Смена форм государственного управления привела к пересмотру целей исследований. Вместо предплановых материалов, ориентированных на обширную систему показателей, стали разрабатываться рассчитанные на условия рынка вариантные прогнозы социально-экономического поведения регионов при различных макроэкономических сценариях развития страны.
Причем, ориентация на директивные установки поменялась на первостепенный учет экономических интересов субъектов хозяйствования и регионов. Важное значение получил новый для региональной экономики финансовый аспект территориального развития.
Среди регионально-экономических исследований, выполненных в последние годы СОПСом и другими научными организациями территориального профиля, особую актуальность имели:
- разработка стратегии территориального развития России и регионального аспекта экономической реформы;
- комплексный прогноз развития и размещения производительных сил Российской Федерации до 2000 г.;
- комплексные схемы экономического и социального развития и финансового состояния регионов, входящих в межрегиональные ассоциации;
- ряд долгосрочных региональных программ федерального значения (по районам Крайнего Севера, Дальнему Востоку и Забайкалью, Сибири, ряду районов — субъектов Федерации);
- исследования, направленные на формирование механизма регулирования территориального развития России (их результаты учтены в региональных разделах правительственных программ развития экономических реформ);
- работы по мониторингу законодательства Российской Федерации в региональной экономике; предложения по введению в России административно-территориального деления федерального уровня;
- исследования в области экономических отношений России и ее регионов со странами СНГ и Балтии.
Научные организации активно участвовали в международном сотрудничестве ученых регионалистов, в подготовке ряда межгосударственных проектов.
В связи с необходимостью решения возникших на этом этапе сложных проблем и принципиального изменения методологии анализа и прогнозирования регионального развития подготавливалась система новых методических материалов.
Многие ученые-регионалисты еще на заре российских реформ активно отстаивали концепцию тесного сочетания рыночных регуляторов с плановыми началами регионального развития экономики, рассматривая план и рынок как два выдающихся результативных достижения мировой цивилизации
ВЫВОД: Как о науке в нашей стране о ней заговорили в 70-х гг. XX в., а как об учебном предмете — лишь в конце 1980-х — начале 1990-х гг.
Предмет региональной экономики в различных научных трудах и учебниках трактуется по-разному, очерчивая тот круг задач, которые призвана решать эта наука.
По словам основателя отечественной региональной экономической науки Н. Н. Некрасова, региональная экономика «... изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих плановое формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе...
Рациональное размещение производительных сил рассматривается как основа, главная составная часть региональной экономики».
А. Г. Гранберг делает упор на необходимость системного подхода к определению предмета этой науки: «...предмет региональной экономики в широком смысле сложен, многосторонен.
Его главными составляющими являются:
-экономика отдельного региона,
-экономические связи между регионами;
-региональные системы (национальная экономика как система взаимодействующих регионов);
-размещение производительных сил;
-региональные аспекты экономической жизни».
Предметом региональной экономики является исследование пространственных проблем экономического развития национальной экономики, определения путей и механизмов их решения.
Основные задачи региональной экономики и управления:
· прогнозирование развития и размещения производительных сил РФ;
· разработка стратегии территориального развития РФ;
· создание правительственных программ по региональному развитию;
· выравнивание диспропорций в развитии регионов;
· обеспечение высокого уровня жизни населения во всех регионах.






