Беларусь в составе Российской империи: попытки возрождения парламентаризм

После присоединения земель Великого Княжества Литовского к Рос­сии не прекращаются попытки восстановления белорусской государствен­ности. Одной из первых таких попыток является «проект Огинского». К началу 1811 г. вокруг Михаила Клеофаса Огинского сформировалась группа единомышленников, чьей главной целью было восстановление Ве­ликого Княжества Литовского. В апреле 1811 г. М.-К. Огинский направляется в Санкт-Петербург, где 25 апреля встречается с Александром I. Он предлагает императору восста­новить Великое княжество Литовское в качестве автономии в составе Рос­сии. Получив от императора добро для разработки и представления про­граммы действий и устройства будущего Великого княжества Литовского, он, консультируясь с членами своей группы, приступает к разработке про­граммы действий и проекта конституции Княжества.

Проект конституции, которая называлась «Государственный закон Великого Княжества Литовского», по поручению Огинского разработали Ф. Друцкий-Любецкий и Л. Плятар. «Государственный закон» состоял из 10 разделов и 266 статей. В соответствии с ним органом государственной власти Великого княжества Литовского должен был стать двухпалатный Сейм. Верхняя палата – Сенат из 12 архиепископов и бискупов, 15 воевод, 14 кашталянов, 8 высших чиновников и 4 министров (всего 53 сенатора). Нижняя – Посольская палата из 240 депутатов (из них 80 от городов), из­бираемых на 6 лет. Каждые 2 года 1/3 состава палаты должна была обнов­ляться. По образцу Сейма планировалось формирование рады воеводств и поветов. Сейм должен был иметь право вносить изменения и дополнения в Статут Великого княжества Литовского (все кодексы вместе взятые). Лю­бые изменения конституции Княжества могли быть осуществлены по ини­циативе Великого князя (а согласно личной унии – императора) и с одоб­рения объединенных палат Сейма, Кроме того, «Государственный Закон» предусматривал отмену крепостного права.

На начальном этапе эта идея поддерживалась Александром I. Однако М.М. Сперанский, имевший значительное влияние на императора, убедил его, что для поддержки России жителями бывшего Великого Княжества Литовского достаточно и менее радикальных мер. Кроме того, по словам Сперанского, планы восстановления Великого княжества Литовского мог­ли отрицательно сказаться на общественном мнении в России. Дескать, надо бы сначала создать секретную комиссию из 8 верных императорупредставителей губерний будущего (и бывшего) Великого Княжества Ли­товского, а затем принимать то или иное решение. Узнав о действиях Спе­ранского, Огинский приходит в ярость. Он продолжает настаивать на не­обходимости осуществления своего проекта. Однако 8 февраля 1812 г. Огинский получает от Александра I окончательный отказ. Более всего окружение императора пугало не ограничение самодержавия, а прецедент с отменой (хотя бы и лишь на части территории Российский Империи) крепостного права.

После вступления наполеоновской армии на территорию Беларуси, национально-освободительнное движение за независимость от России по­лучает новое развитие. 29 июня 1812 г. в Виленском Кафедральном соборе в торжественной обстановке было объявлено о новой унии Великого Кня­жества Литовского и Польши. 1 июля 1812 г. Наполеон подписывает указ о временной организации власти в Великом Княжестве Литовском. Времен­ное правительство возглавляет Ю.И. Касаковский. Однако вопрос о пар­ламенте возрожденного Великого Княжества решен не был, хотя в общест­ве активно обсуждались две основные концепции разделения властных полномочий:

1. Сильный парламент и сильный монарх (Конституция Герцогства Варшавского 1807 г., Конституция 3 мая 1791 г.).

2. Слабый парламент и сильный монарх (французские конституции 1804 и 1809 гг.).

После отступления Наполеона в начале сентября 1812 г. Временное Правительство эмигрирует в Варшаву, а 27 июня 1813 г. в Дрездене объяв­ляет о своем самороспуске.

Восстание 1830–1831 гг. на белорусских землях сопровождалось по­явлением политических организаций. Главной целью этих организаций яв­лялось политическое руководство восстанием, так как лидеры Польши не могли влиять на ход восстания на землях бывшего Великого княжества Литовского, которое развивалось стихийно. Первой такой организацией стал Виленский центральный повстанческий комитет (ВЦПК). И ВЦПК, и его преемник – Временное Главное польское управление в Литве заявляли о своей приверженности принципам парламентаризма, установленным Конституцией 3 мая 1791 г. Единый парламент Речи Посполитой, как и ав­тономный парламент Великого княжества Литовского, должны были быть основаны на принципах Конституции 3 мая. Однако восста­ние было подавлено, и идеи парламентаризма осуществить не удалось.

Очередная попытка воссоздания белорусской государственности име­ла место в 1863–1864 гг. (восстание Калиновского). Поначалу (1 февраля 1863 г.) руководство восстанием осуществлял Литовский провинциальный комитет (Л. Звяздовский, затем К. Калиновский), Позднее (февраль 1863 г.) Комитет был распущен по приказу из Варшавы и вместо него был создан Отдел управления провинциями Литвы во главе с Я. Гейштором,

В ходе восстания 1863–1864 гг. лишь правительство Я. Гейштора выступало за воссоздание парламента Речи Посполитой на принципах Конституции 3 мая 1791 г. Правительства Л. Звяздовского и К. Калиновского не имели четких представлений о структуре будущей государственной власти в стране.

XX в. был ознаменован возрождением белорусской государственности на основе парламентаризма. Уже в 1915 г. начинаются попытки создания бе­лорусских органов власти. После февральской революции 1917 г. в России начинается формирование национальных органов власти. Был образован Бе­лорусский Национальный Комитет (БНК). Главными задачами БНК явилось проведение выборов на территории Беларуси во Всероссийское Учредитель­ное Собрание и Белорусскую краевую раду. Летом 1917г. БНК передает свои полномочия Исполнительному Комитету.

В том же 1917 г. создается временный краевой белорусский предпар­ламент – Центральная рада (позднее был преобразована в Великую бело­русскую раду). Однако Статут Центральной рады был пропитан «социалистическим духом» и не позволял значительной части населения страны (среднему классу, аристократии) иметь в ней своих представителей. Чтобы выйти из этого кризиса, были проведены выборы в Первый Всебелорусский Конгресс (Съезд). Приводим результаты этих выборов: Социалистический Блок (коалиция во главе с Белорусской социалистической громадой) – 13,14% (246 мест), большевики – 3,20% (60 мест), Российская партия ле­вых социалистов-революционеров – 2,67% (50 мест), белорусские монар­хисты - 0,15% (3 места), Белорусская социал-демократическая рабочая партия – 0,11% (2 места), прочие партии – 0,43% (8 мест), беспартийные кандидаты – 80,30% (1503 места), общий состав Конгресса – 1872 депу­тата. Таким образом, большевики не сумели получить в Конгрессе боль­шинство мест. Согласно решению Конгресса парламентом должен был стать Всебелорусский Совет, который так и не был создан. Когда 30 декабря 1917 г. Конгресс провозглашает Беларусь автономной парламентар­ной республикой, он был разогнан большевиками.

19 февраля 1918 г. в Минске вспыхивает восстание, организованное бывшими депутатами Конгресса. Исполнительный Комитет Рады Кон­гресса объявляет себя властью в стране. 21 февраля Исполнительный Ко­митет создает Народный Секретариат. Этот акт был оформлен Первой Ус­тавной грамотой к народам Беларуси. 9 марта 1918г. была принята Вторая Уставная грамота к народам Беларуси, которая определяла временное го­сударственное устройство страны, в том числе и в отношении парламента. Учредительный Сейм (учредительное собрание) БНР должен был быть избран «...на основах всеобщего, равного, простого [прямого], тайного и пропорционального избирательного права...»,до создания которого зако­нодательная власть в стране должна была временно принадлежать Раде Всебелорусского Конгресса, которая избирала временное правительство – Народный Секретариат.

Вскоре после этого, на основе Исполнительного Комитета Рады Все­белорусского Съезда был образован белорусский предпарламент – Рада Белорусской Народной Республики. Это было значимым событием в истории белорусского парламентаризма XX в. Приводим партийный состав Рады БНР на апрель 1918 г.: Белорусская социалистиче­ская громада (БСГ) – 18 мест (22,5%), либерал-монархисты из Белорусско­го Народного Представительства в Менске (БНПМ) – 10 мест (12,5%), блок еврейских социалистических партий – 7 мест (8,75%), консерваторы из Рады Земли Менской – 4 места (5%), остальные депутаты – беспартий­ные. Состав Рады 80 депутатов.

Вскоре были предприняты попытки реформирования Рады. В апреле-мае 1918 г. фракция БНПМ предложила создать верхнюю палату предпар­ламента – Генеральную Комиссию, однако, это предложение было откло­нено. Следующая попытка реформы предпарламента оказалась удачной. 29 октября 1918 г. был принят Статут Рады БНР. В этом документе определя­лись структура и полномочия Рады. Статутом определялся статус Рады (предпарламента) и Сейма (парламента) БНР: «2. Верховная Власть осу­ществляется Сеймом Республики, который избирается на основе всеоб­щего, равного, тайного, простого и пропорционального избирательного права... До избрания Сейма, Законодательная Власть принадлежит Раде Республики...». Рада БНР определялась как «Высшее Временное Законодательное Учреждение» (Приложение 3). Определялся состав Президиума Рады и порядок его избрания, а также кворум Рады (1 /3 от ее состава).

11 ноября 1918 г. был принят Закон о правах и обязанностях Совета Народных Министров БНР, который установил рамки зависимости правительства от предпарламента.

Таким образом, можно утверждать, что БНР по своему политическому устройству представляла собой полноценную парламентскую республику. Во-первых: парламент провозглашался верховным органом государственной вла­сти («Верховная Власть осуществляется Сеймом Республики... До избрания Сейма, Законодательная Власть принадлежит Раде Республики, а Исполни­тельная... Народному Секретариату». Во-вторых: правительство (скачала Народный Секретариат, а затем Совет Народных Министров) было подотчет­но парламенту, власть правительства «осуществляется... под постоянным кон­тролем Рады... на началах парламентской ответственности». В-третьих: Премьер-министр избирался парламентом из числа депутатов. И наконец, компетенция правительства и отдельных министерств утверждалась Радой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: