Напрямки роботи з тривожністю у підлітків

Слово психотерапия происходит от двух слов греческого происхождения: psyche - душа, therapia - лечение, служение. Не существует единого определения психотерапии. Современная терапия, как и многие другие гуманитарные науки, распадается на множество школ, которые придерживаются различных взглядов на цели и задачи психотерапевтической помощи людям, ее конкретное содержание, на критерии психического здоровья.

Психотерапия - комплексное лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного, а через нее на весь организм, с целью устранения болезненных симптомов и изменение отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.

Айви А.Е. определяет психотерапию, как процесс исправления, задача которого сформировать более эффективное мировоззрение.

Завьялов В.Ю. определяет психотерапию как вид коммуникации между людьми, при котором создаются условия для решения проблем, роста и развития.

Смежной, а зачастую и трудно отделимой от психотерапии областью, является психологическое консультирование.

Консультирование - совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений. (Гронский А.В., Ласовская Т.Ю., 2003)

Классификация методов психотерапии представляет значительную сложность. На сегодняшний день существует примерно 250 видов психотерапии, около 13 из них вошли в учебники. Существует традиционное разделение методов психотерапии в зависимости от лежащей в основе психологической теории. В соответствии с теоретическим основанием выделяют:

· Психодинамический (психоаналитический)

· Поведенческий подход.

· Деятельностный подход.

· Когнитивистский подход.

·. Экзистенционально-гуманистический подход.

·. Гештальт-терапия.

·. Психодрамма.

·. Телестно-ориентированный подход.

·. Психосинтез.

·. Трансперсональный подход.

Когнитивная психотерапия.

Теоретической основой когнитивной психотерапии является когнитивная психология - это направление исследований получило развитие в 50-60е гг. Основатель когнитивной психотерапии Аарон Бек, он использовал термин "когнитивные схемы" для описания стабильных когнитивных паттернов (автоматизмов), через которые интерпретируются ощущения.

Цель терапии - изменить неадекватные когнитивные схемы. Врач помогает больному идентифицировать и проверять негативные мысли, развивать альтернативные и более гибкие схемы мышления, удерживать новые когнитивные способности и связанные с ними новые поведенческие реакции.

Терапия обычно краткосрочная и структурированная (5-7 недель - до 14 сеансов).

Поведенческая психотерапия.

Теоретической основой поведенческой психотерапии является бихевиоризм. Предметом психологии является поведение, а не сознание. Бихевиоризм отрицает сознание как предмет научного исследования, т.к. оно не доступно объективному наблюдению и экспериментальному исследованию.

За единицу поведения принимается связь стимула и реакций (Например, слюноотделение). Таким образом, предметом изучения является то, что происходит на входе и на выходе организма.

Методы поведенческой психотерапии тесно связаны с гипнотерапией, суггестивными (основанными на внушении) и аутосуггестивными методами.

Процесс поведенческой психотерапии является технологичным и высоко структурированным. (А.В. Гронский, Т.Ю. Ласовская, 2003)

Когнитивная психология рассматривает подростково-юношеский период с точки зрения процессов познания. В этом случае акцент делается на мыслительных процессах. Жан Пиаже занимался изучением когнитивной деятельности, его интересовали процессы мышления, происходящие при понимании и усвоении новых данных. Он описал возрастные изменения в структуре мышления детей, подростков и взрослых.

Психосексуальный подход представлен работами Зигмунда Фрейда. Он внес значительный вклад в науку, заострив внимание на сексуальных влечениях и потребностях. Следование сексуальным инстинктам и стремление удовлетворить потребность в любви являются мощными факторами, мотивирующими поведение индивида в юности.

При описании проблем подросткового и юношеского возраста Филипп Райс чаще всего использует социальный подход. Развитие и поведение тинэйджеров он рассматривает в неразрывной связи с картиной современного общества. Немало внимания уделено жизни и субкультурам различных молодежных групп. (Талызина Н.Н., 2012)

По мнению А.М. Прихожан, как профилактика, так и психокоррекционная работа должна включать 3 взаимосвязанных направления:

. Психологическое просвещение окружающих подростка взрослых - родителей и педагогов, объяснение им причин и последствий тревожности; обучение - взрослых средствам преодоления тревожности у детей (что особенно важно для родителей, учителей), способам помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности;

. Непосредственная работа с подростками.

Профилактическая работа должна быть направлена, прежде всего, на оптимизацию тех областей, с которыми связаны "возрастные пики" тревожности, при психокоррекции, помимо "возрастных пиков" - на "зоны уязвимости", характерные для конкретного ребенка, подростка;

. Работа по обеспечению соответствующей психологической атмосферы, способствующей развитию у ребенка, подростка чувства защищенности, межличностной надежности.

Значимым элементом в профилактике и преодолении тревожности является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в наиболее трудных для человека ситуациях.

Не менее важна в психопрофилактике и преодолении тревожности подготовка детей к новым ситуациям, т.е. снижение неопределенности ситуации через детальный рассказ о ней, обсуждение возможных трудностей, обучение результативным, конструктивным способам поведения в ней. Целесообразно проводить предварительное "проигрывание" наиболее значимых ситуаций (например, репетицию экзамена). Существенное значение при осуществлении всех программ играет позиция психолога по отношению к ребенку и подростку.

Как указывает А.И. Захаров, опыт работы подтверждает значимость смены позиции психолога в процессе осуществления программ - от активной, даже авторитарной роли до роли равного партнера и пассивного наблюдателя. Наиболее эффективным считается, если смена позиции осуществляется при максимальной открытости, объяснении для подростка смысла поведения психолога в той или иной ситуации.

Для повышения эффективности коррекции во многих, случаях необходима "терапия среды", как семейной, так и школы. Это положение, особенно важное для подросткового возраста, остается значимым и для последующих периодов развития.

А.М. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей в школе:

тревожность подросток коррекция профилактика

· Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению.

· Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания.

· Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей.

· На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая, в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок.

· При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести.

Комплексная коррекция складывается из следующих направлений:

· Медицинская реабилитация.

· Социально-педагогическая, это предполагает реконструкцию социальной значимости личности и улучшение адаптации к школьным условиям.

· Психологическая - это ликвидация признаков девиации личности.

Кратко охарактеризуем эти направления:

Медицинская коррекция - это фундамент, на котором строятся другие реабилитационные мероприятия. Врач является организатором, координатором психологической и социальной реабилитации. Тревожность может являться составляющим компонентом разных заболеваний, поэтому лечить нужно не только само заболевание, но и сопутствующие этому заболеванию нарушения. Помимо психофармакологических средств, лечебной физкультуры, физиотерапии, музыкальных занятий, трудотерапии, применяются различные виды психотерапии, стимулирующих к постепенному преодолению трудностей.

Педагогическая коррекция осуществляется в ходе обучения в школе. Необходимым элементом социальной реабилитации является оказание помощи подросткам в организации досуга. Это способствует повышению эмоционального тонуса, воспитанию волевых качеств, навыков общения, стабилизации психики в целом.

Психологическая коррекция - это деятельность по оказанию (корректировки) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют " оптимальной модели". Сюда же можно отнести и психотерапию, как метод лечения, а психокоррекция - как метод профилактики.

Совместная работа медицинских работников, педагогов в школах, психологов и т.д. способствует снижению у подростков тревожности, создает предпосылки для адаптации подростков в обычных жизненных условиях (социальная адаптация), а, следовательно, создает благоприятные условия для развития личности. Для оздоровления нервно-психической сферы детей необходимо ознакомление родителей, медико-педагогического персонала детских учреждений, широких масс населения с профилактикой невротических состояний и с психотерапией при них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: