Выбрать выводы

Социально-нравственный портрет современного молодого человека имеет сегодня совершенно новые характеристики, разительно отличающиеся от таковых ещё лет десять назад. Всё с большей ясностью проступают в этом портрете ростки как нравственного, так и безнравственного, - ростки, по сути, того, что так щедро (или скупо) подпитывалось в детской душе всем ее окружением: и социумом, и родителями, и педагогами. И не секрет, что порой в этом портрете цветёт пышным цветом не высшая, а низшая природа человека с её необузданными эмоциями, страстями, страхами, самомнением, жестокостью, эгоизмом… Если сравнить детей с садом, а родителей, педагогов с садовником, то создаётся впечатление, что садовник, видимо, давно не заглядывал в свой сад, будучи занят другими неотложными делами. Запущен, заброшен, не ухожен сегодня сад детской души… Но рано или поздно садовник всё равно войдёт в него, чтобы собрать урожай… Что пожнёт он в нём? Не заглушат ли, не уничтожат ли сорняки и паразиты ещё не окрепшие хрупкие росточки духовности и нравственности в душах его подопечных?..

Вынесенная в название проблема духовно-нравственного становления современного молодого человека обозначена как социально-педагогическая неслучайно. В современном мире социальное воздействие на молодое поколение, в сравнении с педагогическим, во многих случаях оказывается доминирующим. Содержание же и интенсивность такого воздействия всем нам хорошо известны. Думается, что многими осознаётся и направленность такого воздействия: укрепление и питание всё той же низшей (животной) природы человека.

Юность психологи называют возрастом любви. Для любви в юношеском возрасте характерна идеализация объекта любви, что само по себе даже хорошо. Однако нередко молодые люди за любовь принимают увлечение, а порой и просто половое влечение, которое стремятся сразу удовлетворить… К сожалению, в настоящее время к биологическим, психологическим причинам, приводящим к резкому снижению возраста вступления в интимные отношения, прибавились и социальные, крайне усугубляющие эту всегда существовавшую для молодёжи проблему. Немалую роль в этом сыграло развитие средств массовой информации и коммуникаций и введение конституционного запрета на цензуру. В результате на детей обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей насилие, преступность, секс, наркоманию, проституцию, бесстыдство.

«Эксплуатация инстинктов секса в СМИ и в искусстве, а также агрессии и насилия перешла все мыслимые и немыслимые границы. Последнее привело к деструкции человеческого образа, особенно образа женщины, которая всегда выступала хранительницей дома, семьи и т.д. Сейчас ведущей моделью, которой хотят подражать, является модель «путаны», «вакхической женщины», но отнюдь не мадонны. Это опасно. Женщина – не только «вдохновляющий ресурс человека», но и нравственный и облагораживающий человечество образ, начиная с младенчества. Для трети девочек (по результатам опроса) секс является приоритетным…», - отметила в выступлении на «круглом столе» отделения образования и культуры РАО - «Духовность, художественное творчество, нравственность» - доктор философских наук, зав. лабораторией Института философии РАН, действительный член РАО Л.П. Буева.

В своё время Вл. Соловьёв отмечал: «Чувство стыда есть уже фактически безусловное отличие человека от низшей природы… Стыдясь своих природных влечений и функций собственного организма, человек тем самым показывает, что он не есть только это природное материальное существо, а ещё нечто другое и высшее… Здесь охраняется не материальное благополучие субъекта, а его высшее человеческое достоинство, или, точнее говоря, не охраняется, а свидетельствует о себе, что оно ещё сохранено в глубине существа.

…Бесстыдство и безжалостность в корне подрывают его нравственный характер… Стыд и совесть говорят разным языком и по разным поводам, но смысл того, что они говорят, одно и то же: это не добро, это не должно, это недостойно» (Вл. Соловьёв. Оправдание добра, ч. 1, гл. 1. II, IV, VI).

Кто же за всё это сегодня ответствен? Ответственны все, независимо от званий и положения, - поскольку все мы, вольно или невольно, являемся «сеятелями». И что мы сегодня сеем на поле человеческом – в души наших детей, – то и будем пожинать (и уже пожинаем). Именно поэтому обозначенная проблема – социальная. Однако она и педагогическая, поскольку именно педагог в первую очередь призван «сеять разумное, вечное, доброе».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: