятия ЛФК могут вкл. рефлекторн. гимн. упр в виде ползанья, разгибания спины в положении на боку, рефлекторн. упр. для стоп и т. д., выкладывание ребенка на живот, приемы общего поглаживающего массажа туловища и конечностей. В завис. от леч. задач увелич. кол-во тех или иных упр.; кроме общ. массажа избирательно может назнач. массаж тех или иных областей. Напр., при воспалении легких – массаж гр. клетки, при врожденной мышечной кривошее – спец. массаж области шеи, при косолапости – массаж стоп и т. д. В этих случаях используются все приемы массажа. При построении занятий обязательно соблюдается принцип чередования, когда последовательно чередуются упр. для разл. мышечн. групп и не повторяются подряд несколько упр. для одних и тех же мышц. Перед упр. для мышц рук, ног, спины или брюшн. пресса проводится массаж соотв. области.

Начиная с конца 3 месяца жизни у детей 1 года может исчезать повыш. тонус сгибателей, движения конечностей становятся свободными, быстро развиваются движения рук. Пассивные гимн. упр. доводятся у детей по мере исчезновения повышенного тонуса сгибателей, при отсутствии сопротивления со стороны ребенка. Из активных локомоторных реакций ребенка в первом полугодии развиваются умение переворачиваться со спины на живот и с живота на спину, а в конце 5 – на начале 6-го месяца – ползанье на животе.

В конце 1 – начале 2 года жизни начин. самостоят. ходьба. Ведущее место среди др. упр. заним. активн. гимн. упр., связанн. с естветсв. движениями ребенка: повороты туловища из И.П. на животе и на спине, ползание на четвереньках, в конце 1 года – ходьба на четвереньках и при поддержке. Вкл. упр. в переходе из одного положения в другое: лежа на животе - стоя на коленях и стоя при поддержке за руки, лежа на спине - сидя и т. д. Сравнит. меньшее место отводится массажу, некоторые его приемы осуществляются во вводной и заключит. частях занятия, если нет необходимости проведения по спец. показаниям и в основную часть. Пассивные, а в некот. случаях и рефлекторн. гимн. упр. вкл. в занятия ЛФК при задержке в психомоторном развитии либо в связи с его извращением в результате болезни. Общ. длит. занятий на 1-м году жизни – от 8 до 15 мин.

Методич. особенности проведения ЛФК с детьми 2-го и 3-го лет жизни. На 2 году у ребенка происх. значит. сдвиги в развитии речи, он овладевает элементарными навыками осн. движений и способами д-ий с предметами. Между 1 годом и 1 годом 6 мес. развивается ходьба; она хар-ся множеством сопутствующих движений рук, раскачиванием туловища, наклоном его вперед, согнутыми в коленях ногами, короткими и неравномерными шагами, быстрой потерей равновесия. Ползание также улучшается, появляются более точная координация движений, умение хорошо проползать под различными препятствиями и подползать под них, при целенапр. занятиях дети начинают лазать по лесенке. Во 2 половине 2 года жизни развивается равновесие, ребенок ходит. по дорожке определенной ширины, по доске, приподнятой над полом, перешагивает через препятствия.

При проведении занятий ЛФК с детьми 2 года жизни чаще всего прим. индивид. способ, хотя возможны и малогрупповйе занятия. Упр. выполн. с помощью инструктора (активные упр. с помощью). В дальнейшем ребенок может выполн. упр. самостоятельно, по привычной уже команде: «подними руки высоко», «ножки согни» и т. д. Из активных упр. с исп. локомоторных р-ций важн. роль играют конкретн. задания, хорошо понимаемые ребенком: «пролезь в обруч», «возьми игрушку». Игрушки, пособия во время занятий ЛФК с детьми раннего возраста не только способств. возникн. положит. эмоций, но и обеспеч. определенную точность движений. В связи с развитием речи и расширением представлений ребенка об окр. среде возможно включение активных имитацион. упр. (прыгать, как зайчики, ходить, как косолапый мишка), в т.ч. и активных дыхат. упр. (понюхать цветочек, сдуть пушинку).

На 3 году жизни возр. общ. двигат. активность (и потребность в движениях), происх. дальнейшее развитие навыков осн. движений ходьбы, лазания, бросания и метания, возникают бег, новые элементы прыжка: дети спрыгивают с небольшой высоты, при подпрыгивании вверх слегка отрывают ноги от опоры. Осн. формами ЛФК с детьми на 3 году жизни явл. спец. занятие и утр. гимнастика, сочетающиеся с эл-тами ЛФК в режиме дня. Занятие ЛФК целесообразно проводить малогрупповым способом с детьми, близкими по уровню психомоторного развития, со сходными заболеваниями. Во вводной части занятия, в зависимости от уровня развития навыка ходьбы, вводятся либо ходьба «стайкой», либо построения простейшего типа; дети ходят по кругу, взявшись за руки, парами, в колонну. В осн. часть, помимо активных упр., соответствующих леч. задачам, вводятся ОРУ в сочетании с упр. по тренировке и развитию осн. движений: бросания, прыжков, лазания, бега. Вкл. этих упр. проводится последовательно, в теч. неск. занятий – так, чтобы в каждом из них происходило закрепление и тренировка 1-2 двигат. навыков. При восстановл. движений, обучении детей ОРУ прим. метод показа движений инструктором с одновр. командой, затем совместн. выполнения упр. инструктором и детьми. Важн. роль в проведении занятий играют пособия и яркие игрушки. Осн. методич. приемом проведения занятия в целом явл. имитационный. У детей 2 и 3 года жизни в занятия вкл. подвижн. игры, понятные по своему содержанию и двигат. д-ям всем участвующим в игре. Длит. занятий на 2 и 3 годах до 15-20 мин.

Методич. особенности ЛФК в дошк. возр. Период от 3 до 7 лет предст. собою дошк. возраст, отлич. от старших периодов детства более быстр. темпом развития. К 3 годам нормально развивающийся ребенок владеет почти всеми осн. движениями и начинает их реализовать в свободной двигат. деятельности. В теч. всего дошк. возраста двигат. навыки совершенствуются, развиваются и двигат. качества ребенка.

ЛФК с детьми дошк. возраста провод. в форме групповых и малогрупповых занятий, утр. гимнастики и эл-тов ЛФК в режиме дня. Ведущей формой явл. занятие. В организации и методике его проведения учит. особенности дошк. возраста. При выполн. упр. инструктор контролир. точность всего движения в целом и его деталей. Помимо леч. задач во время спец. занятий по ЛФК должны решаться леч.-воспитат. Для этого инструктору по ЛФК следует заимствовать некотор. приемы обучения движениям из соответств. программ ФВ дошкольников.

Содержание остальных форм ЛФК в ДДУ у детей дошк. возраста тесно связывается с содержанием спец. занятий. ФУ и подв. игры, включаемые в содержание прогулок и в периоды бодрствования, подбираются так, чтобы создать определ. двигат. опыт; способств. закреплению двигат. навыков. Утр. гигиен. гимн. с детьми дошк. возраста должна проводиться отдельно от других, хотя и возможно объединение детей старш. дошк. и младш. школьного возраста. В содержание утр. гимн., помимо ОРУ, вводятся упр. в осн. видах движений и упр. на формир. навыка правильной осанки.

ОСН. ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ЛФК

Леч. и воспитат. возд-е адекватных возрасту и хар-ру заболевания средств ЛФК возможно лишь при соблюдении ряда дидактических принципов, выработанных теорией и практикой ФВ и ЛФК.

Ведущ. из этих принципов явл. принцип систематичности. Он закл. в непрерывности, планомерности исп. любых ср-дств ЛФК во всех возможных формах и обеспечивается регулярностью проводимых занятий. Благодаря этому физиологич. сдвиги, происх. в орг-ме ребенка под влиян. ФУ, а также компенсаторные приспособит. реакции, закрепляются. Перерывы в занятиях ЛФК приводят к утрате, ослаблению условнорефлекторных связей, изменяют течение приспособит. р-ций, которые при отсутствии подкрепления также прекращаются. Систематич., ежедневн. проведение утр. гимнастики, спец. занятий, выполнение движений и других эл-тов ЛФК, в том числе и самостоят. индивид. назначений, не только способств. успешн. решению леч. задач, но и играет большую воспитат. роль, приучая детей к организованности и соблюдению режима. Систематичность проведения всех форм ЛФК необходима для полноценного лечения больных детей, ибо только непрерывн. возд-ие на всех этапах лечения обеспеч. положит. динамику морфологич. и функц. сдвигов в орг-ме ребенка.

Принцип от простого к сложному подразумевает постепенн. повышение требований, предъявл. к детск. орг-му. Это касается как конкретных лечебных, так и воспитательных задач. Принцип от простого к сложному применительно к задачам ЛФК предст. собою принцип постепенности решения леч. задач.

Принцип постепенного повышения требований важен для обеспеч. адаптации орг-ма ребенка к повышающейся нагрузке и решения воспитат. задач. С этой целью в содержание занятий и др. форм ЛФК периодически вкл. более сложные виды упр. и увелич. объем и интенсивность физ. нагрузки. Положит. динамика функц. показателей и морфологических сдвигов, вызываемый средствами ЛФК, находится в зависимости от кол-ва мышечной работы. Постепенное приспособление к одному и тому же объему нагрузок, к одним и тем же упр. приводит к снижению интенсивности процессов, в т.ч. и восстановит. хар-ра. Повышение требований до уровня, адекватного возросшим возможностям орг-ма, увелич. положит. эффект средств ЛФК.

Адаптация у разл. детей протекает с разной скоростью, повышение нагрузок и изменение хар-ра упр. должны происходить с соблюдением еще одного важного принципа — индивидуального подхода к каждому ребенку. Индивидуализация учитывает особенности развития больного, степень отставания или опережения физиологич. показателей, двигат. умений, особенности течения заболевания, наличие или отсутствие осложнений, сопутствующих заболеваний и синдромов и т. д. Индивид. подход отражается и в постановке задач, и в подборе способов их решения, и в методике прим. средств ЛФК. При построении курса ЛФК принцип индивид. подхода осущ. в 2 направлениях – леч. и воспитат. Леч. индивидуализация нацелена на подбор средств, адекватных особенностям заболевания и индивид. особенностям реакции на них ребенка. Воспитат. индивидуализация закл. в тонком учете развития двигат. навыков и качеств, а также психологич. особенностей ребёнка

Принцип доступности. Все средства ЛФК, исп. в лечении ребенка или группы больных детей, должны быть доступны как по своей стр-ре, так и по уровню физ. нагрузки. Эта доступность определ. соответствием ФУ, подв. игр, упр. спортивного вида уровню психомоторного развития, состоянию здоровья, физ. подготовленности ребенка.

Принцип учета возрастного развития движений. В детск. ЛФК подбор средств связан с возрастн. особенностями двигат. сферы. Так, в первые месяцы жизни ребенка благодаря наличию безусловн. врожденн. двигат. р-ций прим. специфич. для раннего возраста рефлекторн. упр. По мере исчезновения безусловн. рефлексов вводятся пассивн. гимн. упр. В дальнейшем подбор ФУ и др. средств ЛФК определяется степенью развития как основных движений (ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания), так и двигат. навыков.

Сочетание общего и специального воздействия. Этот принцип особенно важен в детск. возрасте, т.к. ОРУ, подбираемые в соотв. с возрастными способностями ребенка, дают возможность поддержать оптимальн. уровень работы физиологич. с-м.

Общефизиологич. эффект таких упр. обеспеч. в первую очередь стимулир. д-е ЛФК.

Принцип чередования, или рассеянной мышечной нагрузки важен для предупр. Утомления у детей и снижения эффекта ФУ. Он предусматр. такое сочетание ср-ств ЛФК, чтобы работа мышц, осущ. движение или позную реакцию, сменялась работой др. мышц, оставляя возможность для восстановит. процессов.

Принцип сознательности и активности. Для усиления д-я средств ЛФК, повышения психотерапевтич. эффекта, а также для решения леч.-воспитат. задач необходимо сознат., активн. участие ребенка в занятиях. Сознат отношение детей к ЛФК обусловл. у них интерес к занятиям. Особ. значение принцип сознательности и активности имеет для развития двигат. навыков и улучшения кач-ва движений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: