Религиозная жизнь в Риме III-I до. Общественные праздники

Религия. С III в. начиная – огромное влияние греческой религии и отождествление богов. Среди собственно римских строится иерархия по образцу греческой: Юпитер (глава богов, небо, гром и иже, Зевс), Марс (война, Арес), Минерва (мудрость, ремесло, Афина), Венера (любовь, плодородие, Афродита), Вулкан (огонь, кузнечное дело, Гефест), Церера (растительность, Деметра), Аполлон (солнце, свет), Юнона (брак, бабы, Гера), Меркурий (вестник, торговля и путешествие, Гермес), Нептун (море, Посейдон), Диана (Луна). Особо – культ двуликого Януса (храм со времён Нумы. Когда нет войны – двери закрыты. Но римляне постоянно воюют). Среди плебеев популярны Церера, Либера-Прозерпина (растит, загроб) и Либер (винище).

Пантеон не замкнут. Включая новых богов, римляне попадают в зону из покровительства, оттого делают это охотно. Берут к себе всех греческих, Великую Маму богов из Фригии.

Новые мистические веяния, в основном с востока. Мистерии. Проникают, но не так серьёзно, как это будет потом. Среди главных – культ Вакха (и вакханалии), мистический культ Великой Матери. Распространение – среди плебса. Сенат ведёт борьбу с этими культами, т. к. они подрывают основы Римской религии.

Жрецы – коллегии авгуров – тоже магистраты. Верховный жрец – Великий Понтифик. Вообще, религия – общественное дело. Можно и не верить, главное – обряды.

Философия. Проникает из Греции вместе с культами, в т. ч. и философия скептического отношения к богам. Становится модной. Особенно модно среди аристократии не верить в богов. С расшатыванием республиканских ценностей, ухудшением обстановки из-за гражданских войн всё больше роль у индивидуализма, пессимизма. Счастье ищут в загробной жизни. Ждут мессию, верят в Фортуну.

Праздненства. Изначально все религиозные секуляризуются с 6 в. Светские праздники проходят в цирке между Палатинским и Авентинским холмами.

Игры. Римские (самые ранние, светские), плебейские, Аполлоновы, Мегаленские (в честь Великой Мамы). Игры длятся от 6 до 15 дней. Есть регулярные ежегодные и экстраординарные (в связи с какими-то удачами или просто от балды). Оплачивались как государством, так магистратом-устроителем. Всего на игры уходило 76 дней в году. Игры состояли из нескольких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом (помпа), 2) состязания, 3) театральные представления. Потом – пир. Основная часть – последняя (театр, в смысле). На театральные представления – 50 дней в году. Особенно этим отличаются Аполлоновы. Пьесы как греческие, так и оригинальные римские (Плавт, Теренций, Пакувий, Акций). До 55 года собственного здания театра нет. В принципе, устройство то же, что и в Греции, по орхестра уходит в основном на места для сенаторов (буд. партер).

Гладиаторские бои. Пришли от этрусков (бои на могилах предков). Первые – в 264. К 105 – часть публичное зрелище, организуемое магистратами и частными лицами (ради популярности). Чем дальше тем больше популярности. Новый тип здания – огромный амфитеатр.

Проч. праздники. Религиозные – цереалии (Церера). С/х цикл (тоже религия): виналии (виноградный сбор), консуалии (жатва), сатурналии (посев) и т.д.

Религиозная жизнь в эпоху поздней Римской империи. Деятельность Аврелия Августина.

Религиозная жизнь.

Диоклетиан. При Диоклетиане христианство уже укрепилось в городах и имело хорошо организованную церковную администрацию, появились епископы. Даже некоторые высокопоставленные лица (например, жена и дочь Диоклетиана) приняли христианство. Христиане оказывали пассивное сопротивление культу двух августов, а потому подвергались гонениям, которые еще больше укрепляли их веру в собственную правоту. Придя к власти, Диоклетиан пошел на типичный ход – восстановление и укрепление старой религии (опора на традиции). Он усмотрел в столь мощной и структуризованной административной системе христианства, развивавшейся на его глазах, угрозу собственной власти. В 303 был принят первый эдикт против христианства, вскоре последовали еще три. Запрещалось отправление христианского культа, имущество конфисковывалось, церкви и предметы культа уничтожались, каждый христианин должен был публично отречься, остальные подвергались пыткам и казни. Христианство не было сломлено – именно оно, а не устаревшая римская религия больше соответствовали новой ментальности.

Константин. Константин вел совершенно иную чем Диоклетиан политику. Он оценил популярность христианства среди всех слоев общества, понял, что гонения только укрепляют эту религию, и решил опереться на нее. Была выработана следующая политика. Мир и человеческое общество – дар Божий. Кто-то должен поддерживать в нем порядок. Кто это? Конечно император (Один Бог на небе – один Император на земле). Христиане ничего не имели против такой политики и в 311 гонения на христиан были прекращены. К 313 установился союз с христианами, несмотря на то, что сам император хритианство принял только перед смертью. В Медиолане принят эдикт о веротерпимости. Началось интенсивное развитие христианства – появилась иерархия (пресвитеры, диаконы, епископы).

Ереси. В связи с развитием христианства появляются разные толкования Св. писания и, как следствие, ереси. Африка – циркумцелионы (агонисты). Александрия – тринитарные и христологические споры, арианство (в Троице главный Отец, а Христос – не вполне Бог, т.к. не равен ему, будучи его творением; союз с варварами и язычниками). Гностицизм. Монтанизм (эсхатологические ожидания и очень аскетичный образ жизни как следствие; против обмирщения церкви. Донатизм – североафриканское развитие монтанизма. Для предотвращения ересей собирается Вселенский Собор (1-й – 325 в Никее, 2-й – 381 в Константинополе); все, что кроме признанного на Соборе (Credo) – ересь. Оформляется церковная иерархия во главе с 3 епископами (Александрийским, Антиохийским и Римским), которые называются папами, архиепископами в провинциях и епископами в городах.

Деятельность Аврелия Августина (354-430).

Вся деятельность направлена на борьбу с донатистами, манихеями и ересью пелагиан.

Борьба с манихейстом. Суть: синтез зороастризма, буддизма и христианства. Пророк – мани (первая проповедь - 240). 389-405 – 13 антиманихейских трактатов. 392 – диспут с пресвитером Фортунатом. Тот не смог ответить на несколько вопросов и сбежал. 404 – спор с Феликсом (его А обращает).

Борьба с донатизмом. Суть: объявляют церковь продажной, всё что она делает лишённым святости (рукоположение и крещение действительны только из рук донатистов). Августин пишет несколько трактатов с опровержением. Положение осложняется тем, что донатисты отказываются от диспутов. Епископы жалуются на донатистов императору Гонорию, он их поддерживает. Сначала 405 – закон против Схизмы, но не помогает. В 411 – суд на донатистами и их разгром на Карфагенском соборе (А участвует).

Борьба с пелагианами: Суть: роль божественной благодати мала, преувеличивают значение свободы воли, отменяют первородный грех. 412-421 – упорно пишет опровержения. То же – в последние годы жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: