Западная Беларусь в составе второй Речи Посполитой

До Люблина 1569 года две независимые страны-соседки – Королевство Польское и Великое княжество Литовское – шли долгие почти два столетия. На протяжении этого времени были и совместная борьба против жестоких врагов, было больше десятка договоров уний, но были и разногласия и споры.

Согласно подписанному 1 июля 1569 года акту Люблинской унии Польша и ВКЛ объединились в одно государство – Речь Посполитую. Номинально Речь Посполитая являлась единым государством, но фактически она представляла собой союз двух государств, сохранивших свою обособленность и независимость.

В качестве элементов суверенности ВКЛ можно назвать: сохранение государственной границы, наличие независимых высших органов государственной власти, функционирование разветвленной системы органов государственной власти, наличие своей судебной системы, вхождение отдельной валюты. На границе с Польшей до 1775 года взимались таможенные пошлины. Статут ВКЛ 1588 года юридически закрепил сохранение суверенитета государства.

Как считает Казаков (и авторы), самым сильным всплеском государственной независимости Великого княжества Литовского, Русского и Жемоицкого было принятие Статута 1588 года, который был, по сути, причиной утраты силы многих постановлений Люблинской унии. По содержанию этого законодательного памятника, который действовал на территории Беларуси аж до 1840 года, Великое княжество Литовское представало самостоятельным государством не только с собственным законодательством, но и со своей территорией, аппаратом, войском, финансами.

По форме государственного устройства Речь Посполитая являлась конфедерацией в форме союза двух государств, имевших единого главу и общий сойм. Власть короля Речи Посполитой была сильно ограничена. Он не обладал ни законодательной, ни судебной, ни исполнительной властью. В законодательной сфере король имел право законодательной инициативы, санкционировал соймовые постановления, окончательно редактировал законы. Наличие трибуналов резко ограничило судебную власть короля. Он не имел право даже на амнистию и помилование. В сфере исполнительной власти король имел право на назначение чиновников центральных органов. Король не распоряжался казной.

Сойм Речи Посполитой состоял из трех так называемых соймовых «сословий»: короля, сената, в состав которого входили все католические епископы и наиболее важные сановники центрального и местного аппарата обоих государств, и Польской избы.

Нижней палатой сойма была Польская изба. Сюда входили депутаты – послы от шляхты отдельных поветов; входили также в небольшом числе послы от мещанства крупнейших городов. Польская изба с течением времени становится главной частью сойма, отодвигая назад верхнюю палату – сенат.

Компетенция сойма была широчайшая. Практически все важнейшие вопросы политики, экономики, государственного управления и законодательства – определение направлений внешней политики, объявление войны и заключение мира, избрание короля, созыв всеобщего ополчения, контроль за деятельностью правительства, принятие законов, установление налогов, помилование и амнистия должны были решаться на сойме.

Решения сойма делились на три группы: касающиеся всей Речи Посполитой; имеющие силу только для Польши; относящиеся только к ВКЛ.

Но неспособность слабой центральной власти государства контролировать политическую обстановку в стране привела к ситуации, близкой к гражданской войне и иностранному вмешательству, в том числе и военному. В 1769-1770 годам Австрия оккупировала часть Польши и Украины, Пруссия – северно-западную часть Польши. В августе 1772 года между Австрией, Пруссией и Россией был заключен договор о совместном разделе Речи Посполитой (первый раздел Речи Посполитой). По нему к России отошла территория Инфляндского воеводства, значительная часть Полоцкого воеводства, части Речицкого повета, Минского воеводства и почти полностью Витебское и Мстиславское воеводства. Присоединенная к России территория Беларуси была включена в состав вновь образованных Могилевской и Псковской губерний.

Венцом политических реформ в государстве стал созыв так называемого Четырехлетнего сойма. Созванный в 1788 году сойм объявил себя конфедерацией, что отменяло действие принципа «либерум вето», и все решения принимались простым большинство голосов. Так в январе 1791 года сойм принимает «кардинальные права», отменяющие предыдущий одноименный закон 1768 года, и закрепляющие новые принципы конституционного строя государства. Речь Посполитая объявлялась правовым государством, в котором верховенство принадлежало закону, принятому соймом. Провозглашалась вечная уния Польши и ВКЛ в составе Речи Посполитой. По сути, закон закреплял федеративное государственное устройство страны. В апреле 1791 года принимается закон о городах, который расширил права мещан. Они получили право на личную неприкосновенность такое же каким обладала белорусско-литовская шляхта по статуту 1588 года. Мещане могли приобретать имения с зависимыми крестьянами, занимать невысокие должности в государственных учреждениях и судах. Мещане, владеющие имениями либо дослужившиеся до офицерских званий, получили право на шляхетское звание.

3 мая 1791 года была принята Конституция Речи Посполитой. Она содержала одно из прогрессивнейших конституционно-правовых положений, провозглашающее, что власть в государстве исходит из рук народа. В целом Конституция 1791 года являлась самым прогрессивным законом Речи Посполитой, на основе которого могли осуществляться координальные изменения в общественно-политической и экономической жизни государства.

Как справедливо отмечает Чудаков М.Ф., акт, принятый 3 мая 1791 года (утвержденный 5 мая), не назывался Конституцией. Назывался он Ustawa Rzadowa. Такое название возникло по ряду причин. Первое – это то, что составители этого закона главной своей целью ставили реформу управления страной, установление новых принципов власти. Второе – слово «конституция» – в польском языке уже было давно и обозначало: а) просто парламентский закон, б) устройство. То есть особой торжественности в слове «конституция» большинством граждан не ощущалось. Понимание того же слова «конституция», означавшего нечто большее чем закон, пришло ужо после принятия Ustawy. Возможно, такое понимание пришло не без влияния американской Конституции, так как многие поляки (Костюшко, Пуласки) принимали активное участие в американской войне за независимость и знали, что такое Конституция 1787 года для американцев.

Конституция 1791 года была подписана пятью представителями Великого княжества Литовского во главе с руководителем конфедерации Великого княжества Литовского в Сейме с князем Казимиром Сапегой. Конституция была одобрена зимой 1791 года на заседаниях 27 поветовых сеймиков Великого княжества Литовского из 34.

Таким образом, не учитывать белорусское участие в создании и принятии Конституции 3 мая невозможно. (Белорусское потому, что в пяти из семи реальных воеводств, входящих в Великое княжество Литовское в конце XVIII века, проживало белорусскоговорящее население, правящий класс – шляхта Великого княжества Литовского была белорусского происхождения, главнй законодательный акт – Статут 1588 года – был созданием белорусской государственной мысли и белорусского языка). Иначе говоря, государствообразующее ядро было Белорусским.

Реакционеры выступали против принятой Конституции. Весной 1792 года в местечке Тарговице была создана конфедерация с целью отмены Конституции для сохранения «республиканской формы шляхетских вольностей». Не рассчитывая на собственные силы, торговичане обратились за помощью к Российской империи. После личных переговоров лидеров конфедераций с Екатериной II на помощь тарговичанам был направлен стотысячный армейский корпус, что и обеспечило быструю победу. В июле 1792 года король перешел на сторону конфедерации и объявил о роспуске четырехлетнего сойма.

Победа тарговичан повлекла второй раздел Речи Посполитой. В январе 1793 года Россия и Пруссия подписали акт, по которому к России отошла центральная часть Беларуси и правобережная Украина, к Пруссии – исключительно польские земли с городами Гданьском, Торунем, а также воеводства Познанское, Гнезненское, Калишское.

Стремительно развивающиеся события в Речи Посполитой привели к тому, что и положения Конституции 1793 года не были реализованы. В марте 1794 года началось восстание, направленное против вмешательства иностранных государств и политики тарговичан. Руководителем восстания стал Андрей Тадевуш Костюшко, происходивший из среднепоместной белорусской шляхты. 7 мая 1794 года от имени Костюшко издается «Полоцкий универсал», в котором объявлялась личная свобода крестьян и провозглашалась опека над ними со стороны правительства – Рады. Любой крестьянин при отсутствии долгов и выплате государственных налогов мог свободно уйти от помещика.

Восстание на первых порах имело некоторый успех, так как его поддержали городские низы и крестьяне. Однако в последующем, не получив поддержки от революционной Франции и не имея достаточных сил и средств против регулярных армий России и Пруссии, восстание потерпело поражение, что и привело к третьему разделу и полной ликвидации Речи Посполитой. В октябре 1795 года Австрия и Пруссия разделили между собой Польшу, а к России отошли Западная Беларусь, Волынь, Литва и Курляндия.

Таким образом, после третьего раздела Речи Посполитой территория Беларуси казалась включенной полностью в состав Российской империи.

Присоединение Беларуси к России способствовало сохранению крепостного права и усилению эксплуатации крестьян. Вместе с тем присоединение способствовало прекращению междоусобиц и постепенному восстановлению экономики Беларуси.

Итак, подведем итоги, касающиеся становления белорусской государственности в период вхождения в состав Речи Посполитой:

1. Как излагалось выше, государствообразующим ядром Великого княжества Литовского уверенно можно считать белорусским.

2. Речь Посполитая была союзным государством (конфедерацией до 3 мая 1791 года и федерацией после). Следовательно Великое княжество Литовское сохраняло свою независимость и обособленность. Это подтверждается статутом 1588 года, по которому Великое княжество Литовское представало самостоятельным государством не только с собственным законодательством, но и со своей территорией, аппаратом, войском, финансами.

3. Следует отметить белорусское участье в создании конституции 1791 года. Но вместе с тем ее нельзя считать первой конституцией созданной для белорусов. Скорее она была создана для поляков (очевиден ее польский характер). Да и вовсе она не успела стать полноценной конституцией, просуществовав лишь год.

Поэтому согласимся с Чудаковым М.Ф., который говорит о том, что Конституцию 3 мая 1791 года, во всяком случае для белорусов, для белорусской государственности, следует считать «неписаной» конституцией, или квазиконституцией, при формальном существовании писаного акта. Ибо, как справедливо отмечает Чудаков М.Ф., конституция, чтобы превратиться из нормативного акта в реальную конституцию, должна прижиться, укорениться на своей земле. С Конституцией 3 мая 1791 года этого не произошло.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: