Социально-экономическое и политическое развитие Беларуси в середине 80-х– середине 90-х годов

С середины 80-х годов по инициативе нового руководства КПСС во главе с М.С. Горбачевым в СССР начался период радикальных экономических, политических и социальных преобразований, начало которым положили решения апрельского (1985) Пленума ЦК КПСС. Вначале новый курс связывался с идеей ускорения, которая предусматривала повышение темпов экономического развития путем интенсификации производства, структурной перестройки экономики, внедрения достижений научно-технического прогресса, стимулирования труда. Однако принимаемые меры не дали желаемых результатов. Поэтому в июне 1987 г. было объявлено о проведении радикальной экономической реформы. Начался перевод предприятий, объединений, целых отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. С июля 1988 г. республики стали переходить на региональный хозрасчет, что привело к децентрализации и разрушению единого экономического пространства СССР.

Решение новых задач в Беларуси было осложнено аварией на Чернобыльской АЭС весной 1986 г. Из всех загрязненных территорий (Украина, Россия) 70% пришлось на Беларусь. В зоне радиоактивного заражения проживало 2 млн. 100 тыс. человек. Из оборота было выведено более 20% сельскохозяйственных угодий. Общие расходы, связанные с переселением людей, строительством домов, выплатой компенсации за оставленные жилища и хозяйственные постройки, потерянной техникой (вывозить ее с загрязненных территорий запрещалось) и т.д., составили 16 национальных годовых бюджетов Беларуси. И тем не менее с 1986 по 1990 гг. народное хозяйство Беларуси работало достаточно динамично. Промышленность республики увеличила выпуск продукции на 26%, а производительность труда выросла на 30,1%. Имелись определенные успехи и в сельском хозяйстве. Однако это не являлось свидетельством преодоления факторов экономического торможения. Механизм хозяйствования оставался затратным, экономические преобразования не затронули основ административной системы. Более того, во время перестройки были допущены ошибки, которые способствовали деструктивным процессом. Из-за отсутствия целостной и ясной программы реорганизация велась методом проб и ошибок. Имели место просчеты в инвестиционной и экспортно-импортной политике, в борьбе с нетрудовыми доходами. Был окончательно утрачен контроль над денежным обращением, появились групповые интересы, воровство в крупных масштабах и организованная преступность. Одновременно во многих регионах СССР обозначилась политическая нестабильность. Беларусь на этом фоне оставалась наиболее спокойной.

В октябре 1990 г. Верховный Совет БССР принял постановление «О переходе БССР к рыночной экономике» и утвердил соответствующую программу, разработанную Советом Министров Беларуси. Такой переход пла­нировалось начать с I ноября 1990 г. Программа предусматри­вала следующие направления перехода к рынку:

1. Меры по стабилизации экономики: сокращение госу­дарственных расходов на содержание госаппарата, капитальное строительство. Планировалось привлечь излишек денежной мас­сы с потребительского рынка за счет приватизации квартир, дач, гаражей, приобретения акций, облигаций и т.д.;

2. Разгосударствление, приватизация, демонополизация собствен­ности на средства производства; развитие предпринимательства и конкуренции;

3. Создание системы государственного регулирования экономикой;

4. Создание рыночной инфраструктуры и механизма ее действия: создание бирж, банков, рынка средств производ­ства, рабочей силы, жилья, патентов и т. д.;

5. Социальная защита населения в условиях рыночной экономики: введение минимальной оплаты труда, индекса­ции доходов, помощи по безработице, переквалификации, мало­имущим и многодетным семьям, пенсионное обеспечение пожи­лых и нетрудоспособных граждан.

6. Преодоление последствий чернобыльской катастрофы в усло­виях перехода к рынку: выделения значительных государственных средств на реабилитацию потерпевших людей и территорий, строитель­ство жилья, льготы и материальную помощь.

Планировалось, что осуществление программы перехода к рын­ку должно было остановить спад производства, содействовать ста­билизации экономики и ее росту уже в 1993 г. Но, как известно, этого достичь не удалось. Вместе с тем, по оценкам специалистов, принятая программа наметила в целом правильные ориентиры рыночных преобразований, многие се положения остаются акту­альными и в наше время.

После утверждения программы перехода к рынку Верховный Совет БССР принял ряд законов по ее реализации: «О собствен­ности», «О Национальном банке», «О предприятии», «Об аренде», «О предпринимательстве», «Об экономической неплатежеспособ­ности и банкротстве» и др. В 1991 г. была утверждена «Государ­ственная программа стабилизации экономики и социальной за­щиты населения», которая предусматривала ускоренные рыноч­ные преобразования и приоритет государственного регулирова­ния с целью недопущения хаоса и развала экономики. Однако в 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз, прежние административно установленные экономические связи разорва­лись, начался экономический кризис.

Основные предпосылки и проявления кризиса 1991–1995 гг. в экономике Республики Беларусь. Процесс становления государ­ственности Беларуси совпал с глубоким экономическим кризи­сом, который начался в 1991 г., на два года позже, чем в СССР в целом, и продолжался до 1995 г. включительно. Среди наиболее важных предпосылок кризиса можно выделить следующие:

1) Смена условий государственного существования Беларуси. Из союзной республики, «сборочного цеха» СССР она превратилась в самостоятельное государство, и все экономические проблемы пришлось решать самостоятельно: покупать по значительно бо­лее высоким (иногда по мировым) ценам сырье, материалы, ком­плектующие для производства, корма для животных, потребитель­ские товары, искать вместо утерянных рынков в бывших респуб­ликах СССР и бывших странах социалистического лагеря новые рынки сбыта продукции, формировать свою денежно–кредитную систему и т. д.

2) Смена условий хозяйствования. Это потребовало адаптации к рыночным взаимоотношениям внутри и за пределами государства, развития новых форм собственности и хозяйствования, деятельнос­ти в условиях конкуренции, разработки и принятия новых законов.

Основными проявлениями кризиса стали:

1) спад производства в основных отраслях хозяйства;

2) резкое сокращение инвестиций в основной капитал;

3) рост инфляции;

4) падение жизненного уровня населения;

5) рост безработицы;

6) рост внешней задолженности.

В 1991–1995 гг., в сравнении с последним предкризисным 1990 г. (табл. 1), валовой внутренний продукт Беларуси сократился на 35%, производство промышленной продукции – на 39, продукция сель­ского хозяйства – на 26, инвестиции в основной капитал – на 61, розничный товарооборот – на 57, среднемесячная номинальная заработная плата в белорусских рублях увеличилась в 2807 раз, реальная зарплата в результате инфляции снизилась на 44%. Офи­циальная внешняя задолженность страны в 1991–1995 гг. возрос­ла почти в 4 раза и составила 2 млрд долл., что было равно поло­вине валового внутреннего продукта.

Быстрыми темпами росли цены. С 1992 г. резко поднялись цены на сырье для промышленности и энергоресурсы, что вызвало рост потребительских цен. Российская Федерация в 1992 г. ввела свои деньги, и Республика Беларусь также вынуждена была начать вы­пуск расчетных билетов Национального банка, которые в народе получили название «зайчики» – по изображению зайца на купюре в один рубль. Рост инфляции в Беларуси приблизился к 30% в месяц. Цены в России и странах Балтии росли еще быстрее, чем в Беларуси. В условиях открытости государственных границ наблюдался массо­вый вывоз потребительских товаров из Беларуси в соседние страны.

Курс расчетных билетов Нацбанка Республики Беларусь стре­мительно снижался в отношении к доллару США, в результате чего доллары стали использоваться населением как основное средство накопления и денежных расчетов – происходила так называемая долларизация экономики. Для защиты своих потребителей прави­тельство ввело талоны и купоны, которые давали право гражданам Беларуси на приобретение установленной нормы основных продук­тов и потребительских товаров. Продукты в магазинах стали Прода­вать исключительно за расчетные билеты Нацбанка. С другой поло­вины 1993 г. в наличном денежном обращении страны начали ис­пользоваться только расчетные билеты Национального банка Бела­руси, а с октября 1994 г. белорусские рубли стали единым платеж­ным средством на территории страны – национальной валютой.

Вместе с тем в 1990–1995 гг. наблюдались некоторые позитив­ные изменения в развитии рыночных отношений – расширялся негосударственный сектор в экономике, формировались рыноч­ные механизмы хозяйствования. Так, если в 1990 г. в Беларуси было 71 фермерское хозяйство, то в 1995 г. их количество увеличилось почти в 43 раза, а всего насчитывалось уже 3029. Если в конце 1990 г. из 1522 промышленных предприятий только 281 (18%) было негосударственной формы собственности, то в 1995 г. из 1937 промышленных предприятий негосударственными были 650 (34%). Л в целом в негосударственном секторе экономики в 1995 г. рабо­тало 40,1% занятого населения страны против 26,1% в 1990 г.

Негосударственный сектор расширялся главным образом в тор­говле и производстве потребительских товаров в форме частных, коллективных, арендных, кооперативных, акционерных предприятий. Появились также иностранные и совместные с иностранным капита­лом предприятия. Среди первых таких предприятий были обувная фабрика «Бел вест», созданная витебской обувной фабрикой и запад­ногерманской фирмой «Саламандер». Если в 1990 г. иностранных пред­приятий вообще не было, а на 26 предприятиях с участием иностран­ного капитала работали 3,4 тыс. человек (0,1% занятых в экономике), то в 1995 г. на 644 совместных предприятиях работали 22,8 тыс. чело­век (0,5% занятых в экономике), а на 237 иностранных – 3,8 тыс. человек (0,1% занятых в экономике). Предприятия негосударствен­ной формы собственности в основном были мелкими, но среди ак­ционерных обществ насчитывалось более 50 крупных предприятий, в том числе Мозырский нефтеперерабатывающий завод, Брестский и Новогрудский заводы газовой аппаратуры, Пинский деревообра­батывающий комбинат, Витебский чулочно–трикотажный комбинат, Минский часовой завод, завод холодильников «Атлант» и др.

Следует отметить, что э кономический кризис в первой половине 90–х гг. пережива­ли все страны СНГ. Республика Беларусь даже сохранила более высокий уровень ряда макроэкономических показателей, чем он был в среднем по СНГ. Меньшим, чем в Беларуси, спад производ­ства ВВП имели только Узбекистан и Россия.

38) Кризис социализма в СССР. Распад Восточного блока.

Под Восточным блоком подразумеваются страны, вошедшие в советский блок, когда началась «холодная война». В них был создан общественно-политический строй, скопированный с СССР. Становление его шло разными путями. В Восточной Европе после Второй мировой войны СССР добился прихода к власти коммунистов. В странах Азии коммунисты пришли к власти относительно самостоятельно, поскольку возглавляли антиколониальное, освободительное движение. За образец был взят СССР. Демократия была ликвидирована. Частная собственность заменена государственной. Проводилась индустриализация и кооперирование сельского хозяйства. Во внешней политике эти страны следовали курсу СССР. В них был создан строй тоталитарного социализма. Этот строй во многих странах Восточной Европы вызвал недовольство. В 1953 году в ГДР, а затем в 1956 году в Польше и Венгрии возникли кризисы. Народ открыто выступил против тоталитарного социализма, и его выступления пришлось подавлять Советской Армией. Чтобы ослабить недовольство, компартии этих стран при поддержке нового руководства СССР пошли на ликвидацию наиболее неприглядных сторон тоталитарного социализма. В других случаях руководство не желало идти ни на какие изменения. В этих странах перестали послушно следовать курсу Москвы. В советском блоке появились трещины. Но и те изменения, которые произошли в СССР и некоторых странах Восточной Европы оказались неглубокими. Тоталитарный социализм не был уничтожен. Со временем, даже эти уступки стали рассматриваться как опасные. Когда в 1968 году в Чехословакии была предпринята действительно глубокая реформа тоталитарного социализма, все компартии выступили против этого. В Чехословакии в 1968 году была осуществлена интервенция, чтобы не допустить реформ. С этого момента повсеместно тоталитарные черты режимов I тали усиливаться, но экономическое положение стран тоталитарного социализма с 70-х годов стало ухудшаться. Не помогло и использование кредитов западных стран. Новое китайское руководство в 1978 году было вынуждено решиться на рыночные реформы, чтобы преодолеть трудности. В странах же Восточной Европы о реформах даже не помышляли. Там стали складываться условия для революций.

Революции в странах Восточной Европы, распад СССР, образование новых государств в Евразии

Социальные проблемы. Ухудшение экономического положения в странах Восточной Европы привело, в конечном счете, к появлению социальных проблем. Возникла безработица, явная или скрытая инфляция обесценила заработную плату, ухудшилось продовольственное обеспечение. Стали исчезать те черты образа жизни, которые в массовом сознании закрепились как «завоевание социализма»: отсутствие безработицы, социальная стабильность, твердые цены. Тоталитарный социализм исчерпал последние аргументы в свою защиту как более «передового» строя. Стали неэффективными прежние способы контроля над массовым сознанием, без которых невозможно существование тоталитарного общества.
Разочарование и недовольство приняли различные формы. Население ГДР предпочло выезд в ФРГ, что приняло массовые формы, несмотря на репрессии властей и тотальную слежку. В Польше недовольство вылилось в стачечное движение. В 1980 году в ходе стачек возник независимый профсоюз «Солидарность», который возглавлял электрик с гданьской судоверфи Лех Валенса. «Солидарность» вобрала в себя почти все оппозиционные силы и превратилась в массовую организацию: ее численность достигла 10-11 миллионов человек. Правительство было вынуждено вступить с ней в переговоры. Власти был брошен серьезный вызов. Связанное по рукам и ногам участием в афганской авантюре советское руководство не сочло возможным прямо вмешаться в события. Но оно оказывало мощное воздействие на руководство Польши, требуя запрещения «Солидарности». В декабре 1981 года в стране было введено военное положение. Все лидеры «Солидарности» были арестованы, а сам профсоюз распущен. Но военное правительство Польши так и не смогло найти выхода из сложившегося положения. Спад производства продолжался. «Солидарность» сохранила массовую поддержку. Ее нелегальные организации продолжали функционировать.

Кризис тоталитарного социализма

стал всеобщим: экономическим, социальным, Политическим и моральным. Но чтобы он разрешился, нужен был внешний толчок. Таким толчком стало начало перестройки в СССР. Начавшиеся перемены сыграли в этом смысле двоякую роль. М.С. Горбачев стал всячески поддерживать в этих странах сторонников перемен и «обновления социализма». Прежнее руководство лишилось поддержки СССР. Кроме того, СССР признал право народа на выбор пути развития. Для пародов Восточной Европы это означало, что советская интервенция теперь вряд ли возможна (объявленная М.Горбачевым «политика свободных рук»).

39) Провозглашение независимости Республики Беларусь.

События 19—21 августа 1991 г. в Москве ускорили процесс распада СССР. 25—26 августа 1991 г. внеочередная сессия Верховного Совета БССР придала Декларации о государственном суверенитете БССР силу закона, а также приняла постановление об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял Закон «О названии Белорусской ССР», в соответствии с которым она стала называться «Республика Беларусь», а сокращенно — «Беларусь». Государственными символами Республики Беларусь были объявлены герб «Погоня» и бело-красно-белый флаг.

В августе 1991 г. Верховный Совет БССР временно приостановил деятельность КПБ на территории республики. Ее имущество перешло в собственность государства.

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще, в правительственной резиденции Вискули (Пружанский район Брестской области) руководители России, Беларуси и Украины Б. Н. Ельцин, С. С. Шушкевич, Л. М. Кравчук, проигнорировав волю своих народов, высказанную на общесоюзном референдуме 17 марта 1991 г., денонсировали Договор 1922 г. об образовании СССР и тем самым окончательно уничтожили большое и могущественное государство. Советский Союз прекратил свое существование. На руинах СССР было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). Документы, подписанные на встрече в Вискулях, были одобрены Верховными Советами России, Беларуси и Украины, большинство депутатов которых составляли бывшие коммунисты.

21 декабря 1991 г. на встрече в Алма-Ате руководители 11 республик бывшего СССР подписали Декларацию об образовании СНГ. Членами Содружества Независимых Государств стали все бывшие союзные республики, кроме Литвы, Латвии и Эстонии.

В связи с прекращением существования СССР 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев сложил свои полномочия. Красный флаг СССР над Кремлем был заменен трехцветным российским. Перестройка, начатая в целях совершенствования социализма, закончилась его уничтожением.

40) Беларусь на современном этапе.

Новая страница в истории белорусской государственности была открыта в конце 80-х — начале 90-х годов XX века политикой «перестройки» в СССР. Ее содержанием стала реорганизация общественного и государственного устройства Беларуси, системы ее внешних отношений в условиях изменившихся исторических реалий.

27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики, которая означала, что Беларусь избрала для себя свой собственный путь развития. 25 августа 1991 года руководством республики было принято решение о придании конституционного статута указанной выше Декларации, а 26 августа вступил в силу Закон «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР». Согласно ему все предприятия, организации и учреждения союзного значения, которые располагались на территории Беларуси, переводились в собственность нашей республики.

19 сентября 1991 года Верховный Совет принял Закон об изменении названия БССР, в результате чего она стала именоваться Республика Беларусь. В это же время была утверждена новая государственная символика (герб и флаг).

8 декабря 1991 года руководители Российской Федерации, Украины и Беларуси в условиях кризиса союзной власти подписали Беловежское соглашение, положившее конец существованию СССР. Параллельно с этим образовывалось Содружество независимых государств (СНГ), полноправным членом которой стала Республика Беларусь.

В закреплении суверенитета РБ особую роль сыграло принятие Конституции 15 марта 1994 года, а также первые президентские выборы (1994 г.), в результате которых во главе государства стал А. Г. Лукашенко.

В 1995 году Беларусь подписала договор о дружбе и сотрудничестве с Россией отношения с которой являются приоритетным направлением нашей внешней политики. Дальнейшее развитие белорусско-российских отношений можно обозначить двумя Договорами: Договором о создании Содружества Суверенных Республик (2 апреля 1996 года) и Договором о создании Союза Беларуси и России (2 апреля 1997года). Окончательное объединение двух государств является делом будущего.

На сегодняшний день перед Республикой Беларусь стоит проблема выбора дальнейшего пути развития белорусской государственности. Различные общественные и политические силы республики предлагают свои варианты этого развития. В частности, совершенствовать существующую белорусскую государственность; найти идеалы нашей национальной государственности в истории белорусского народа и воссоздать их; взять за образец для подражания государственность какой-либо западной державы и т.д. Наиболее выверенной и с учетом опыта национальной государственной жизни, и с учетом перспектив развития белоруской государственности в современном мире является формула, приведенная в Конституции РБ: «Республика Беларусь — унитарное демократическое правовое социальное государство». Она означает, что главным содержанием данного этапа развития национальной государственности РБ является формирование основ эффективного, демократического правового государства и гражданского общества, развитие общественного самоуправления, обеспечение гражданского согласия и незыблемых устоев народовластия.http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=361


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: