Финансовая деятельность государства – это организация денежной системы страны, а также формирование, распределение и использование государственных денежных фондов. Государство, осуществляя финансовую деятельность, выступает одновременно в двух качествах: как субъект политической системы и как собственник денежных средств, сосредоточенных в определенных фондах. При этом действия государства как собственника должны быть подчинены его роли в обществе как политического субъекта.
Главной целью финансовой деятельности является создание благоприятных условий для нормального функционирования социально-экономических структур общества.
Посредством осуществления финансовой деятельности государство решает три главных задачи:
- создание денежной инфраструктуры и обеспечение ее нормального функционирования;
- воздействие с помощью денежных рычагов на происходящие в обществе социально-экономические процессы в тех направлениях, которые государство полагает благоприятными для этого общества.
Таким образом, финансовая деятельность государства должна носить подчиненный и обслуживающий характер по отношению интересам общества.
В своем идеальном проявлении финансовая деятельность государства должна строиться на следующих принципах:
* учет потребностей общества и подчиненность его интересам;
* рациональность и эффективность;
* гласность и открытость, подконтрольность обществу;
* нормативность и плановость;
* постоянность и систематичность;
* предсказуемость и доступность общественному пониманию.
Финансовая деятельность государства проводится разными методами:
· обязательные методы – налоги, отчисление средств на социальное страхование, специальные внебюджетные фонды;
· добровольные методы – платежи по личному и имущественному страхованию, вклады в банки;
· безвозмездное финансирование;
· кредитование на принципах возвратности, платности, срочности;
· методы безналичных и наличных расчетов денежными средствами.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется разнообразными формами и методами.
К основным формам регулирования относятся:
- финансирование внешнеэкономической деятельности
- налогообложение
- инвестирование
- внешнее заимствование
- внешняя задолженность
- субсидирование экспорта.
К методам регулирования относятся следующие методы:
· Прямые (административные) – лицензия, квоты, государственная монополия
· Косвенные (экономические) – налоги, таможенные пошлины, процентные ставки, курс валюты, курс ценных бумаг.