Вид деревьев | Состояние | Загрязнение почв тяжелыми металлами (СПК) | Содержание солей, % | Интенсивность движения транспортных средств, авт./ч | |
плотный остаток | Обменный Na | ||||
Липа | Фоновое | - | 0,03 | 0,00 | - |
Удовлетворительное | 0,09 | 1,80 | |||
Неудовлетворительное | 0,23 | 4,30 | |||
Крайне неудовлетворительное | 0,15 | 5,40 | |||
Береза | Фоновое | - | 0,04 | 0,00 | - |
Удовлетворительное | 0,13 | 1,90 | |||
Неудовлетворительное | 0,35 | 0,55 | |||
Клен остролистный | Фоновое | - | 0,00 | 0,00 | - |
Удовлетворительное | 0,09 | 0,16 | |||
Неудовлетворительное | 0,18 | 0,55 | |||
Тополь | Фоновое | - | 0,10 | 0,00 | - |
Удовлетворительное | 0,11 | 2,10 | |||
Неудовлетворительное | 0,35 | 0,70 | |||
Клен ясенелистный | Фоновое | - | - | - | |
Удовлетворительное | 0,11 | 4,10 | |||
Неудовлетворительное | 0,10 | 6,00 | |||
Крайне неудовлетворительное | 0,10 | 6,00 | |||
Вяз | Фоновое | - | 0,00 | 0,00 | - |
Удовлетворительное | 0,16 | 3,50 | |||
Неудовлетворительное | - | - | - | ||
Крайне неудовлетворительное | - | - | - |
Графическая зависимость состояния различных видов древесной растительности от интенсивности транспортного потока представлена на рис. 5. На оси X отложены все состояния деревьев - от фоновых - 1 до крайне неудовлетворительных - 4. Все обследованные деревья, кроме клена ясенелистного, обнаружили прямую зависимость между ухудшением своего состояния и увеличением интенсивности движения транспортного потока.
|
|
Важно отметить, что ухудшение состояния различных видов древесной растительности не всегда связано с накоплением почвой тяжелых металлов и солей, но почти всегда определяется увеличением интенсивности транспортного потока. Поэтому интенсивность транспортного потока является наиболее значимым фактором для оценки уровня антропогенной нагрузки на придорожную экосистему.
Рис. 5. Состояние различных видов древесной растительности в зависимости от интенсивности движения транспортного потока:
1 - фоновое; 2 - удовлетворительное; 3 - неудовлетворительное; 4 - крайне неудовлетворительное;
- липа; - береза; - клен остролистный;
- тополь; - клен ясенелистный; - вяз; - рябина
Однако оценка общего уровня антропогенной нагрузки на придорожную экосистему не всегда является достаточной. Иногда требуются более подробные исследования. В этой связи интересно отметить, что для многих растений известны предельно допустимые концентрации токсикантов в воздухе [ 17 ]. Так, ПДК диоксида серы (мг/м3) для пеларгонии зональной, тимофеевки луговой, сирени обыкновенной - 0,2; барбариса - 0,5; овсяницы луговой, смородины золотистой - 1,0; клена ясенелистного - 2,0. ПДК формальдегида (мг/м3) для тимофеевки луговой - 2,5; пеларгонии зональной - 5,0, овсяницы луговой - 1,0. Острое воздействие на растения пороговых концентраций газов в атмосферном воздухе представлено в табл. 12 [ 17 ].
|
|
Таблица 12