Задание для СРС

1. Выполнение письменной работы в виде эссе или реферата с целью рассмотрения проблемного вопроса изучаемой темы (индивидуальное задание получается у преподавателя). Объем работы составляет 6-8 стр

Список литературы

1. Сахариев С.С. Финансы: учебник Алматы: Юридическая литература, 2004 г.

2. История финансовой мысли и политики налогов – М.: ИНФРА-М, 1996 г.

3. Финансы: учебник для вузов – под ред. Л.А. Дробозиной – М.: Финансы, 1999 г.

Лекция 10. Тема: Государственный бюджет

1. Сущность и значение государственного бюджета

2. Основные задачи бюджетной политики

3. Принципы построения бюджетной системы

4. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета

5. Дефицит бюджета и способы его покрытия

6. Организация бюджетной системы РК

Цель лекции: определение роли государственного бюджета, его задач и принципов построения в организации бюджетной системы страны

Сущность и значение государственного бюджета

Государственный бюджет – финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением.

Государственный бюджет представляет собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей.

Государственному бюджету, как определенной совокупности финансовых отношений, присущи, прежде всего, те же черты, которые отличают категорию финансов в целом. Бюджетные отношения имеют распределительный характер, осуществляются в денежной форме, сопровождаются формированием и использованием целевых денежных фондов.

Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Централизация денежных средств небходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики. Государство нуждается в централизованных средствах для финансирования приоритетных отраслей, проведения социально-культурных мероприятий в масштабах общества, решения задач оборонного характера, покрытия издержек государственного управления. Именно через государственный бюджет государство организует перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, между регионами и отраслями.

Таким образом, государственный бюджет представляет систему денежных отношений, выражающих в основном движение чистого дохода общества, в процессе которого образуется и используется централизованный фонд государства.

Характеризуется государственный бюджет следующим:

- является особой экономической формой распределительных отношений, связанной с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государства и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей;

- предназначен для распределения стоимости между отраслями народного хозяйства территориями, секторами экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;

- выражают такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением общественного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном отрыве от нее.

Характеризуя сущность бюджета, следует отметить, что он является орудием вмешательства государства в экономику. Он также является главным орудием вмешательства в экономику и политику развивающихся стран. Это достигается в основном через систему государственного кредита. Классовая сущность бюджетов в настоящее время проявляется в использовании государственного бюджета для поддержания монопольных цен и монопольной прибыли. Это осуществляется через установление заниженных цен на продукцию государственных предприятий, высокие закупочные цены на продукцию монополий, налоговые льготы, государственные субсидии монополиям.

Государственный бюджет основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности.

Принцип единства заключается в едином порядке составления бюджета и едином бюджетном документе. Для этого принимается единая бюджетная классификация, то есть группировки доходов и расходов государства по однородным признакам.

Принцип полноты – здесь понимается включение в бюджет всех доходов и расходов правительственных органов. Различают брутто-бюджет и бюджет-нетто. В брутто-бюджет включаются все валовые доходы и расходы государства. В бюджет-нетто включаются только чистые доходы и расходы.

Принцип реальности необходим для предотвращения и устранения фальшивых бюджетных росписей. Этот принцип предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованы и правдивы. В настоящее время этот принцип не соблюдается ни в одной стране, так как затушевываются направления расходов, скрывается реальный вклад каждого класса в доходную часть.

Принцип гласности означает требование публиковать данные о доходах и расходах бюджета в печати для ознакомления общественности с составом и структурой бюджета, размерами дефицита и способами его покрытия. В реальной жизни этот принцип не соблюдается.

Таким образом, государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: