Понятие алгоритмического языка

Достаточно распространенным способом представления алгоритма является его запись на алгоритмическом языке, который представляет в общем случае систему обозначений и правил для единообразной и точной записи алгоритмов и их исполнения.

Как и каждый язык, алгоритмический язык имеет свой словарь. Основу этого словаря составляют слова, употребляемые для записи команд того или иного алгоритма. Эти слова называются служебными, смысл и способ употребления которых задан раз и навсегда. Использование служебных слов делает запись алгоритма более наглядной, а форму представления различных алгоритмов – единообразной.

Алгоритм, записанный на алгоритмическом языке, должен иметь название. Название желательно выбирать так, чтобы было ясно, решение какой задачи описывает данный алгоритм. Для выделения названия алгоритма перед ним записывают служебное слово АЛГ
(АЛГ оритм). За названием алгоритма (если это необходимо) записывают переменные, используемые в алгоритме, тип их данных (целый, вещественный и т. д). Для указания начала и конца алгоритма его команды заключают в служебные слова: НАЧ (НАЧ ало) и КОН (КОН ец). Команды записывают последовательно:

АЛГ <название алгоритма>;

ПЕР <название переменной>: <тип переменной>;

НАЧ

<серия команд алгоритма>;

КОН

Например:

АЛГ пользования лифтом;

НАЧ

Нажать кнопку вызов;

Дождаться открытия дверей;

Войти в лифт;

Нажать кнопку этажа;

Дождаться остановки и открытия дверей;

Выйти из лифта;

КОН

Очень часто при составлении алгоритма требуется описать определенную величину.

Величина – это определенный информационный объект, который имеет имя, значение и тип.

Исполнителем алгоритмов работы с величинами может быть человек или специальное техническое устройство (компьютер). Такой исполнитель должен обладать памятью для хранения величин.

Величины бывают постоянными и переменными.

Постоянная величина(константа) не изменяет своего значения в ходе выполнения алгоритма (например: число π).

Переменная величина может изменять значение в ходе выполнения алгоритма. Переменная всегда обозначается символическим именем (например: X, Y, x, y).

Тип величины определяет множество значений, которые может принимать величина, и множество действий, которые можно выполнять с величиной. Основные типы величин: целый, вещественный, символьный, логический.

Выражение – запись, определяющая последовательность действий над величинами. Выражение может содержать константы, переменные, знаки операций, функции.

Например: A+B; 2* x–y; K+L – Sin(X) и др.

Команда присваивания – команда исполнителя, в результате которой переменная получает новое значение.

Формат команды:

<имя переменной>:= <выражение>

Исполнение команды присваивания происходит в следующем порядке: сначала вычисляется <выражение>, затем полученное значение присваивается переменной. Например: С:= A+B; к:= 10.

Любой алгоритм может быть построен из команд присваивания, ввода, вывода, ветвления и цикла.

Команда ввода – команда, при которой значения переменных задаются через внешний источник (например, клавиатуру).

Например: ВВОД А (ввод значения переменной А с клавиатуры).

Команды вывода – команда, по которой значение переменной передается во внешний источник (например, на экране дисплея).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: