Теория центральных мест

Географическая теория, которая стремится объяснить количество, размер и местоположение населённых пунктов в городской системе. Теория была создана немецким географом Вальтером Кристаллером, который утверждал, что поселения просто функционируют как «центральные места», предоставляющие услуги в прилегающих районах.

Согласно данной теории существует некая сетевая структура населённых пунктов, центральными элементами которой является доступ к объектам сферы услуг и максимально быстрое перемещение между населёнными пунктами. Между пунктами существует определённая иерархия, с ростом уровня которой определённый поднимающийся «выше» населённый пункт оказывает всё больше услуг пунктам, стоящим «ниже».

Эта система имеет форму смежных шестиугольных ячеек. Центры некоторых ячеек являются узлами шестиугольной решётки более высокого порядка, центры её ячеек — узлами решётки ещё более высокого порядка и так далее — вплоть до высшего уровня с единственным центром.

Для развития теории Кристаллером были сделаны следующие упрощающие предположения:

· неограниченная, однородная, безграничная поверхность (абстрактное пространство);

· равномерно распределённое население;

· все населённые пункты находятся на одинаковом расстоянии и в треугольной схеме решётки;

· равномерно распределённые ресурсы

· механизм «упадка расстояния»;

· совершенная конкуренция, и все продавцы — «экономические» люди, максимизирующие свои доходы;

· потребители имеют одинаковый уровень дохода и одинаковое покупательское поведение;

· все потребители имеют одинаковую покупательскую способность и спрос на товары и услуги;

· потребители посещают ближайшие центральные места, которые обеспечивают услугу, на которую у них есть спрос. Они стремятся минимизировать расстояние поездки;

· ни один из поставщиков товаров или услуг не может заработать сверхприбыль (каждый поставщик имеет монополию на внутренние районы). Таким образом, торговые площади этих центральных мест, которые обеспечивают определённый товар или услугу, должны быть все одинакового размера.

· есть только один вид транспорта, на котором одинаково легко путешествовать во всех направлениях;

· транспортные расходы пропорциональны расстоянию: чем больше расстояние, тем выше транспортные расходы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: