Стресс, связанный с неправильной коммуникацией

Существует множество причин, вызывающих стресс во время обще­ния. Важнейшие из них показаны на рис. 26.

Рис. 26. Общение как источник стрессов

Одним из важнейших источником коммуникативных стрессов яв­ляются конфликты, т. е. взаимодействие двух или более людей, чьи потребности в данной ситуации кажутся участникам взаимодействия несовместимыми. Исследования физиологов показали, что затяжные конфликты могут приводить к серьезным нарушениям функциони­рования организма. В частности, К. В. Судаков отмечал важную роль так называемых «конфликтных ситуаций», в которых человек не мо­жет удовлетворить жизненно необходимые биологические или со­циальные потребности. На основании как собственных исследований, так и литературных данных автор сделал вывод, что следствием конфликтных ситуациях являются эмоциональные стрессы, которые являются ведущей причиной развития церебровисцеральных нару­шений [8].

Конфликтные ситуации отличаются рядом особенностей, которые усиливают интенсивность возникающих на их основе стрессов:

- перенос ответственности за конфликт на другого человека и све­дение к минимуму собственной ответственности за происходящее;

- появление и дальнейшее усиление отрицательных эмоций по от­
ношению к другому человеку, причем негативные чувства сохраняются и вне ситуативной конфликтной ситуации;

- упорное нежелание изменить свою точку зрения и принять точку зрения оппонента.

В последнее время многие исследователи обращают внимание на негативные последствия стресса, вызванного производственными или бытовыми конфликтами. Основными причинами возникновения серь­езных нарушений здоровья становятся:

+ эмоциональное напряжение;

+ межличностные конфликты в семье;

+ напряженные производственные отношения и др.

Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным, то может развиться реакция тревоги, чувство страха, невроз и т. п. Участники конфликта могут уменьшить интенсивность стресса, применяя определенные стратегии поведе­ния: уход, компромисс, соперничество, уступку или сотрудничество [9]. Основные особенности этих стратегий разрешения конфликтных ситуаций приведены в табл. 6.

Таблица 6. Применение различных стратегий при разрешении конфликтных ситуаций

Способ действия Сущность стратегии Когда имеет смысл применять
Соперни­чество (вы вводи­те в стресс себя и дру­гого) Жесткое настаи­вание на своем решении ♦Ваша позиция сильнее, чем у оппонента. ♦ Вас не интересуют возможные отдаленные последствия конфликта. ♦ Вы находитесь в критической ситуации, и предмет спора чрезвычайно важен для вас
Уступка (вы меня­ете вид стресса на более приемле­мый) Жертва своими интересами ра­ди сохранения мира ♦ Если сохранение хороших отношений с оппонентом для вас важнее, чем победа в конфликте. ♦ Если вы не правы и не ощущаете моральной силы для настаивания на своем решении ♦Если ваш оппонент заведомо сильнее вас и настроен только на жесткую конкурент­ную позицию.
 
Избегание (вы уходи­те из зоны стресса) Уход из конф­ликта. Перемена темы общения. Нарочитое пре­уменьшение важности сути конфликта ♦ Если вы видите, что конфликт приводит к разрастанию отрицательных чувств и тре­буется время, чтобы дать эмоциям остыть и вернуться к проблеме в более спокойном состоянии. ♦ Если стержень конфликта не очень важен для вас. ♦ Если вы не видите реальных шансов конструктивно разрешить конфликт иным путем
Компрмисс (вы мини­мизируете стресс) Поиск взаимных уступок, пере­вод конфликта в заключение сделки, равно­ценной для обо­их участников ♦ Если вы имеете равные права и возможности со своим оппонентом. ♦ Если есть риск серьезно испортить отноше­ния, излишне твердо настаивая на своем. ♦ Если нужно получить хоть какие-то преимущества и вам есть что предложить взамен
Сотрудничество (вы заме­няете дист­ресс на эустресс) Стремление вы­работать согла­шение, удовле­творяющее по­требности обеих сторон. Упор не на потерях, а на приобрете­ниях каждой стороны в про­цессе урегули­рования спора ♦ Вы добиваетесь полного разрешения конф­ликта и окончательного «закрытия» спора. ♦ Оба оппонента настроены на конструктивное взаимодействие. ♦ Решение проблемы равно важно для обеих сторон

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: