Конституционно-правовой статус Президента РФ

В досоветский период в России главой государства являлся монарх.

В советский период института президентства в России не существовало. Формальным главой государства был коллегиальный орган - Президиум Верховного Совета, возглавляемый Председателем.

В истории нашего государства предпринимались попытки введения института президентства:

При подготовке проекта К 1936г. И.В. Сталин отверг эту идею «во избежание противопоставления Президента представительному органу – Верховному Совету». Поэтому исполнение «президентских полномочий» было передано ПВСу.

При подготовке проекта К СССР 1977г. в 1964 году Н.С. Хрущёв высказал такую идею, однако, его соратники по партии не позволили идее осуществиться. Вскоре сам Хрущев был отстранен от власти.

В 1990 году был учреждён пост Президента СССР. Им стал М.С. Горбачёв, избранный 3 Внеочередным Съездом народных депутатов СССР. Данный институт просуществовал недолго – до распада СССР в декабре 1991 года.

Введение поста Президента РФ было осуществлено в соответствии с результатами всероссийского референдума, проведенного 17.03.91. после получения на референдуме положительного ответа на вопрос о необходимости введения поста Президента РФ, 12 июня 1991 года был избран первый Президент РФ.

Первым Президентом РФ стал Б.Н. Ельцин.

Элементы статуса:

  1. Президент РФ является главой государства. Президент обеспечивает единство государственной власти и устойчивость системы управления гос. делами в рамках всей страны.
  2. Президент РФ является гарантом Конституции РФ:
    1. Осуществляет право законодательной инициативы, которое позволяет ставить ему вопросы о реализации конституционных положений, о приведении законодательства в соответствие с К.
    2. Отменяет акты Правительства РФ в случае противоречия К РФ, ФЗ и УП.
    3. Приостанавливает действие актов РОИВ в случае их противоречия К РФ до решения вопроса соответствующим судом.
    4. Обеспечивает включение в К РФ поправок посредством официального опубликования актов, принятых в порядке, установленном ст. 136 и 137 К РФ.
    5. Направляет в КС РФ запросы о конституционности актов, предусмотренных ст. 125 К РФ
  3. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина:
    1. Требует от всех ФОГВ и РОГВ неуклонного соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
    2. Приостанавливает действие актов РОИВ в случае нарушения ими прав и свобод человека и гражданина до решения вопроса соответствующим судом.
    3. Издаёт указы, направленные на защиту правового положения личности в целом и отдельных групп населения (пенсионеров, военнослужащих, вынужденных переселенцев и др.), в том числе утверждающие целевые федеральные программы (например, «Дети России», «Молодежь России», по борьбе с преступностью и др.).
    4. Решает вопросы гражданства, помилования, политического убежища.
    5. Создаёт специальные органы (например, Комиссия по правам человека, Комиссия по вопросам помилования и др.).
  4. Президент РФ является «арбитром» в системе разделения властей:
    1. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие ОГВ.
    2. Применяет согласительные процедуры и другие меры преодоления кризисов и разрешения споров.
  5. Президент является «определителем» основных направлений внутренней и внешней политики государства:
    1. Обращается к ФС РФ с ежегодными посланиями о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
    2. Направляет в рамках реализации права законодательной инициативы проекты законов в ГД, в которых содержится идеология внутренней и внешней политики государства.
    3. Издаёт указы, определяющие контуры и конкретные направления внутренней и внешней политики государства.
    4. Создает специальные органы, разрабатывающие предложения по стратегии в области внутренней и внешней политики государства (например, Государственный совет)
  6. Президент РФ является представителем РФ внутри государства и за его пределами:
    1. Представляет государство во взаимоотношениях федеральных властей с субъектами РФ, в том числе, путём подписания договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, а также назначения своих представителей (например, полпреды в ФО).
    2. Представляет государство в отношениях с различными структурами гражданского общества (например, с общественными и религиозными объединениями, СМИ и др.).
    3. Представляет государство в международных отношениях, в том числе путём ведения переговоров и подписания МД РФ.
  7. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ:
    1. Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.
    2. Определяет основные направления военной политики.
    3. Утверждает военную доктрину.
    4. Осуществляет руководство ВС РФ.
    5. Назначает и освобождает высшее командование ВС РФ
    6. Ведёт переговоры и подписывает МД РФ о совместной обороне, безопасности, разоружении и др. вопросам.
    7. Вводит ВП на всей территории РФ или ее части.
    8. Издаёт указы о призыве граждан на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы.
    9. Создаёт и возглавляет Совет безопасности РФ.
  8. Президент РФ обладает неприкосновенностью («президентский иммунитет»).

Президента РФ нельзя привлечь к уголовной и административной ответственности, задержать, арестовать, принудительно доставить для составления протокола или дачи свидетельских показаний, подвергнуть обыску, досмотру, иным мерам принудительного характера.

Неприкосновенность распространяется также на занимаемые Президентом жилые и служебные помещения, личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и вещи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: