Классификация государственных доходов позволяют глубже понять их экономическую природу, состав и целевую направленность, принципы формирования, то есть всю систему государственных доходов.
В зависимости от организационно-правового оформления форм собственности государственные доходы состоят из следующих поступлений:
1) Доходы государственных предприятий и организаций
2) Налоговые поступления частнопредпринимательского сектора
3) Налоговые поступления общественных организаций
4) Налоговые платежи населения
5) Налоговые поступления кооперативных и коллективных организаций и предприятий.
В зависимости от сфер создания государственные доходы классифицируются на:
1) Доходы, формируемые в сфере материального производства
2) Доходы, образующиеся в непроизводственной сфере.
По финансовому содержанию государственные доходы делятся на:
1) Налоговые
2) Неналоговые.
Чистый доход общества выражает стоимость прибавочного продукта в денежной форме, то есть при реализации прибавочный продукт получает форму чистого дохода. Важнейшей частью прибавочного (дохода) продукта и соответственно, чистого дохода общества является чистый доход хозяйствующих субъектов.
|
|
В условиях рынка основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги, займы и эмиссии. В разныеисторические периоды соотношение между этими методами неодинаково. И определятся множеством факторов: содержанием финансовой политики, социально-экономической ситуацией, хозяйственной конъюнктурой.
В системе государственных доходов центральное место занимают налоги. Они обеспечивают мобилизацию большей части финансовых ресурсов при формировании бюджетных и внебюджетных фондов. Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.
Вторым по фискальному значению доходом является государственный заем. Он используется для покрытия бюджетного дефицита, для обеспечения капитальных затрат, для инвестирования средств в государственный сектор экономики. Значение займов возрастает в период экономических кризисов. Займы широко применяются для покрытия бюджетного дефицита. Вместе с тем функционирование финансового рынка позволяет использовать займы и для покрытия расходов государственных предприятий. Финансовой базой погашения займов выступают налоги.
Третьим методом мобилизации государственных доходов является эмиссия – бумажно-денежная и кредитная. Государство прибегает к эмиссии только в тех случаях, когда налоговые и займовые поступления не покрывают государственных расходов, а ситуация на финансовом рынке неблагоприятна для выпуска новых займов.Бумажно-денежная и кредитная эмиссии, не связанные с потребностями хозяйственного оборота, а вызванные необходимостью покрытия бюджетного дефицита, приводят к усилению инфляционных процессов в экономике. Поэтому страны с развитой рыночной экономикой отдают предпочтение выпуску займов.
|
|
Вышеназванные методы мобилизации государственных доходов позволяют формировать бюджетные фонды на разных уровнях государственного управления. Внебюджетные фонды создаются с помощью налогов и неналоговых платежей; эмиссия здесь не применяется. При образовании децентрализованных фондов используются такие методы, как отчисление, различные взносы, добровольные поступления и т.д.