Содержание
Введение.
Глава I. Значение музыкально-ритмического воспитания в формировании личности ребёнка.
Исторический обзор по проблеме музыкального воспитания детей.
Музыкально-ритмические движения.
Виды музыкально-ритмических движений.
Музыкально-пластическое движение.
Глава II. Особенности формирования ритмических навыков у школьников.
Ритмика в школе.
Пластическое интонирование: общая характеристика.
Методы пластического интонирования.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ.
Младший школьный возраст характеризуется формированием вида деятельности - учебной, которая требует от ребёнка не только большого умственного напряжения, активности, но и физической выносливости.
Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведения ребёнка. Именно в этот период появляются очень важные психологические новообразования, такие как произвольность деятельности; способность планировать свою деятельность, оценка своих действий с точки зрения соответствия поставленным целям; овладения навыками самоконтроля.
|
|
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а так же те психические процессы, которые лежат в их основе.
Мы считаем, что именно музыкально-ритмическое воспитание играет большую роль в дальнейшем развитии ребёнка как личности, что является актуальной проблемой на данный момент.
К проблеме взаимосвязи музыки с движением, пластикой, танцем постоянно обращались и обращаются специалисты разных областей - музыканты, педагоги, балетмейстеры.
Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы "музыка - движение". Известный швецарский педагог ХХ в. Э. Жак-Далькроз разработал целую систему ритмического воспитания, основой которого является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой.
Наиболее ярко связь музыки с движениями человека проявляет себя в народной музыке. и песня, и народный танец, и инструментальный наигрыш рождаются в тесной связи с движениями, изображением каких-либо трудовых действий, его инсценированнием.
Отечественные исследователи этой проблемы - Н. Г. Александрова, Н. П. Збруева, Е. В. Конорова, М. А. Румер, В. Е. Яновская разрабатывали методические основы музыкально-ритмического воспитания ещё в 20-30-е годы, на этой базе сложились различные методики музыкально-ритмического воспитания дошкольников, учащихся музыкальных школ, студий и кружков обще-эстетического образования.
|
|
Целью проведения данной работы, на ряду рассмотрением теоретического аспекта проблемы было исследование процесса формирования личности ребёнка с помощью музыкально-ритмического воспитания. В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить проанализировать литературу о значении музыкально-ритмического воспитания.
2. Выявить особенности развития личности у детей школьного возраста.
3.Выявить влияние музыки на процессе адаптации школьников.
4. Выбрать и предложить в методике для проведения музыкальных занятий у младших школьников.
Объектом исследования явилось влияние музыкальной ритмике на процесс формирования личности.
В качестве предмета специального изучения выступили особенности формирования личности младших школьников.
В процессе исследования применялись теоретические методы: анализ литературы, опыт.
Если обратиться к практике общеобразовательных школ, то методические проблемы музыкально-ритмических движений в разные годы решались по- разному. Учителя музыки использовали в своей работе, отдельные методы и приёмы, разработанные как отечественными ритмистами, так и зарубежными педагогами-исследователями - К. Рефом, З. Кодаем, и другими. музыкально-ритмические упражнения часто на уроках используются для физической разрядки детей, для снятия усталости. Прохлопывание ритмических рисунков, не всегда сочетается с музыкой, а проходит на уроках как изолированный от музыки вид деятельности учащихся. Из-за ограниченного пространства классных комнат танцевальные движения используются на уроках музыки также эпизодически. Больше фантазии и выдумки демонстрируют учителя при организации внеурочной работы - музыкально-ритмической работы.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что формирование личностных качеств ребёнка огромное значение имеет музыкально-ритмическое воспитание.
Материалы данной работы могут быть использованы в практической, педагогической работе с школьниками.