Исторический обзор по проблеме музыкального воспитания детей

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластике, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, "трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души... Ввиду этого воспитания в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим... Он будет упеваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и соглосовывать с ним свой быт".

В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире. И, наверное, естественно стремление педагогов к воспитанию детей по "законам красоты", к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: "от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни и от красивой жизни - к абсолютной красоте".

У философов Древней Греции было не мало последователей. Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865-1950), который разработал на ее основе уже в начале 20 века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием "метода ритмической гимнастики". Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в ее названии, что ль широко используемом многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Заслуга Э. Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, "с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем "мышечного чувства", что, в свою очередь, способствует "более живой и успешной работе мозга". При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен "приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены".

В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением.

Дальнейшее развитие система Жака Далькроза получила в работах его учеников и последователей: Н.Г. Александровой, В.А. Гринер, Е.А. Румер и др., которые в 1911г. окончили Институт музыки и ритма. Российские педагоги-ритмисты понимали важность распространения музыкально-ритмического воспитания для детей и молодежи. Ими была проделана огромная работа по дальнейшей разработке практического материала и пропаганде системы Ж.Далькрозо в различных школах.

Таким образом, прогрессивная система музыкально-ритмического воспитания Ж. Далькрозе была положена в основу работу российских педагогов, которые по инициативе Н. Г. Александровой организовали московскую организацию ритмистов, где разработали учебные программы (для школ, техникумов, консерватории) и методические указания к занятиям по ритмике для учебных заведений, систематизировали практический материал.

Активно единство музыки и движений, которые в синтезе должны стать средствами физического, эстетического, нравственного воспитания детей, знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан, приглашённая в 1921 году в нашу страну Советским правительством с целью создания балетной школы. Самым важным в движениях Дункан считала искренность, непосредственность, грацию и непринуждённость. Она говорила детям: "Смотрите, как залетает птица, как порхает бабочка, как ветер качает ветви деревьев; учитесь движениям у природы. Всё, что естественно, то и прекрасно".

Эту важную мысль подчеркивала известная советская балерина Г. Уланова: "Когда бы и в каком бы балете мне не приходилось танцевать, я всегда стремилась осознать движение, из которых состоит танец". В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. А музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность, чёткость, ритмичность.

К. Станиславский подчёркивал, что как в пении, так и в движении необходимо достичь полного соответствия с музыкой. Убедительным свидетельством действенности этого положения является артистизм прославленных мастеров советского балета: Г. Улановой, О. Лепешинский, М. Плисецкой и др. Не зря об известной русской балерине Анне Павловной говорили, что её движения - это "танцующая музыка".

Над созданием отечественной методики музыкально-ритмического воспитания работали, начиная с первых после октябрьских лет, многие отечественные исследователи в области педагогики, психологии и методисты, музыкальные руководители детский учреждений и др. Среди них заметное место принадлежит: Н. Г. Александровой, М. А. Руме, Е. В. Коноровой. В последующие годы методы работы, объём необходимых умений и навыков, репертуарный материал проверялись на практике, уточнялись, совершенствовались.

Музыкально-ритмические движения способствует всестороннему развитию ребёнка. Инсценировки, праздничные построения, национальные танцы, игры формируют нравственные качества школьников. Они помогают воспитывать у детей любовь к Родине, чувство интернациолизма, приучают детей к коллективным действиям, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения, честности и смелости.

Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворение, получаемое ребёнком в процессе игры, обычно сопровождается значительными физиологическими изменениями в организме, улучшается дыхание и кровообращение. Весёлые игры и танцы возбуждают нервную систему и вызывают усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами.

Музыкально-ритмические движения способствуют формированию моторики, улучшают осанку. У детей появляются такие качества движений, как легкость, полётность, быстрота, упругость, ловкость и энергичность. Благодаря музыке движения школьников приобретает эмоциональную окраску, становятся более чёткими и выразительными.

Занятия ритмикой позволяет детям полюбить музыку, обостряют восприятие, развивают музыкальный слух, чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор, развивают творческое воображение и мышление.

В процессе игровой деятельности формируется творческое воображение ребёнка, проявляется его инициатива и выдумка. Младшие школьники передают характерные особенности персонажей, создают интересные композиции танцев, построение игр, инсценируют песни. Для этого они используют разнообразные выразительные средства - речь, движения, мимику, пение. Они глубоко и искренне верят в то, что они изображают, К. Станиславский считал, что артисту нужно учиться играть у ребёнка. "Вот когда в искусстве до правды и веры детей в играх, тогда вы сможете стать великими".



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: